Цель | Освоение понятия «десятичная дробь», освоение алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с одним или несколькими нулями, в десятичную дробь; развитие умения применять полущенные знания для решения задач и упражнений.
|
Задачи | Содействовать формированию УУД: 1.Личностных: способствовать формированию положительного полноценного восприятия изучаемого материала, устойчивого познавательного интереса, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательного отношения к ним. 2.Регулятивных: учить в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей деятельности. 3. Познавательных: развивать способность к познанию, формировать понятие «десятичная дробь»; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «десятичная дробь» и алгоритма записи десятичных дробей; работать с учебником, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление,сообразительность. 4.Коммуникативных: Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера.
|
Планируемые результаты: -личностные -предметные -метапредметные | 1. Предметные: знать правило записи и чтения десятичных дробей, уметь правильно записывать и читать десятичные дроби, применять вычислительные навыки при решении математических заданий.
2. Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, проявлять инициативу, находчивость, активность при выполнении заданий.
3. Метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, понимание сущность алгоритмичечких предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
|
Основные термины и понятия темы | Десятичная дробь |
Межпредметные связи | География, история, технология. |
Используемые ресурсы: - основные - дополнительные | Математика. 5 класс / Н.Я Виленкин, В. И. Жохов, А.С Чесноков.- М: Мнемозина, 2012. ИКТ (презентация)
|
Организация пространства | Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, парная Формы взаимодействия: учащийся-учащийся; учащийся-учитель
|
Тип урока | Открытия нового знания (ОНЗ). |
Используемые виды оценивания | Самооценка, взаимооценка |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
|
|
| Предметные | УУД
|
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; установить тематические рамки | Проверка готовности к уроку, мотивирование учащихся на работу обращением к прошлому опыту учащихся.
| Подготовка к уроку. Ответы на вопросы учителя.
| Будь внимательней, дружок. Начинаем мы урок. Посмотрите, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку “5”. Задание на повторение: вычислительные примеры. 1) Для украшения актового зала к празднику купили 100шаров. Среди них 19 красных. Какую часть составляют красные шары? (19 десятых) 2) В магазин привезли 600 кг картофеля. До обеда продали три десятых всего количества. Сколько картофеля продали до обеда? (180 кг) 3) Замените число 6 дробью со знаменателями 10 (60 десятых) 4) Коля прочитал одну десятую часть книги, что составляет 15 страниц. Сколько страниц в книге? (150 стр.) 5) Двести солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. Девять десятых было усатых. Сколько было безусых солдат идут на парад? (20 солдат) слайд 1(самопроверка) | Уметь выполнять действия с обыкновенными дробями | Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
|
II.Актуализация знаний Цели: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
| Проведение опроса. Создание проблемной ситуации. | Отвечают на вопросы | На слайде записаны дроби: ![](https://lh5.googleusercontent.com/OLKYqDwQZLSaM94a4b2q6Hx6hwRy3MsQEp3AH55Cn92sRPHaQ7A0GoLa4yhzNmBb9He5rrxmMuCD9opybwW_noPCUL4UjMynbAlDpGoi9Qo6lFijj4SyGHWMBpr8cAajn1qW6HaZlfdzUAQ2uQ)
- Прочитайте дроби. - Что интересного заметили? (У всех дробей в знаменателе единица и нули) - На какие две группы их можно разделить? (Правильные и неправильные) - В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например: ![](https://lh5.googleusercontent.com/8Lsb2dFYo69WmHivI2_szYyytk0WSvjnFZdIkEtGH3MxEvYe0RWNYVFOzXhNtorGPeC9o6UomGDq30uvleFmXPn_nfciS74yBgw8GM8wXHIeNu4dv1yYx2WiNK2C1EwsbNlFoobLxP5UL-4apA)
![](https://lh3.googleusercontent.com/CkA2dKVKe3TLtDnnWkz0-KZnEMWmalsi6noPwXW53WmaIaM8vtK_TN5LSFKV4Ihzzwp6m1baPCxSJTfgkAQStDiHhKNbfYcmRz_qSn-93G2K7Qf7ZcLtfFpPlVgj2SoUk31viwdtm7K4_ExYaA)
![](https://lh4.googleusercontent.com/iic-ZzBW_Hs2idoUzk1P_uzCF5J1sZw053JiPJg5HtzyWDP65MR3S9chbM6t9mFwHylj3j9n9qSQ4MEUSnaWSUpx36JE7cjD_l8WwOUUeIBhkARo28YHsUK8K9UkrFaYtXx9MRzTWBSMNrHq6Q)
(Возникает проблема)
| Умеют читать обыкновенные дроби, различают правильные и неправильные дроби | Познавательные: развитие способности видеть математическую задачу Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. |
III.Первичное применение приобретенных знаний Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
| Организует фиксирование нового знания в речи и знаках | Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаниях. Выполняют задания с доски. | Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись Кто догадался, к каким? Эти дроби перед вами. Полюбуйтесь ими сами. В знаменателе, смотри – Единица и нули. Запишите тему урока “Десятичная запись дробных чисел” (слайд) Как записать дробные числа по-другому? Числа со знаменателями 10,100, 1000, 100000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например, ; ; . - Посмотрите на таблицу (слайд) Дробное число | Количество нулей в знаменателе | Десятичная дробь | Количество цифр после запятой | ![](https://lh5.googleusercontent.com/jqT1x5_0Mw_sAvTSKffUUmtWcpkUyyYQvdkFLq2D6xOi-oiPpFzgBJKhXXWolSUm6hvYNu7HwHIafiekzGv8VUSnSSWKf00loT2GQ2SbsBL4cPB0hcWtvVT6JwB8BWqStm9rYRCdQRAL5YZo7Q)
| 1 | ![](https://lh4.googleusercontent.com/DGA8yvnDMTa7ICj3sz1I5-G8y_K6Hcd-OID_k24667t3DVHAEYNZYnKQtY3EWonkbbVXrNnDD8LIx4-zSPUaApESDNmKAtvw4NF5eurR_8-snBJQHaidZ4dQs9EhEnBdZtsDuKO7Sa9bT7aRtQ)
| 1 | ![](https://lh4.googleusercontent.com/-dGnoEgFPKUOMPJSGW0PQa1L9i1CdGfxoR5pfqeDPBnLEhRx6nrXtdvoE-EH4Nmz-AZoK8BDp2ZN3nBbRr58hE0H_A8_iOLf2jJLLryRk0q32SYVEdKv19zB7jA0s6XCfkf0AXbf2q2dyi2PJA)
| 2 | ![](https://lh3.googleusercontent.com/upX3-YAn1_wanqQW_nBCCkhxwW1sgl_AD-aTDdqjkNYD6WUyeWzTYSb2K1wzkVG5-gsoS-hxfcsnFmsv1Q6sD2D8iPsgUX7BF4d0oZYvNZgHKSh9oYy9n3yY8op8mA6jPrBIV4dVNutDJrIQ6Q)
| 2 | ![](https://lh6.googleusercontent.com/_96rf-58txG78Sk3ESxatqGssOCxS7BaWRF6_WxTFXtgwH8q8LI_q1UXIKDoVQ9n_Aoe_CVrIXwK7153Ks3Wl1ZtUFAqlKOF3utgY5aWwDLUEuGvwVnrCjM9Wluo1mS2a3fuqC5IdV4UyxzMHg)
| 3 | ![](https://lh4.googleusercontent.com/iij4tqU0Rz6qXzXDiAqskwPyZh_ySOt6Jf0vWejdQcfb-HMqoZVWBiqNWBXzrx7c2YXNfqz9Xb7rb3pHEHYSWOjfKAScTBPjumaSk85-P_C597dXgv7Yohec4UiAq0T14uCnOsBCCTxdq_OFjA)
| 3 | ![](https://lh4.googleusercontent.com/Q450NHqpWYXshvZ_vS_UOtDJ9sbIHioOQ9oKWA0NPv2U81uDqZnH3qbjkt9fsAOQlBQb8pgONRZGJ1Da-W8g45z7NuGQQJTQxAeQ62tZ-bU7JE1qA0fDk3QTVYrf1MTFrSbx0zFnesG2lsQzfQ)
| 3 | ![](https://lh3.googleusercontent.com/cYUJttrPMRyU5FfihdhihRqrEJTxdDetR651J1FOC67mDt-gKdg_2uHnTmUC7w5C9LPBtnzeOTSZYmZVdItu9vs220O3hbyPDa2nBjT7O2oGrdkeKrluUaqN-TSo3GqHH2DqCRNUHbJXpQAOfg)
| 3 | ![](https://lh6.googleusercontent.com/WrpnmGAHeD9piue7MmOXFAZIWFUBPWSgV-mFo0lnf1BiIkOhC0CwCbiF1FNv0IswrIy9cdVYHbpsqQ3EMPIMALta_eKm_pEjxHLFUxDcBVBB-NLNAl4slqg6IsYibTtkyulgWvtyRnkGZpuDHg)
| 4 | ? | 4 | ![](https://lh3.googleusercontent.com/1x0EAtidmT0_qaGhcJ0Bs_k2X1N7kbv1Y18fPll6kmFcOBM7FA9wzU8wIqtvqzpGnbotZWFRAbwDQpjXMSXBYXprERjjvWJ32x5Pv8oNXyicD7iVs-blb-gkfQtEF8iHTSVLvHVDN_Oi5KLxSA)
| 5 | ? | 5 |
- Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой) - Как же вы запишите последние числа? (выберите верный вариант) А. 0,037 Б. 0,0037 В. 0,37 А. 3,5216 Б. 0,035216 В. 0,35216 - Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому. Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой. Записать целую часть (она может быть равна нулю). Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной. Записать числитель дробной части В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби - на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.) (М)
(А)
(Г)
(Н)
(И)
(Ц)
(К)
(И)
(Й)
МАГНИЦКИЙ Магницкий Леонтий Филиппович - автор первого учебника математики в России "Арифметика" (1703 г.), по которому учился М.В.Ломоносов (слайд) “Что есть арифметика? Арифметика - есть художество честное, независтное, и всем удобоятное, многополейзнейшее, и многопохвальнейшее от древних же и новейших, в разные времена явившихся изряднейших арифматиков”. Как вы понимаете эти слова? Историческая справка. (Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль-Каши в начале XV веке. Он записывал десятичные дроби так же, как принято сейчас, но вместо запятой дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. | Читать и записывать десятичные дроби, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: уметь задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. |
IV.Закрепление нового материала Цели: закрепить новое знание в речи и знаках; зафиксировать преодоление возникшего раннее затруднения.
| организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
| Решают задания на новый способ действия при этом проговаривают выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
| 1. Работа в тетради. Выпишите в тетрадь правильные дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями. ![](https://lh4.googleusercontent.com/2fcikfW4eoqmWEXjnUj_NG1rQWgGodpnxl67SdWvEp0jKFelKbUAvMgFYY6_LW9-m4R2tI7yF6r1BxLTWs2cIzQctO_Fy3MGESdOYWW75imzXMWO_jHm_ebPejt4hrVZZ6zf2J8vYNIQtEW9Gg) ![](https://lh5.googleusercontent.com/fIoZ9EO-k3zeKfkrMLzFY6BwjrYGZe6DUlavi7WLfe3p7zevB0oYJEqjBjmiyGbn61QWRCT8SLPZi1l9UQD8aVcjP_9VoE1utE_cNbjnFN1YCC7qzmjCE8LnOP0D_-4X7f-DW2E_oDW7ntMIjQ)
Проверка (слайд) - Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными. ![](https://lh6.googleusercontent.com/-5bNQWT8UmbxgbM-OOGEAyfCGqxmyY33dCrw4WMY9aZJTkYyZxG6I8MdLp00d5uPST5Vc7IiZ26GmGCVRw47RJBxF_pbNYThgwW6FL4ZrvHFlMx0_RSwxnAdsnD9eI-JH77-6NuANfiGQbU8Rg) ![](https://lh5.googleusercontent.com/2NQxB2itS1WjY7P5_m-GORXxRw2OGC7SRIpZjcOFxQijFZoQeSaQV2WMrz6UMEXGlTY3iHUKSdM7r7vtearXnTd9QNEAtEUkrmXw5DsUYBDKA1--yI2Gp_IuzWwtjJkvfKghqj1BY71KMM-fvw)
Проверка (слайд) 2. Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби. Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста крепят на грудь бумажные плакаты с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на плакате знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников - цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа. Например, 3. Выполнение упражнения по учебнику. № 1145 | Самостоятельно выпоняют действия по алгоритму | Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой
|
V.Домашнее задание | Записывает домашнее задание | Записывают домашнее задание | П 30 вопросы, №№ 1146, 1147. |
|
|
VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать первичную проверку организовать рефлексию | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали. Выполняют задание на доске с проверкой. Обсуждают, что не получилось, выясняют, в чем ошибки.
| - Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной? - Как называют число, записанное перед запятой? - Как называют число, записанное после запятой? - Как определить, сколько знаков должно быть после запятой? - Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000? | Уметь переводить обыкновенную дробь в десятичную | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно воспринимать причины «успеха «и «неуспеха» Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий. |