Технологическая карта по теме " Десятичная запись дробных чисел"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Филиппова Наиля  Михайловна

Технологическая карта , предмет математика 5 кл, .Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,  А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд – 19-е издание – М.: Мнемозина, 2006. тема"Десятичная запись дробных чисел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.1_desyatichnaya_zapis_drobnyh_chisel.docx76.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Математика 5 класс

УМК

Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,  А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд – 19-е издание – М.: Мнемозина, 2006. 

Тема

Десятичная запись дробных чисел

Цель

Освоение понятия «десятичная дробь», освоение алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с одним или несколькими нулями, в десятичную дробь; развитие умения применять полущенные знания для решения задач и упражнений.

Задачи

Содействовать формированию УУД:

1.Личностных: способствовать формированию положительного полноценного восприятия изучаемого материала, устойчивого познавательного интереса, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательного отношения к ним.

2.Регулятивных: учить в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей деятельности.

3. Познавательных: развивать способность к познанию, формировать понятие «десятичная дробь»; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «десятичная дробь» и алгоритма записи десятичных дробей; работать с учебником, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление,сообразительность.

4.Коммуникативных:  Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

1. Предметные: знать правило записи и чтения десятичных дробей, уметь правильно записывать и читать десятичные дроби, применять вычислительные навыки при решении математических заданий.

2. Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, проявлять инициативу, находчивость, активность при выполнении заданий.

3. Метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, понимание сущность алгоритмичечких предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Основные термины и понятия темы

 Десятичная дробь

Межпредметные связи

География, история, технология.

Используемые ресурсы:

- основные

- дополнительные

Математика. 5 класс / Н.Я Виленкин, В. И. Жохов, А.С Чесноков.- М: Мнемозина, 2012.

ИКТ (презентация)

Организация пространства

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, парная

Формы взаимодействия: учащийся-учащийся; учащийся-учитель

Тип урока

Открытия нового знания (ОНЗ).

Используемые виды оценивания

Самооценка, взаимооценка

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности Цели: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;       установить тематические рамки

Проверка готовности к уроку, мотивирование учащихся на работу обращением к прошлому опыту учащихся.

 Подготовка к уроку.

Ответы на вопросы учителя.

Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

Задание на повторение: вычислительные примеры.

 1)  Для украшения актового зала к празднику купили 100шаров. Среди них 19 красных. Какую часть составляют красные шары? (19 десятых)

2) В магазин привезли 600 кг картофеля. До обеда продали  три десятых всего количества. Сколько картофеля продали до обеда? (180 кг)

3) Замените число 6  дробью со знаменателями 10 (60 десятых)

4) Коля прочитал одну десятую часть книги, что составляет  15 страниц. Сколько страниц в книге? (150 стр.)

5) Двести солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. Девять десятых было усатых. Сколько было безусых солдат идут на парад? (20 солдат)

слайд 1(самопроверка)

Уметь выполнять действия с обыкновенными  дробями

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

II.Актуализация знаний  Цели:

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Проведение опроса. Создание проблемной ситуации.

Отвечают на вопросы

На слайде записаны дроби:

          

- Прочитайте дроби.
- Что интересного заметили? (
У всех дробей в знаменателе единица и нули)
- На какие две группы их можно разделить? (
Правильные и неправильные)

- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:




 (Возникает проблема)

Умеют читать обыкновенные дроби, различают правильные и неправильные дроби

Познавательные: развитие способности видеть математическую задачу Коммуникативные:  уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.

III.Первичное применение приобретенных  знаний

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках

Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаниях.

Выполняют задания с доски.

 Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому.  Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись Кто догадался, к каким?

Эти дроби перед вами.
Полюбуйтесь ими сами.
В знаменателе, смотри – 
Единица и нули.

Запишите тему урока “Десятичная запись дробных чисел” (слайд)

 Как записать дробные числа по-другому?

Числа со знаменателями 10,100, 1000, 100000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например, .

- Посмотрите на таблицу (слайд)

Дробное число

Количество нулей в знаменателе

Десятичная дробь

Количество цифр после запятой

1

1

2

2

3

3

3

3

4

?

4

5

?

5

- Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой)
- Как же вы запишите последние числа?
 (выберите верный вариант)

А. 0,037           Б. 0,0037                В. 0,37

А. 3,5216         Б. 0,035216            В. 0,35216

- Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.

     Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой.

     Записать целую часть (она может быть равна нулю).

     Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.

     Записать числитель дробной части

  В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби - на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.)

 (М)
 (А)
(Г)
 (Н)
 (И)
 (Ц)
 (К)
 (И)
 (Й)

МАГНИЦКИЙ

Магницкий Леонтий Филиппович - автор первого учебника математики в России "Арифметика" (1703 г.), по которому учился М.В.Ломоносов (слайд)

“Что есть арифметика? Арифметика - есть художество честное, независтное, и всем удобоятное, многополейзнейшее, и многопохвальнейшее от древних же и новейших, в разные времена явившихся изряднейших арифматиков”.

Как вы понимаете эти слова?

Историческая справка. (Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль-Каши в начале XV веке. Он записывал десятичные дроби так же, как принято сейчас, но вместо запятой дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

Читать  и записывать десятичные дроби, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и  письменной речи.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

IV.Закрепление нового материала

Цели: закрепить новое знание в речи и знаках; зафиксировать преодоление возникшего раннее затруднения.

организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Решают задания  на новый способ действия при этом проговаривают   выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

1. Работа в тетради.   Выпишите в тетрадь правильные дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями.

Проверка (слайд)

- Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными.

Проверка (слайд)

2. Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби.

Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста крепят на грудь бумажные плакаты с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на плакате знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников - цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа.

Например,

5

,

0

2

9

1

3. Выполнение упражнения по учебнику.

№ 1145

Самостоятельно выпоняют действия по алгоритму

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия

Коммуникативные:

осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

V.Домашнее задание

Записывает домашнее

задание

Записывают домашнее

задание

П 30  вопросы, №№  1146, 1147.

VII.Рефлексия учебной

 деятельности на уроке

Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать первичную проверку организовать рефлексию

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию

Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали.

Выполняют задание на доске с проверкой.

Обсуждают, что не получилось, выясняют, в чем ошибки.

- Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?
- Как называют число, записанное перед запятой?
- Как называют число, записанное после запятой?
- Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?
- Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000, 10000?

Уметь переводить обыкновенную дробь в десятичную

Личностные:

проводят самооценку, учатся адекватно воспринимать причины «успеха «и «неуспеха»

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

 Познавательные:

проводят рефлексию способов и условий своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".

Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....

урок математики в 5 классе на тему "десятичная запись дробных чисел

Это первый урок в 5 классе в разделе  "Десятичные дроби" по теме "Десятичная запись дробных чисел". К уроку предлагается презентация для лучшей иллюстрации изучаемого материала...

презентация к уроку в 5 классе по теме Десятичная запись дробных чисел

Эта презентация предназначена для урока математики в 5 классе на тему "Десятичная запись дробных чисел"...

Презентация по теме: "Десятичная запись дробных чисел"

Презентация по теме: "Десятичная запись дробных чисел" - это учебная презентация к уроку математики в 5 классе по учебнику Виленкина....

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль". Математика 5 класс. Тема "Десятичная запись дробных чисел".

Урок по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел" содержит конспект урока и презентацию.Цели урока: научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со...

Тест по теме десятичная запись дробных чисел

Данное тестирование используется для проверки знаний 6 класса по теме "Десятичная запсь дробных чисел"...

Тест по теме "Десятичная запись дробных чисел"

Данный материал используется для проверки знаний учащихся 6 класса по теме "Десятичная запись дробных чисел"...