Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Наглядная геометрия»
методическая разработка по математике (5, 6 класс) на тему

Дик Жанна Александровна

Учебный материал для 5-6 классов по геометрии

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101»

Программа рассмотрена

на заседании МО учителей математики, физики и информатики

Руководитель МО

___________ Шилова Н.М.

Протокол № 1

от 27.08.2015 г.

Программа рекомендована

к работе педагогическим

советом МБОУ «СОШ №101»

Протокол № 1

от 31.08.2015 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №101»

____________ Чиконина Г.В.

Приказ № 166а от 01.09.2015 г

Программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Наглядная геометрия»

для учащихся 5-6 классов

                                                 

                                                                           Составитель:

                                                                          Дик Жанна Александровна

учитель математики

Новокузнецк 2015г.

  1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности по  общеинтеллектуальному направлению  «Наглядная геометрия»  направлена на достижение планируемых результатов ООП ООО  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №101». При разработке программы внеурочной деятельности учтена программа развития универсальных учебных действий, включенная в структуру основной образовательной программы основного общего образования Учреждения.

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных предметов объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление, воспитывать навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Цели курса “Наглядная геометрия”

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;
  • формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
  • подготовка учащихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.

 Задачи курса “Наглядная геометрия”

  • Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
  • Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
  • На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у учащихся смекалку и находчивость при решении задач.
  • Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
  • Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
  • Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования.
  1. Общая характеристика курса «Наглядная геометрия»

В курсе изучения учащиеся практическими методами с помощью опыта или эксперимента устанавливают основные геометрические факты (свойства плоских и пространственных фигур), учатся их использовать в практической деятельности: измерение, построение, изображение, опыт или эксперимент, моделирование и конструирование геометрических фигур и тел, вычисление по формулам, полученных опытным путём.

Практическая значимость курса внеурочной деятельности состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Данная программа дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не изучая теорем и не делая строгих рассуждений. Наглядная геометрия позволяет устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями, формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные способности протекания психических процессов учащихся.

В процессе выполнения заданий по геометрии учащиеся естественным путём приобретают такие приёмы и методы геометрического мышления как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез и их доказательств. Геометрические задачи и головоломки расширяют кругозор учащихся, формируют умение исследовать ситуацию, ставить проблему и организовывать поиск её решения, увеличивают шансы творческой деятельности и непредсказуемость результата. Задачи, предлагаемые в данном курсе, основаны на пробуждение творчества, инициативы учащихся, многие задания основаны на личном опыте, на имеющихся у учащихся знаниях, на их интуиции и воображении.

Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление, воспитывать навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, связанной с самопознанием, самосознанием, овладением приёмами мыслительной деятельности, создаёт мотивационную ситуацию, обеспечивающую возможность их положительного самоопределения к дальнейшему изучению систематического курса геометрии.

Контроль проводится в форме тестов, практических работ, устных опросов, КВН, конкурсов.

3.Описание места курса в плане неурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» отражает общеинтеллектуальное направление развития личности и является начальным курсом в системе школьного геометрического образования. Программа рассчитана на 2 года. Занятия 1 раз в неделю. Данная программа рассчитана на 35 часов по 1 часу в неделю в каждом классе в 5 классе и 6 классе. Всего 70 часов.

4.Ценностные ориентиры освоения курса «Наглядная геометрия»

Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Изучение курса «Наглядная геометрия» должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:

  • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с симметрией;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;

2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

4) развитие навыков исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

5) умения ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

6) проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

7) поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Предметные результаты:

1) умение наблюдать геометрические формы в окружающих предметах

2) распознавание на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)

3) умение изображать геометрические чертежи согласно условию задачи

4) овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур

5) умение решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур

6) владение алгоритмами простейших задач на построение

7) овладение основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент

8) умение определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела.

6.Содержание курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»

5 класс

1. Введение

Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: луч, отрезок, многоугольник. Углы, их построение и измерение.

2. Фигуры на плоскости

Ломаные. Треугольник. Построение треугольников. Квадрат. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и др. Конструирование из «Т». Геометрические головоломки.

3. Фигуры в пространстве

Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Флексагоны. Куб и его свойства. Развертка куба и параллелепипеда. Модель куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Задачи на проекционном чертеже

4. Занимательная геометрия

Задачи, головоломки, игры. Танграм. Пентамино. Лабиринты. Оригами.

6 класс

1. Линии в геометрии

Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Ломаные линии. Кривые линии. Окружность. Замечательные кривые.

2. Многоугольники

Многоугольники. Параллелограммы

3. Многогранники

Многогранники и их элементы

4. Измерение величин

Измерения величин: длина, площадь, объем. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда.

5. Координаты

Координаты на плоскости. Игры в координатах.

6. Геометрические построения

Симметрия. Золотое сечение в геометрии, архитектуре. Бордюры, орнаменты

7. Занимательная геометрия

Топологические опыты: фигуры одним росчерком пера, листы Мебиуса. Задачи, головоломки, игры. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. Геометрия клетчатой бумаги.

7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

5 класс

Название темы

Кол-во часов

1.

Введение.

1

2.

 Фигуры на плоскости.

11

3

Фигуры в пространстве.

7

4

Измерение геометрических величин.

6

5

Топологические опыты.

4

6

Занимательная геометрия.

4

7

Итоги года. Резерв.

2

6 класс

Название темы

Кол-во часов

1.

Повторение.

6

2.

Параллельность и перпендикулярность прямых.

4

3

Задачи на построение.

4

4

Координатная плоскость.

5

5

Симметрия.

6

6

Замечательные кривые.

4

7

Занимательная геометрия.

4

8

Итоги года. Резерв.

2

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.Введение. Поиск геометрических свойств.

Распознавать на фотографиях, рисунках, чертежах и в окружающей обстановке, описывать и определять (узнавать) по некоторым признакам геометрические фигуры и их модели. Изготавливать из пластилина, разбивать на части, дополнять и составлять из частей модели геометрических фигур. Различать (на моделях, по названию, по некоторым признакам) и изображать пространственные и плоские геометрические фигуры. Записывать шифр и составлять по шифру или собственному замыслу конструкции из шашек. Определять три вида - вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из кубиков. Выполнять рисунок на листе в клетку по описанию траектории движения карандаша. Составлять по нарисованному контуру фигуру из частей квадрата и перекраивать её в другие фигуры («Танграм»). Изготавливать модели цилиндра, конуса, призмы и пирамиды, используя развертки-выкройки из бумаги. Решать задачи на распознавание, изображение, преобразование и восстановление разверток поверхностей геометрических тел.

2. Отрезок и другие геометрические фигуры.

Строить, обозначать, продолжать и соединять отрезки. Изображать прямую и луч на чертеже. Исследовать взаимное расположение точек, отрезков, лучей и прямых: а) на плоскости; б) определяемых элементами куба. Сравнивать отрезки разными способами. Измерять длину и строить отрезки заданной длины.

Выражать одни единицы измерения длины через другие. Изображать фигуры по координатам точек относительно двух шкал отсчета на листе в клетку и составлять их из частей танграма и элементов пентамино. На основе мысленного оперирования кубиками определять все возможные конструкции по двум заданным видам. Изображать координатный луч.

3. Окружность и её применение.

Распознавать, описывать и изображать окружность и её элементы на чертежах и рисунках. Строить и исследовать различные конфигурации из точек, отрезков и окружностей. Определять три вида - вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из шашек одного и разных цветов. Конструировать узоры по мотивам различных вышивок. Строить по заданным алгоритмам некоторые кривые методом математического вышивания.

4.Углы. Многоугольники и развертки.

Распознавать, обозначать и изображать углы, смежные и вертикальные углы. Сравнивать углы, используя модели. Различать, определять и строить прямые, острые и тупые углы с помощью чертежного угольника. Измерять и строить углы с помощью транспортира. Строить и исследовать различные конфигурации из точек, лучей и углов, определять величину углов с помощью основных свойств градусной меры угла. Находить углы многоугольников. Распознавать и изображать прямоугольник и некоторые правильные многоугольники с помощью разных чертежных инструментов. Изображать (строить) развертки поверхностей прямых призм и правильных пирамид.

5. Площадь и объем.

 

Разрезать и перекраивать плоские геометрические фигуры в квадрат и прямоугольник. Описывать по рисунку и на моделях: а) процесс измерения площади прямоугольника; б) процесс нахождения объема конструкции из кубиков и объема прямоугольного параллелепипеда. Записывать формулу для вычисления: а) площади прямоугольника и квадрата; б) объема прямоугольного параллелепипеда и куба.

Использовать формулы: а) площади прямоугольника и квадрата при решении задач на вычисление и построение; б) объема прямоугольного параллелепипеда и куба при решении задач на вычисление объема конструкций из кубов. Выражать одни единицы измерения площади или объема через другие.

6. Отрезки и ломаные.

Распознавать и описывать ломаные разного типа на рисунках и чертежах. Различать, изображать и исследовать ломаные и многоугольники заданной конфигурации и длины (периметра). Исследовать различные конфигурации из вершин, ребер и граней куба. Определять по рисунку виды- вид спереди, вид сверху, вид слева - ломаной на поверхности куба. Изображать ломаные на поверхности куба по трем заданным видам. Решать задачи на сочетание видов и некоторых метрических характеристик пространственной ломаной и куба. Анализировать и изображать орнаменты Древнего Востока по рисункам, схемам или подробному описанию. Создавать собственные узоры по мотивам национальных орнаментов. Принять участие в разработке проекта или просто - в диалоге об истории культуры, архитектуры, письменности Древней Руси.

7. Прямые и плоскости.

Исследовать конфигурации из основных геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Формулировать отдельные аксиомы геометрии. Распознавать на чертежах и изображать пересекающиеся (в т.ч. перпендикулярные) и параллельные прямые. Находить величины углов, образованных двумя или тремя пересекающимися прямыми, использовать параллельные прямые для определения величины некоторых углов. Исследовать и описывать взаимное расположение двух прямых; прямой и плоскости; двух плоскостей в пространстве. Устанавливать и описывать взаимное расположение точек, прямых и плоскостей в различных пространственных конфигурациях, представленных на рисунке с помощью призм и пирамид.

8. Перпендикулярность и параллельность на плоскости и пространстве.

Определять координаты точки и строить точку по её координатам на координатной плоскости. Выполнять графические диктанты на координатной плоскости (по тексту, по рисунку, по собственному замыслу). Решать задачи на поиск и изображение геометрических фигур, удовлетворяющих некоторым условиям относительно их формы, размеров и расположения на координатной плоскости. Распознавать, описывать, узнавать по некоторым признакам и изображать параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Решать задачи на построение и вычисление, используя некоторые свойства и признаки определенных четырехугольников. Распознавать, изготавливать модели, описывать, различать по признакам, изображать на рисунке разные многогранники и фигуры вращения. Решать задачи на построение: а) разверток поверхностей призм и пирамид, удовлетворяющих определенным условиям относительно формы и размеров используемых многоугольников; б) сечений.

9. Узоры симметрии.

Познакомиться с различными проявлениями принципа симметрии в природе и человеческой деятельности. Находить и строить образы точек и некоторых геометрических фигур при заданных осевой симметрии, повороте, параллельном переносе плоскости. Распознавать на иллюстрациях, описывать (указывать мотив и элементарную ячейку) и изображать на листе в клетку линейные орнаменты. Анализировать и изображать сетчатые орнаменты и паркеты. Создавать узоры на паркетах с помощью движения фигур.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения, курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Учебники

1.Мерзляк, А. Г.  Математика: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. −  М. : Вентана-Граф, 2014.

2.Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия 5-6классы [Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.- М.: ДРОФА,2015

Дидактические материалы

1.Мерзляк, А. Г.  Дидактические материалы по математике для 5 класса [Текст]  / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. −  М. : Вентана-Граф, 2014.

2. Шарыгин, И.Ф. Задачи на смекалку [Текст]: учебное пособие для 5-6классов общеобразовательных учреждений /И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.- М.: ДРОФА,2006

Методические пособия для учителя

Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия 5-6классы [Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.- М.: ДРОФА, 2015

Печатные пособия

Таблицы по математике

Компьютерные и информационно коммуникативные средства обучения

Дорофеев,Г.В. Интерактивная математика 5-9. Электронное пособие к учебникам под редакцией Г.В. Дорофееваа, ДРОФА,2004

2. Интернет-ресурсы

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities

http://www.uchmet.ru/library/material/138397/

http://school-collection.edu.ru/ 

http://nsportal.ru/blog/789

http://vashabnp.info/load/36-1-0-1306

http://45minut.info/load/164-1-0-882

Технические средства

1. Компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран на штативе .

4. Интерактивная доска.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Доска магнитная с координатной сеткой
  2. Наборы «Части целого на круге»
  3. Комплект чертежных инструментов (линейка, транспортир, треугольник, циркуль)

9. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»

По окончании изучения курса учащийся 5 класса научится:

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
  • изображать геометрические чертежи согласно условию задачи

Учащийся  5 класса получит возможность:

  • овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур

По окончании изучения курса учащийся 6 класса научится:

  • решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
  • определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела.
  • владеть алгоритмами простейших задач на построение

Учащийся 6 класса получит возможность:        

  • овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101»

Программа рассмотрена

на заседании МО учителей математики, физики и информатики

Руководитель МО

________ Шилова Н.М.

Протокол № 1

от 27.08.2015 г.

Программа рекомендована

к работе педагогическим

советом МБОУ «СОШ №101»

Протокол № 1 

от 31.08.2015 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №101»

___________ Чиконина Г.В.

Приказ № 166а от 01.09.2015 г

Календарно – тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»

для 5 класса

(приложение к рабочей программе внеурочной деятельности по

общеинтеллектуальному направлению «Наглядная геометрия»)

Составитель:

Дик Ж.А.,

учитель математики

Новокузнецк 2015 г.

Календарно-тематическое планирование

по курсу « Наглядная геометрия » для 5 А класса на 2015-2016 учебный год, составлено в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №101», и рассчитано на 35 часов, 1 час в неделю (35 недель).

урока

Содержание (тема урока)

Количество

часов по планированию

ЦОР

Дата проведения

1.

Введение. Исторические сведения.

1

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities

http://www.uchmet.ru/library/material/138397/

http://school-collection.edu.ru/ 

http://nsportal.ru/blog/789

http://vashabnp.info/load/36-1-0-1306

http://45minut.info/load/164-1-0-882

2.

Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности.

1

3.

Пространство и размерность. Одномерное пространство. Двухмерное пространство.

1

4.

Пространство и размеренность. Мир трех измерений. Перспектива.

1

5.

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, отрезок, луч.

1

6.

Простейшие геометрические фигуры. Угол, биссектриса угла. Вертикальные углы, их свойства.

1

7.

Построение и измерение углов.

1

8.

Построение и измерение углов. Биссектриса угла.

1

9.

Конструирование из Т.

Творческие работы.

1

10.

Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба. Изображение куба.

1

11.

Куб и его свойства. Развертка куба.

1

12.

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Творческие работы.

1

13.

Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино.

1

14.

Треугольник. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

1

15.

Треугольник. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон.

1

16.

Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Треугольник Пепроуза.

1

17.

Построение треугольников по стороне и двум прилежащим  к ней углам, по трем сторонам.

1

18.

Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Развертки фигур..

1

19.

Правильные многогранники. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур.

1

20.

Геометрические головоломки. Танграм.

1

21.

Геометрические головоломки. Стомахион.

1

22.

Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины.

1

23.

Измерение длины. Единицы длины.

1

24.

Измерение площади. Единицы площади.

1

25.

Измерение объема. Единицы объема.

1

26.

Вычисление длины и площади. Понятие равносоставленных и равновеликих фигур.

1

27.

Вычисление объема.

1

28.

Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности.

1

29.

Окружность. Деление окружности на части.

Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.

1

30.

Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”. Решение занимательных геометрических задач.

1

31.

Топологический опыт

1

32.

Топологические опыты. Лист Мебиуса.

Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком

1

33.

Задачи со спичками.

1

34.

Задачи со спичками.

1

35.

Итоговый урок.

1

Календарно-тематическое планирование  по курсу « Наглядная геометрия » для 6 А класса на 2016-2017 учебный год составлено в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №101»,  и рассчитано на 35 часов, 1 час в неделю.

урока

Содержание (тема урока)

Количество

часов по планированию

ЦОР

Дата проведения

6 А

1.

Зашифрованная переписка.  Способ решетки

1

2.

Задачи, головоломки, игры. Решение занимательных задач

1

3.

Задачи, головоломки, игры. Решение занимательных задач

1

4.

Фигурки из кубиков и их частей.

1

5.

Фигурки из кубиков и их частей. Метод трех проекций

1

6.

Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых.

Проведение перпендикуляра к прямой.

1

7.

Параллельность и перпендикулярность. Пересекающиеся, скрещивающиеся прямые.

1

8.

Параллельность и перпендикулярность.

1

9.

Параллелограммы. (Квадрат, прямоугольник, ромб). Свойства квадрата, прямоугольника, ромба.

1

10.

Параллелограммы. Опыты с листом. Золотой прямоугольник. Золотое сечение

1

11.

Координаты: прямоугольные и полярные на плоскости. Игра «Морской бой»

1

12.

Координаты в пространстве.

1

13.

Координаты. Игра “Остров сокровищ”.

1

14.

Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами.

1

15.

Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление оригами.

1

16.

Замечательные кривые. Эллипс, гипербола, парабола

1

17.

Замечательные кривые. Спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды.

1

18.

Кривые Дракона.

1

19.

Лабиринты. Нить Ариадны. Метод проб и ошибок.

1

20.

Лабиринты. Метод зачеркивания тупиков. Правило одной руки.

1

21.

Геометрия на клетчатой бумаги.

1

22.

Зеркальное отражение.

1

23.

Симметрия, ее виды. Осевая симметрия.

Симметричные фигуры.

1

24.

Симметрия, ее виды. Центральная симметрия.

1

25.

Бордюры. Трафареты

1

26.

Бордюры. Трафареты. Творческие работы.

1

27.

Орнаменты. Паркеты.

1

28.

Орнаменты. Паркеты. Творческие работы.

1

29.

Симметрия помогает решать задачи.

1

30.

Симметрия помогает решать задачи.

1

31.

Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр.

1

32.

Одно важное свойство окружности. Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр.

1

33.

Задачи, головоломки, игры.

1

34.

Задачи, головоломки, игры.

1

35.

Итоги курса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...

"Основы сайтостроения и WEB дизайна". Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для обучающихся 7-8 классов.

Курс «Основы сайтостроения и  web- дизайна» предназначен для обучающихся 13-14 лет, желающих расширить свои знания по предмету информатика и способствует более полному раскрытию творческих способ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса

Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Живая математика"

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение тако...

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Творческие задания в среде программирования «Скретч»

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению  «Творческие задания  в среде программирования «Скретч» Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. Целевая а...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебные пальчики» для обучающихся 1-го класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебные пальчики» для обучающихся 1-го класса...