Рабочая программа кружка "Текстовые задачи"
рабочая программа по математике (9 класс) на тему

Дамбаа Альбина Викторовна

Данный кружок поможет учащимся лучше подготовится к сдаче  ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_kruzhku_reshenie_tekstovyh_zadach.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

__________»ГИМНАЗИЯ г. ШАГОНАРА УЛУГ-ХЕМСКОГО КОЖУУНА_РТ»____

г. Шагонар, ул. Октябрьская, 26. тел.: 8(39436) 2-14-67

 

Рассмотрено:                           Согласовано:

 на заседании ШМО                Зам. директора по УВР

Протокол № __                       ________ /Байкара К.А./    

от «___» ________ 20__         от «__»_______201_г.

Председатель ШМО

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Гимназия г.Шагонар_________/Дамбаа А.В./

Приказ № ______________

  от  «___» _______ 20___ г.

__________ /Дембирел С.Н./

                                           

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Кружок  

«Решение текстовых задач»  

9 класс

на 2015 -2016 учебный год

Руководитель: учитель математики

Дамбаа Альбина Викторовна

Шагонар, 2015г.

               Программа кружка составлена на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.

Текстовые задачи широко используются как на школьных экзаменах, так и на вступительных. Программа кружка «Решение текстовых задач» актуальна  так как,  к сожалению, в школьных учебниках объем недостаточен, да и в общеобразовательной программе недостаточно времени отводится на решение задач.

              Предполагаемый курс своим содержанием заинтересует учащихся 9 класса, которым сдавать экзамены,  решать задач им пригодиться.   Данная программа направлена на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки, на развитие умения составлять задачи, имеющие практическое значение. В программе указаны цели и задачи курса, приводится примерное распределение учебного времени, план занятий, даны критерии оценок.

Пояснительная записка

            Текстовые задачи представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на государственной аттестации по математике. Они вызывают трудности у многих учащихся. Отчасти это происходит от недостаточного внимания, уделяемого такого сорта задачам в школьном курсе математике.

Данная программа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к процессу школьного математического образования:

содержательность;

  • увлекательность;
  • доступность;
  • развитие интеллекта;
  • связь с общечеловеческой культурой.

          Отличительной особенностью данной программы является то, что перечисленные задачи определяют необходимость добиваться получения учащимися знаний, систематизировать уже имеющиеся знания, необходимые для достижения обязательного уровня образования и их дальнейшего развития. Кроме того, предусматривается, что в процессе обучения учащиеся постоянно приобретают и накапливают умения рассуждать, обобщать, доказывать, систематизировать.

Особую роль данная программа уделяет привитию навыков самостоятельности в рассуждениях, в поисках способов решения задач, развитию способностей к самообразованию, к созданию и разрешению проблемных ситуаций, рефлексии, самоанализу собственной деятельности, что подтверждает возможность и необходимость использования данной программы для учащихся, обучающихся по состоянию здоровья на дому.

С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни,  как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому человеку приходится решать те или иные проблемы, которые мы зачастую называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего поколения, оборона страны и т. п.), задачи определенных коллективов и групп (сооружение объектов, выпуск литературы, установление связей и зависимостей и др.), а также задачи, которые стоят перед отдельными личностями. Проблема решения и чисто математических задач, и задач, возникающих перед человеком в процессе его производственной или бытовой деятельности, в сущности, имеет одну природу, и, следовательно, требуют исследования и обязательного разрешения. Поэтому именно умение решать учебные задачи в дальнейшем приводит к умению решать любые жизненные задачи, то есть к развитию таких личностных качеств как не знал – знаю, не умел – умею и т.п. Также важно отметить, что умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического, а значит и общего развития школьников, глубины усвоения ими учебного материала.

Говоря о содержании программы надо сказать о таком понятии как понятие «повышение математической подготовки». Данная программа выделяется элементами подготовки, которые опираются на глубокое толкование понятий и фактов, а также усвоение дополнительных сведений, идей и подходов. Все это основано на прочном владении учащимися знаниями и навыками обязательной программы. Тем самым такая повышенная подготовка призвана не только углублять, но и расширять обязательный курс математики.

           Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.

Цели: 

  • расширить знания учащихся о методах и способах решения текстовых задач;
  • решение уравнений, неравенств и их систем;
  • создать базу для развития способностей учащихся;
  • помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы;
  • предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
  • уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

Задачи: 

  • познакомить учащихся со стандартными и нестандартными способами решения текстовых задач;
  • научить преобразовывать выражения, возникающие при решении уравнении и неравенств;
  • развивать логическое мышление и способности учащихся к математической деятельности;
  • предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.

Литература.

  1. И.Л.Бродский, Видус А.М., Коротаев А.Б. Сборник текстовых задач по математике для профильных классов.7-11 классы/ под редакцией И.Л.Бродского.-М.:АРКТИ, 2004., 140 стр.
  2. М.Л.Галицкий и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением курса математики/М.Л.Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич.-М., Просвещение, 1992.-271стр.
  3. И.Ф.Шарыгин, В.И.Голубев. Факультативный курс по математике: Решение задач: учебное пособие – М., Просвещение, 1989.
  4. Н.Я.Виленкин, Е.С.Куницкая. Математический анализ. Для студентов-заочников математических факультативов педагогических институтов-М., Просвещение, 1973
  5. Составители: Максимовская М.А., Пчелинцев Ф.А., Уединов А.Б, Чулков П.В. Тесты. Математика.5-11 классы. - М.: ООО”Агенство «КРПА» Олимп”: ООО” Издатаельство АСТ», 2002.-425с.
  6. А.Я.Кононов. Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся 5-11 классов. – М.: Педагогическое общество России, 2004.-160с.
  7. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку: учебное пособие. 7-е издание. – М.: Просвещение, 2003.-95с.

КАЛЕДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности учащихся

Дата проведения

Тема №1 Задачи на движение (5 часа)

1

Задачи на движение

Движение по течению и против течения.

Краткая  характеристика задач  на движение,   виды  задач. Решение простейших задач. Основные понятия, применяемые при решении задач: скорость, время, расстояние. Формулы: S = V.t,V = S:t, t = S : V

Равномерное движение. Одновременные события.

Практические занятия с разноуровневыми заданиями

2

Задачи на движение

Движение по течению и против течения.

Практические занятия с разноуровневыми заданиями

3

Задачи на совместное движение.

Практические занятия с разноуровневыми заданиями

4

Задачи на закон сложения скоростей.

Практические занятия с разноуровневыми заданиями

5

Графический способ решения задач на движение

Практические занятия с разноуровневыми заданиями

Тема №2 Задачи на совместную работу (3 часа)

6

Задачи на совместную работу

Содержание      задач      на   совместную   работу.   Введение основных понятий, применяемых при решении таких задач.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: работа, производительность.

Практикум по решению задач

7

Задачи на совместную работу

Практикум по решению задач

8

Задачи на совместную работу

Практикум по решению задач

Тема №3 Задачи на сплавы и смеси (4 часа)

9

Задачи на сплавы и смеси

Характеристика задач. Какие   знания   нужны   при решении таких задач.

Формула    зависимости     массы    или    объёма   вещества  в   сплаве, смеси, растворе («часть»)  от концентрации («доля»)  и массы или объёма   сплава,  смеси,  раствора   («всего»).     

10

Решение задач. Задачи на сплавы, смеси, растворы.

11

Решение задач

Практикум по решению задач

12

 «Задачи на сплавы, смеси, растворы»

Тема №4 Задачи на дроби и проценты (3 часа)

13

Задачи на дроби и проценты

Вспомнить понятие процента.  Элементарные     задачи     на проценты. Нахождение       числа   по проценту и процент  от числа. Нахождение дроби от числа ^ число подроби.

Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины. Практические занятия с разноуровневыми заданиями

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Банковские операции. Основная формула процентов. Простые и сложные проценты. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины

14

Решение задач

Практикум по решению задач

15

Решение задач

Практикум по решению задач

Тема №5 Решение задач на все виды (4 часа)

16

Решение задач

Работа в группах.

17

Решение задач

Работа в группах.

18

Решение задач

 Работа в группах.

19

Контрольная работа№1

Контрольная работа

Тема №6 Задачи практического применения с геометрическим содержанием (2часа)

20

Решение задач

Задачи практического применения с геометрическим содержанием

21

Решение задач

Задачи практического применения с геометрическим содержанием

Работа в группах.

Тема №7 Задачи на концентрацию (3 часа)

22

Концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Количество вещества.

 Концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Количество вещества

Практические занятия с разноуровневыми заданиями.

23

Решение задач

Решение разноуровневых  задач  на смеси, сплавы, растворы.

24

Решение задач

Составление   таблицы   данных  задачи  на  сплавы, смеси, растворы  

Тема №8  Комбинированные задачи (3 часа)

25

Различные способы решения комбинированных задач.

Задачи,  решаемые с помощью уравнений и систем уравнений.

Решение задач

взаимопроверка

26

Задачи решаемые  при помощи неравенств.

Работа в группах.

27

Решение комбинированных задач.

Индивидуальная работа

Контрольный срез

Тема №9 Рациональные методы решения задач (2 часа)

28

Решение задач с конца.

Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца.

29

Решение задач с помощью графов.

30

Итоговое занятие.

Подготовка и защита проекта

Тема №10 Решение задач часто встречающихся в КИМах ГИА (4 часа)

31

Решение задач

Разбор задач содержащихся в КИМах ГИА

Практические занятия

КИМы ГИА

32

Решение задач

Разбор задач содержащихся в КИМах ГИА

Работа с КИМами

КИМы ГИА

33

Решение задач

Разбор задач содержащихся в КИМах ГИА

Работа с КИМами

КИМы ГИА

34

Решение задач

Разбор задач содержащихся в КИМах ГИА

Работа с КИМами

КИМы ГИА

Ожидаемый результат

  1. Данный кружок поможет учащимся лучше подготовится к сдаче  ГИА, так как в КИМы включены текстовые задачи как в 1 части, так и в части С.  
  2. Расширит  кругозор учащихся, разовьет их математическое и логическое мышление, что поможет учащимся успешно  решать и другие задания в формате ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Решение задач по органической химии"

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более  полное усвоение учебного материала по предмету. Чтоб...

Рабочая программа "Решение задач с параметром и модулем" 8 класс

Данную рабочую программу можно исползовать для проведения факультативных занятий как в 8, так и в 9 классе...

Рабочая программа : "Решение задач раздела реальной математики"

Программа курса предусматривает изучение задач реальной математики, применение теорем планиметрии для решения задач из раздела реальной математики, решение текстовых задач различной тематики, изучение...

Рабочая программа "Математические задачи в экономике"

Рабочая программа элективного курса "Математические задачи в экономике"...

Рабочая программа "Решение задач по математике профильного уровня" 10 класс

Программа курса по математике для учащихся 10 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу профильной математики 10 клас...

Рабочая программа "Решение задач практической направленности" 10-11 классы

Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры...

Рабочая программа "Решение задач по математике профильного уровня" 11 класс

Программа курса  направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу профильной математики 11 класса...