ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: "Применение компетентностного подхода к решению задач стереометрии"
проект по математике на тему

Колмыкова Светлана Владимировна

Данный проект направлен на поиск ответов на вопросы:

1.Какие ключевые компетенции  можно формировать  в ходе решения стереометрических задач
2.Какие подходы к организации решения стереометрических задач приведут к формированию ключевых компетенций
Этапы проекта:
-Систематизация информационных источников по теме проекта.
- Создание банка компетентностно-ориентированных заданий для обучающихся (задачи профессиональной направленности).
 -Разработка методических рекомендаций для учителя по использованию стереометрических задач как средства, способствующего формированию ключевых компетенций обучающихся.
 -Продукты учебной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пед проект680.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект: « Применение компетентностного подхода к решению задач стереометрии» Выполнила: Колмыкова Светлана Владимировна, учитель математики МОУ СОШ № 24 г. Тамбова

Слайд 2

Актуальность проекта В концепции модернизации Российского образования подчеркивается : «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны» В настоящее время возросли требования к подготовке выпускников системы профессионального образования. Вся работа колледжа «Торговли, общественного питания и сервиса» направлена на то, чтобы выпустить на рынок труда конкурентно способные кадры. Работая в колледже, я пришла к пониманию необходимости формирования новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть необходимости формирования современных ключевых компетенций.

Слайд 3

Противоречия С одной стороны , период глобальной реформации российского общества характеризуется новыми, повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам. Они должны быть подготовлены к рыночным отношениям: быть не только потребителями, а быть активными творческими личностями, компетентными и способными самостоятельно приобретать новые знания и навыки, действовать и решать проблемы . С другой стороны , сложившееся традиционное обучение ограничивается учебными ситуациями, репродуктивными методами обучения, действиями по образцу, а инновационные подходы, идеи, технологии только начинают активно интегрироваться в образовательную систему.

Слайд 4

Проблема В связи с этим передо мной возникла проблема : «Как воплотить личностные и социальные смыслы образования в процессе обучения математике?» Данный проект направлен на поиск ответов на вопросы: Какие ключевые компетенции можно формировать в ходе решения стереометрических задач Какие подходы к организации решения стереометрических задач приведут к формированию ключевых компетенций

Слайд 5

Цель : Разработать систему мер по использованию стереометрических задач как средства, способствующего формированию ключевых компетенций на различных этапах деятельности школьника. Задачи : обеспечить переход от пассивно-воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем ; адаптировать методы и приемы обучения решению задач стереометрии для обучающихся профессионального колледжа; научить применению полученных знаний в реальной жизненной ситуации для решения практической проблемы; повысить уровень сформированности ключевых компетенций обучающихся; повысить качество обученности по предмету; создать банк стереометрических задач с профессиональным содержанием .

Слайд 6

Гипотеза Если обеспечить внедрение компетентностного подхода в процесс решения задач стереометрии, то можно добиться: реализации задач, связанных с формированием компетенций обучающихся; развития их способностей для жизни в современном обществе; развития логического и творческого мышления.

Слайд 7

Этапы и сроки реализации проекта Проект реализовывался в течение трех лет в четыре этапа. Изучение психолого-педагогических, методических, теоретических источников по данному вопросу. Анализ программы и учебной литературы по предмету с точки зрения возможностей решения поставленных задач. Поиск путей и средств формирования компетенций на различных этапах урока. Апробация в процессе обучения учащихся различных видов работы по формированию ключевых компетенций. Анализ и оформление результатов проведенной работы ( методические рекомендации для учителя, дидактический материал).

Слайд 8

Деятельность в рамках проекта Систематизация информационных источников по теме проекта. Создание банка компетентностно-ориентированных заданий для обучающихся (задачи профессиональной направленности). Разработка методических рекомендаций для учителя по использованию стереометрических задач как средства, способствующего формированию ключевых компетенций обучающихся. Продукты учебной деятельности обучающихся.

Слайд 9

Теоретическое обоснование проекта Сравним традиционный и компетентностный подходы к образованию по следующим направлениям

Слайд 10

В ходе работы над проектом были получены ответы на поставленные вопросы Вопрос 1 Какие ключевые компетенции можно формировать в процессе решения стереометрических задач . Вопрос 2 Какие подходы к организации решения стереометрических задач приведут к формированию ключевых компетенций.

Слайд 11

Результаты Уровень мотивации к обучению математики Сравнительная таблица результатов тестов на сформированность компетенции (начало и конец роботы над проектом)

Слайд 12

Результаты Дидактический материал состоящий из трех серий, каждая из которых содержит 15 стереометрических задач с профессиональным содержанием для специальностей: повар-кондитер продавец-кассир закройщик-портной Методические рекомендации для учителя по использованию стереометрических задач как средства, способствующего формированию ключевых компетенций обучающихся.

Слайд 13

Вывод Таким образом, подтвердилась эффективность путей формирования ключевых компетенций на различных этапах урока математики при решении компетентностно -ориентированных задач по стереометрии. Наблюдается сформированность у большинства школьников умения видеть причину возникшего затруднения при решении задачи и самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках. Увеличилось количество учащихся, имеющих достаточный уровень интеллектуального развития (умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию и классификацию, логически мыслить, действовать по алгоритмам). Большинство обучающихся умеют грамотно работают с информацией, они коммуникабельны , контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них. Достаточно большой процент обучающихся могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Слайд 14

Развитие проекта Особенностью проекта является возможность его масштабируемости, дополняемости . На основе данного проекта предполагается : Участие в различных конкурсах, олимпиадах. Обобщение педагогического опыта по теме «Применение компетентностного подхода к решению задач стереометрии». Пополнение банка стереометрических задач с профессиональным содержанием для всех специальностей. Издание сборника стереометрических задач с профессиональным содержанием. Применение компетентностного подхода к другим разделам математики.

Слайд 15

Информационные источники http://elena-zelenskaj.ucoz.ru/news/2008-08-24-2 http://pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-1.shtm http://library.cross-ipk.ru/resource-bibliograph-sp-kompeten.htm http://www.monographies.ru/73-2716 http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q= компетентностный%20подход%20в%20образовании& source= web&cd =8&sqi=2&ved=0CFIQFjAH&url=http%3A%2F%2Fwww.t21.rgups.ru%2Fdoc2007%2F11%2F Астахов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии, №5, 1995

Слайд 16

Спасибо за внимание

Слайд 17

Цели обучения Традиционный подход Ориентация на сохранение экстенсивного пути развития школы (чем больше знаний приобрел ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности). Цели образования предполагают ответ на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Компетентностный подход Развитие способности решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний(не отрицая значения знаний), акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Цели образования предполагают ответ на вопрос: чему научился ученик за годы обучения в школе?

Слайд 18

Пути формирования ценностных ориентаций Традиционный подход Личностный результат можно достичь за счет приобретения необходимых знаний и навыков. Компетентностный подход Личностный результат можно достичь не столько за счет приобретения необходимых знаний, сколько за счет умения приобретать новые знания и навыки.

Слайд 19

Ожидаемый результат Традиционный подход Усвоение сведений, понятий, способность решать типовые задачи, умение действовать по алгоритму и т.д. Компетентностный подход Умение видеть проблему, анализировать данные и ожидаемый результат, умение создавать модель, необходимую для решения проблемы, анализировать ее – важнейший результат обучения.

Слайд 20

Критерии оценки Традиционный подход Пятибалльная шкала оценок. Одну и ту же оценку можно получить, сделав разные ошибки. Компетентностный подход Расширяется шкала оценок, оценка сопровождается словесными пояснениями, комментариями, рекомендациями. Большое внимание уделяется анализу работ.

Слайд 24

При объяснении нового материала Цель Вид деятельности Результативность актуализировать теоретические знания, необходимые для решения задач данного вида выявить способы решения задач данного вида учить анализировать условие задачи и планировать ход ее решения отрабатывать умение делать выводы и обобщения учить исследовательской работе объяснение учителя с опорой на имеющийся опыт учеников коллективная экспериментальная работа исследование совместная поисковая работа под руководством учителя формирование общекультурной компетенции формирование учебно-познавательной компетенции

Слайд 25

При закреплении, тренировке, отрабатывании умений и навыков Цель Вид деятельности Результативность закрепить полученные знания о способах решения задач данного вида формировать умения решать задачи данного вида формировать навыки краткой рациональной записи формировать умение грамотно и аккуратно делать чертежи и рисунки решение задач с комментированием учебная самостоятельная работа работа с учебником и раздаточным материалом (учебная практическая работа) решение задач несколькими способами решение задач нестандартными способами решение задач профессионального содержания формирование компетенции личного самосовершенствования формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных задач формирование учебно-познавательной, ценностно-смысловой компетенции формирование коммуникативной и информационной компетенций

Слайд 26

В ходе выполнения творческих работ Цель Виды деятельности Результативность формировать умение у обучающихся создавать собственные задачи профессионального содержания. научить на основе имеющихся знаний находить решения задач прикладного характера. научить самостоятельно получать недостающие знания из различных источников. участие в проектной деятельности заседание математического кружка выполнение долгосрочных творческих заданий участие в научных конференциях творческие домашние задания формирование общекультурной компетенции. формирование коммуникативной и информационной компетенции. компетенция личностного самосовершенствования.

Слайд 27

При выполнении и проверке домашнего задания Цель Вид деятельности Результативность закрепить знания учеников развивать самостоятельность и критичность мышления формировать гибкость и точность мысли развивать внимание и память формировать умения думать, анализировать, проверять и оценивать свои результаты развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы активировать умственную деятельность учеников проверить усвоение материала урока формировать умение подбирать примеры рецензирование ответов (домашнего задания) математический диктант по страницам домашнего задания (с ограничением времени решения) математическая эстафета составление вопросов, задач по теме урока разноуровневые задачи: репродуктивные, исследовательские, задачи с профессиональным содержанием, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п. творческие домашние задания формирование учебно-познавательной компетенции формирование компетенции личного самосовершенствования формирование общекультурной и коммуникативной компетентций формирование ценностно-смысловой компетенций, а также других различных видов компетенций, в зависимости от подобранных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

обобщение педагогического опыта по теме «Применение личностно ориентированного подхода в преодолении неуспешности ребёнка на уроках математики»

Ведущая педагогическая идея представленного опыта заключается в том, чтобы сделать учение посильным, формировать положительную мотивацию у школьников, создать такие ситуации в организации учебного про...

Презентация к уроку геометрии по теме"Применение скалярного произведения векторов к решению задач"

Презентация содержит интересные задачи для решения в устной форме, с последующей проверкой при помощи интерактивной доски, а также задачи, решение которых развивает аналитические способности учеников....

Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.

В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...

Педагогический проект на тему «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-м классе как средство повышения учебной мотивации школьников»

Цель проекта – создание условий для сохранения психологического, эмоционального и физического здоровья учащихся как средство повышения учебной мотивации учащихся 5-х классов на уроках математики....

Педагогическая мастерская «Метод проекта как средство обеспечения компетентностного подхода в организации воспитательной деятельности»

Педагогическая мастерская «Метод проекта как средство обеспечения компетентностного подхода  в организации воспитательной деятельности»...