Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 6а класс" За страницами учебника"
    рабочая программа по математике (6 класс) на тему

    Данная программа продолжает программу для 5 класса. Рассматриваются задачи практического содержания на проценты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 6_kl_vneurochka.doc182 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

    РАССМОТРЕНА

     На заседании МО

    Протокол  от_29.08.2016_____

    №___1______

    согласована

    с зам директора по УВР

     АбрамоваИ.Н.___Ф,И,О

    от _30.08.2016__________

    принята

    Педагогическим советом

     Протокол

    от_31.08.2016г____

    №_1________

    УТВЕРЖДЕНА

    Приказ директора ОУ № _№248 от31.08.2016г___________

    _____ Т.А.Черникова

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Внеурочная деятельность по математике

    «За страницами учебника»

    класс___6 А__

                                                                                                Учитель : ЛУНЕВА В. Л

                     

    2016-2017 г

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы ООО и программы формирования УУД , учебного плана внеурочной деятельности МБОУ « Обоянская СОШ №1 «

    Курс внеурочной деятельности « За страницами учебника» в 6 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 6 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

    Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 6, так и в 7 классе. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.    Р                                                                                                                        Рабочая программа  в 6 классе «За страницами учебника» предполагает изучение темы « Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.

    Практика показывает, что  логические задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и  многие  не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни.  Понимание в решение логических задач на проценты и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку.

           Предлагаемый курс рабочей программы  «За страницами учебника» демонстрирует учащимся применение математической логики к решению повседневных проблем связанных с вычислениями процентов. Данный курс предлагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение логических задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы « Проценты» позволил выделить группы задач , которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных приемов расчета процентов в реальной банковской ситуации.  Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного ( или домашнего ) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до сложных. Содержание материала курса показывает связь математической логики с другими областями знаний, иллюстрирует применение логики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все знания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

    ЦЕЛИ КУРСА:

    • сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большего круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
    • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств логического мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе;

    ЗАДАЧИ КУРСА:

    • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
    • решать логические задачи на проценты;
    • прививать учащимся логическое мышление математической грамотности;

    В результате изучения курса учащиеся должны:

    • понимать содержательный смысл термина « процент» как специального способа выражения доли величины;
    • уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
    • знать широту логического применения процентных вычислений в жизни, решать логические задачи на проценты;
    • производить прикидку и оценку результатов вычислений;
    • при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.

    Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

    Ценностные ориентиры содержания курса.

    Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

    • Количество учебных часов.                                                                                                        Согласно учебному плану МБОУ « Обоянская средняя общеобразовательная школа №1» на изучение курса «За страницами учебника» отводится 1час в неделю , всего 34 часа в год.

    Особенности организации учебного процесса. 

    При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:

    - построение алгоритма действий;

    -фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя;

    - работа в парах, взаимопроверка

    - самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;

    - постановка проблемной задачи и совместное ее решение;

    - обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах;                                                                               –практическая работа .

     Планируемые результаты.

    Предметные

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

    Личностные

    Знают особые случаи устного счета

    Учитывают правила в планировании и контроле способа решения

    Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы

    Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

    Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за       свою Родину; российский народ и историю России.

        

    Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»;

    Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

    Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач.

    Контролируют действия партнера

    Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    Решают нестандартные задачи  на разрезание

    Различают способ и результат действия.

    Владеют общими приемами решения задач.

    Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению

    Формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов;      

    Решают логические  задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца

    Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

    Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

    Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

    Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    Знают определения основных геометрических понятий

    Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

    Владеют общим приемом решения задач.

    Могут участвовать в диалоге

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;      

    решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

    Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

    Умеют применять изученные свойства и формулы

    Могут аргументировать свою точку зрения

    Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

    Измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие.

    Могут проводить сравнительный анализ

    Устанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами

    Умеют строить монологическое контекстное высказывание

    Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    Вычисляют значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов)

    Умеют планировать пути достижения целей

    Умеют анализировать свойства геометрических фигур

    Могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры

    Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,

    Содержание курса

    Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей : задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями , с историей появления процентов, решением задач на проценты , на сплавы и смеси , знакомятся  с процентными расчетами в жизни .. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных  и логических задач. Рассматривается  применение математики в практической жизни , в литературе.

    Тема 1:Мир чисел (5 ч)

    Как возникло слово математика .Счет у первобытных людей. Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 , решение логических задач.

    Методы обучения :лекция, беседа. Объяснение

    Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач

    Тема 2. Проценты. Основные задачи на проценты.(10ч)

    Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению логических задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах логического решения.

    Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.

    Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

    Тема 3. Процентные расчеты в жизненных ситуациях.(9ч.)

    Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, изменения тарифов, пеня и др. выполнение тренировочных упражнений.

    Метод обучения: объяснение, лекция.

    Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

    Тема 4. Олимпиадные задачи(8ч)

    Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы.

    Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.

    Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

    Форма занятий: комбинированные занятия.

    Тема 5 Защита проектов (2ч)

    Календарно- тематическое планирование внеурочка 6 а класс(2016-2017 гг)

    Тема занятия

    Виды деятельности учащихся

    Дата по плану

    Дата по факту

    1

    Как возникло слово «математика»

    Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы

    6.09

    2

    Мир чисел

    Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

    13.09

    3

    Приемы устного счета

    Знают особые случаи устного счета

    20.09

    4

    Решение логических задач

    Владеют общими приемами решения задач.

    27.09

    5

    Решение логических задач

    Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению

    4.10

    6

    Задачи на части

    Решают задачи на части

    11.10

    7

    Нахождение процента от числа

    Владеют общими приемами решения задач.

    18.10

    8

    Нахождение процента от числа

    Владеют общими приемами решения задач.

    25.10

    9

    Нахождение числа по его части

    Владеют общими приемами решения задач.

    8.11

    10

    Нахождение числа по его проценту

    Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

    15.11

    11

    Решение олимпиадных задач

    решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

    22.11

    12

    Решение олимпиадных задач

    решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

    29.11

    13

    Решение задач на движение

    Решают логические  задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца

    6.12

    14

    Решение задач на движение

    Решают логические  задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца

    13.12

    15

    Решение задач на движение

    Решают логические  задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца

    20.12

    16

    Нахождение процентного отношения

    Владеют общими приемами решения задач.

    27.12

    17

    Нахождение процентного отношения

    Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению

    17.01

    18

    Применение процентов в реальной жизни

    Решают задачи практического содержания

    24.01

    19

    Применение процентов в реальной жизни

    Решают задачи практического содержания

    31.01

    20

    Логические задачи на проценты

    Решают логические  задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца

    7.02

    21

    Логические задачи на проценты

    Решают логические  задачи , тестовые задачи на движение , задачи решаемые с конца

    14.02

    22

    Банковские расчеты

    Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

    21.02

    23

    Банковские расчеты

    Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

    28.02

    24

    Банковские расчеты

    Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

    7.03

    25

    Олимпиадные задачи

    решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

    14..03

    26

    Олимпиадные задачи

    решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

    21.03

    27

    Олимпиадные задачи

    решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

    4.04

    28

    Решение текстовых задач с конца

    Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

    11.04

    29

    Решение текстовых задач с конца

    Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

    18.04

    30

    Задачи на переливание

    Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

    25.04

    31

    Великие математики

    Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы

    16.05

    32

    Математические фокусы

    Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению

    23.05

    33

    Защита проектов

    Защищают проекты

    30.05

    34

    Защита проектов

    Защищают проекты

    КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

    Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса , математических игр, математических праздников.

    Творческие работы учащихся по темам:

    1. Счет у первобытных людей

    2.Цифры у разных народов.

    3.Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.

    4. « Пифагор и его школа»

    5. Биография Архимеда.

    7.П. Ферма и его теорема.

    8.Биография Б. Паскаля

    Информационные источники

    1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

    2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

    3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

    4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

    5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

    6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

    7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

    8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.

    9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

    10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

    11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.

    12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.

    13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»

    14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

    15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.

    16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

    17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

    18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа творческого объединения по математике "За страницами учебника "МАТЕМАТИКА".

    Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника» 9 класс

    Данный элективный курс предназначен для расширения базового курса алгебры и дает учащимся возможность познакомиться с основными приемами и методами выполнения заданий, связанных с модулями, параметрам...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (10-11 класс)

    Предлагаемая программа «За страницами учебника математики» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития лично­сти, таким ка...

    рабочая программа по внеурочной деятельности "Страницы истории"

    Программа «Страницы истории» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 7 класса ...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы»

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы» для 5 классов...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии. Подготовка к ОГЭ" 9 кл.

    На уроках биологии в 9  классах недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью при проведении групповых занятий особое вниман...