Использование презентаций на уроке
статья по теме

Коробейникова Татьяна Юрьевна

В данной работе представлены несколько советов по созданию эффективной презентации к уроку математики для начинающих пользователей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_prezentatsiy_na_uroke.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МО и Н Республики Тыва. МБОУ СОШ  с. Тоора – Хем.

Использование презентаций

на уроке.

(Доклад)

                          Учитель: Коробейникова Т.Ю.,

                                               Высшая категория.

2015 год.

В настоящее время наиболее освоенной формой работы в современной школе является урок.

Современные требования к уроку предполагают использование новых подходов в преподавании математики. При подготовке к уроку преподаватель всё чаще и чаще использует компьютерные технологии. Делать свои первые шаги в этом направлении учителю помогает Мiсгоsоft Роwer Роint — простая в изучении и применении программа.

Уроки с использованием презентаций становятся более насыщенными, эффективными и дают возможность развивать у учащихся интерес к предмету, познавательную активность, творческий подход.

Использование компьютерной презентации на уроке позволяет 2—3 раза возвращаться к одному и тому же материалу с разных позиций. Рассказ учителя чередуется с ответами на вопросы, работой с рисунками и чертежами, составлением таблиц и просмотром видеофильмов. Это способствует эффективному восприятию знаний учащимися на уроке.

Не стоит забывать и о роли наглядности. Важно, чтобы ребенок видел все, о чем слышит. При этом проявляется новый вид наглядности — динамическая наглядность. Наглядный, материал помогает запоминать, вспоминать, сопоставлять и сравнивать.

Появление наглядного средства при использовании презентации строго определено во времени и хорошо видно даже с последней парты. Когда учитель при традиционном подходе готовится к уроку, он заранее приводит все средства наглядности в «боевую готовность». Поэтому наглядные пособия выставляются напоказ задолго до того момента, когда они будут необходимы по логике обсуждения или объяснения, и таким образом отвлекают внимание учащихся от задач, которые решаются в данное время. Каждое дидактическое средство должно появиться перед глазами учащихся только тогда, когда пришло его время.

Таким образом, использование презентации — это современный способ решить вопросы наглядности на уроке.

При использовании компьютерной презентации на уроке очень высок уровень мотивации детей и их внимания. При этом дети (по их отзывам) на уроке не устают, хотя трудятся интенсивно. Почему? Происходит постоянная смена видов деятельности.

Учитель экономит время: ему не надо оформлять доску, следить за ее чистотой, развешивать плакаты и рисунки.

Количество наглядного материала к уроку иногда может быть таким, что его весьма проблематично разместить по направлению взгляда учеников в классе. Бывает и так, что просто не хватает времени на перемене, чтобы это все подготовить. Опыт показывает, что затраты времени на подготовку презентации компенсируются комфортом на уроке.

Всё выше сказанное говорит о том, что может дать использование презентаций на уроке при рациональном создании и применении.

А теперь рассмотрим несколько советов по созданию эффективной презентации к уроку математики.

Совет 1. Презентация на уроке является лишь учебным средством, поэтому  она должна быть использована строго по необходимости.

Не стоит выводить на экран текст или рисунок, которые ученики могут получить из другого источника, например, учебника, плаката, стенда или пособия, если только данный материал не является неотъемлемой частью презентации. Ведь компьютер не должен заменять классную доску, он необходим тогда, когда без мультимедийности объяснить материал в полном объеме, ярко и исчерпывающе, представляется затруднительным.

Например, когда учитель рассказывает о наложении равных углов треугольника, а на экране учащиеся видят сам процесс наложения углов. Безусловно, сделать такую презентацию непросто, для этого требуются определенные навыки работы с Роwer Роint и относительно большие затраты времени, но достичь эффективности нельзя простыми, избитыми способами, да и компьютер для учеников в этом случае не станет «надоедливым», скучным инструментом.

Совет 2. Не стоит заполнять  один слайд  слишком большим объёмом информации.

Люди могут запомнить единовременно не более трех фактов, выводов, определений.

Иногда при доказательстве теоремы по геометрии на экран достаточно вывести только чертеж, а краткую запись доказательства можно осуществить с учащимися, используя доску и мел. Если вы решали вывести доказательство на экран, а оно не входит в рамки одного слайда при всей краткости, желательно не делать размер шрифта меньше 18, лучше перенесите доказательство теоремы на следующий слайд вместе с чертежом.

Совет 3. Необходимо обратить внимание на качество изображения, если оно не является высоким, то лучше от него отказаться.

Иначе это приведет только к отрицательному результату. Исключением может служить изображение, качество которого испорчено временем (исторический документ, фотография пр.).

Совет 4. На однотонном фоне информация воспринимается легче.

Не стоит брать в качестве фона рисунки, они будут только отвлекать внимание учащихся от учебного материала, который вы хотите до них донести.

Как можно сосредоточиться на информации, когда перед глазами  пейзаж или любая другая картина? А ведь некоторые учителя при доказательстве теоремы по геометрии используют в качестве фона вид моря, заката и т.д.

Совет 5. Для фона и текста постарайтесь использовать контрастные цвета.

Презентация должна быть хорошо видна в разных частях класса. Будет лучше, если фон сделать бледно-синим или бледно-зеленым, а буквы — черными (можно использовать и другие темные цвета). В этом случае учащимся не придется напрягать свое зрение, а зеленый и синий цвета снижают утомляемость глаз, вызывают меньшее раздражение.

Совет 6. Всего в презентации психологи рекомендуют использовать не более трёх цветов: один – для фона, другой – для заголовка, третий – для текста.

Любой лишний (неоправданный) цвет снижает эффект презентации.

Совет 7. Для заголовков лучше использовать шрифт не менее 24, для информации – не менее 18.

В противном случае, некоторые учащиеся могут презентацию просто не увидеть. 

Совет 8. Постарайтесь не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации можно использовать жирный шрифт, курсив, в крайнем случае, другой цвет (для всей презентации лучше выбрать единый стиль выделения).

Совет 9. На  протяжении всей презентации целесообразнее использовать не более трех видов эффекта анимации: для текста, для построения рисунка и для перемещения объекта в указанном направлении.

Желательно использовать самые простые, неброские эффекты из всех предложенных разработчиками программы, ведь задействованные вами анимации не должны отвлекать учащихся. Например, если строчки всплывают снизу вверх, хотим мы этого или нет, но рефлекторно учащиеся будут следить глазами за двигающейся надписью, отвлекаясь от излагаемого материала. Использование резких эффектов на протяжении всей презентации не позволит учащимся полностью сосредоточиться на информации. Попробуйте это проверить; возьмите чужую презентацию, на протяжении которой объекты будут бегать, неожиданно появляться в различных местах. Сможете ли вы полностью вникнуть в суть излагаемого материала? Сомнительно.

Совет 10. Самым удачным эффектом при появлении нового текста является «выцветание» с использованием большой скорости.

А вот если вам необходимо поэтапное построение чертежа, то наиболее подходящей анимацией будет появление с использованием направлений со средней скоростью. Если направления выбрать удачно, то в результате получится реальное построение рисунка, словно вы чертите мелом на доске или карандашом в тетради. Если необходимо передвигать объекты, то без анимации «пути перемещения» не обойтись, в этом случае выбор эффекта зависит от того, куда и в каком направлении надо переместить объект.

Использование каждого эффекта в презентации должно быть оправданным и не мешать повествованию. Анимация между слайдами не только отнимает время урока (2—З секунды тратится на один переход), но и способствует отвлечению учащихся от излагаемого материала, дезориентирует их.

Совет 11. Лучше не использовать звуковые эффекты для привлечения внимания к новой информации.        

Можно достичь обратного результата: каким бы приятным для вас звук ни был, слышать его постоянно, не раздражаясь, способен не каждый.

Совет 12. Использование гиперссылки во время показа презентации на уроке бывает просто необходимым.

Например, при проведении устной работы с учащимися могут возникнуть затруднения, гиперссылка поможет вам в кратчайший срок показать правильное решение; если же данная информация не понадобится, то вы ее пропустите, не затратив времени. Ссылку можно сделать как на место в документе (последние слайды презентации можно использовать в качестве необязательной информации), так и на другой документ (в этом случае не надо переносить таблицы, диаграммы, большой объем текста с формулами и пр. в презентацию).

Мультимедийная презентация позволяет не только прививать интерес к предмету, но и при правильном техничном и эстетичном исполнении обеспечивает наглядность, эффективность урока, развивает пространственное воображение учащихся и ведет к увеличению показателей качества знаний.

 

Используемая литература:

  1. Н. Удалова. Советы по созданию эффективной презентации к уроку математики.  Газета «Математика», приложение к  «Первое сентября».  

      № 15/2008

  1. О.С. Дмитриева. Что может дать использование презентаций на уроке при их рациональном создании и применении. Журнал «Биология». №19/2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и использование презентаций к урокам русского языка и литературы

Мне очень нравится использовать на уроках  презентации и создавать их вместе с учениками. Потому как, эта совместная работа позволяет глубже изучить материал, а также выявить новые ресурсы для ра...

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...

Использование презентации на уроках английского языка

Предъявляемый материал содержит информацию об использовании презентации на уроках английского языка. Материал был представлен в рамках прохождения курсов повышения квалификации в ИПК и ППРО Тульской о...

Использование презентаций на уроках русского языка и литературы

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...

Использование презентаций на уроках русского языка и литературы

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...