Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 5 ж класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Елисеева Татьяна Вадимовна

Назначение программы:

- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_matematike_5_klass.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа №854»

школьное отделение для детей с ООП

Рассмотрена на

заседании МО

Протокол № 1

от «26» августа 2016 г.

«Принята»

на педагогическом совете

Протокол №1

от «26» августа 2016 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №854

А.В.Курсаков

Рабочая программа

по  учебному предмету «Математика»  

для обучающихся 5 ж класса

(учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

под редакцией В.В. Воронковой

Составитель:

Елисеева Т.В.

учитель математики

первой  квалификационной категории

Москва  2016г.

                                               

Содержание

1

Паспорт рабочей программы  

3

2

Пояснительная записка  

4

3

Содержание программы учебного предмета

7

4

Требования к уровню подготовки учащихся

12

5

Календарно-тематическое планирование

14

6

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса

30

7

Лист внесения изменений

31

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа специального (коррекционного)   образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы: рабочая программа  учебного курса.

Назначение программы:

- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: обучающиеся  5 класса ГБОУ школа 854 (отделение для детей с ОВЗ)

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:   167 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  5 часов  в неделю.

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по математике для 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой  (авторы: М.Н.Перова, В.В.Эк).

-Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под ред. Н.Н.Малофеева.

 

Общая характеристика предмета

Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.

Цели курса:

  • формирование практически значимых знаний и умений;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
  • создание условий для социальной адаптации учащихся;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи курса:

  • формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
  • максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
  • воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:

  • объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
  • закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
  • обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;
  • контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.

Основные технологии: 

  • личностно-ориентированный подход,
  • деятельностный подход,
  • уровневая дифференциация,
  • информационно-коммуникативные,
  • здоровьесберегающие,

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Устный счет.
  • Беседа (диалог).
  • Работа с книгой.
  • Практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам, решение арифметических задач и задач с практическим содержанием.
  • Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
  • Измерительные и графические работы.

Методология преподавания математики

При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

  • Объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют материал в памяти.
  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).
  • Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).

Математическое образование в 5 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует формированию и развитию умения пользоваться алгоритмами.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры на моделях, рисунках, чертежах. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге (для некоторых учащихся допускается выполнение работ на линованной бумаге).

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (решение арифметических задач, связанных с социализацией).

Содержание программы учебного курса

Темы программы представлены в тематическом планировании.

5 класс  I четверть

Тема

Нумерация чисел в пределах 100

1

Таблица классов и разрядов

2

Г.м. Виды линий

3

Сравнение чисел

4

Сложение и вычитание чисел в пределах 100

Преобразование чисел, полученных при измерении величин

5

Преобразование чисел с мерами длины

6

Преобразование чисел с мерами стоимости

7

Г.м. Углы. Построение углов

8

Преобразование чисел с мерами массы

9

Преобразование чисел с мерами времени

Арифметические действия с целыми числами

10

Все действия с числами без перехода через разряд

11

Нахождение неизвестного слагаемого

12

Г.м. Замкнутые и незамкнутые линии. Построение

13

Нахождение неизвестного уменьшаемого

14

Нахождение неизвестного вычитаемого

15

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

16

Порядок действий

17

Г.м. Прямоугольник. Построение

18

Контрольная работа

19

Работа над ошибками

Нумерация чисел в пределах 1000

20

Таблица классов и разрядов

21

Разрядные слагаемые

22

Г.м. Квадрат. Построение

23

Сравнение чисел

24

Римская нумерация

Действия с числами, полученными при измерении величин

25

Сложение  чисел с мерами  стоимости

26

Вычитание  чисел с мерами  стоимости

27

Г.м. Длина ломаной линии

28

Сложение и вычитание  чисел с мерами  стоимости

29

Сложение  чисел с мерами  длины

30

Вычитание  чисел с мерами  длины

31

Сложение и вычитание  чисел с мерами  длины

32

Г.м. Периметр прямоугольника

33

Сложение  чисел с мерами  массы

34

Вычитание чисел с мерами массы

35

Сложение и вычитание чисел с мерами массы

36

Все действия с именованными числами

37

Г.м. Периметр квадрата

38

Контрольная работа

39

Работа над ошибками

Сложение и вычитание в пределах 1000

40

Сложение круглых сотен и десятков

41

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков

42

Итоговый урок «Действия в пределах 1000 без перехода через разряд»

Итого за I четверть 42 ч

5 класс  II четверть

Тема

Разностное и кратное сравнение

43

Разностное сравнение        

44

Задачи на разностное сравнение

45

Кратное сравнение

46

Задачи на кратное сравнение

47

Г.м. Треугольник. Стороны.

48

Разностное и кратное сравнение

Сложение и вычитание в пределах 1000

49

Сложение с переходом через разряд.

50

Самостоятельная работа

51

Вычитание с переходом через разряд десятков

52

Г.м. Периметр треугольника

53

Вычитание с переходом через разряд единиц

54

Вычитание чисел типа 340 – 123

55

Вычитание с переходом через два разряда

56

Вычитание чисел типа 400 – 124

57

Г.м. Периметр многоугольника

58

Вычитание чисел из круглых сотен

59

Сложение и вычитание чисел

60

Контрольная работа

61

Работа над ошибками

62

Г.м. Классификация треугольников по видам углов

63

Вычитание чисел типа 1000 – 230

64

Вычитание чисел типа 410 – 3

65

Вычитание чисел типа 410 – 103

66

Вычитание чисел

67

Г.м. Классификация треугольников по видам углов

68

Проверка сложения

69

Проверка вычитания

70

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

71

Контрольная работа

72

Г.м. Классификация треугольников по видам сторон

73

Работа над ошибками

74

Нахождение неизвестных компонентов

75

Порядок действий

76

Итоговый урок «Все действия с числами в пределах 1000»

77

Г.м. Классификация треугольников по видам сторон

Итого за II четверть 35 ч

5 класс III четверть

Тема

Обыкновенные  дроби

78

Образование, запись и чтение обыкновенных дробей

79

Получение дробей

80

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

81

Сравнение обыкновенных дробей с единицей

82

Г.м. Построение равностороннего треугольника

83,84

Правильные и неправильные дроби

85

Итоговый урок «Обыкновенные дроби»

Умножение и деление на 10,100

86

Умножение чисел 10,100 и на 10, 100

87

Г.м. Построение равнобедренного треугольника

88

Деление чисел на 10,100

89

Умножение чисел на 10,100

90

Умножение и деление чисел на 10,100

Преобразование чисел, полученных при измерении величин

91

Замена крупных мер стоимости мелкими

92

Г.м. Построение разностороннего треугольника

93

Замена мелких мер стоимости крупными

94

Замена крупных мер длины мелкими

95

Замена мелких мер длины крупными

96

Замена крупных мер массы мелкими

97

Г.м. Построение треугольников по длинам трёх сторон

98

Замена мелких мер массы крупными

99

Меры времени

100

Контрольная работа

101

Работа над ошибками

102

Г.м. Построение треугольников по длинам трёх сторон

Умножение и деление чисел без перехода через разряд

103

Умножение круглых десятков на однозначное число

104

Умножение круглых сотен на однозначное число

105

Умножение круглых десятков и сотен на однозначное число

106

Деление круглых десятков на однозначное число

107

Г.м. Геометрический диктант

108

Деление круглых сотен на однозначное число

109

Умножение двузначных чисел на однозначное

110

Деление двузначных чисел на однозначное

111

Умножение и деление двузначных чисел

112

Самостоятельная работа «Умножение и деление двузначных чисел на однозначное»

113

Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное

114

Деление двузначных и трёхзначных чисел

115

Г.м. Круг. Окружность.

116

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел

117

Нахождение части от числа

118

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел

119

Кратное сравнение

120

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел

121

Контрольная работа

122

Работа над ошибками

123

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел

124

Г.м. Линии в круге

125

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел

126

Порядок действий

127

Решение примеров и задач

128

Итоговый урок «Умножение и деление чисел»

129

Г. м. Занимательная геометрия

Итого за III четверть 52 ч

5 класс  IV четверть

Тема

Умножение и деление чисел без перехода через разряд

130

Умножение трехзначных чисел на однозначное

131

Деление трёхзначных чисел на однозначное

132

Умножение и деление трёхзначных чисел

133

Порядок действий

134

Г.м. Многоугольники

135

Проверка умножения

136

Проверка деления

137

Самостоятельная работа. Умножение и деление чисел без перехода через разряд

Умножение и деление чисел с переходом через разряд

138

Умножение двузначных чисел

139

Г.м. Нахождение периметра многоугольников

140

Умножение двузначных чисел

141

Умножение трёхзначных чисел

142

Умножение трехзначных чисел (круглых десятков)

143

Г.м. Нахождение периметра многоугольников

144

Умножение трёхзначных чисел

145

Контрольная работа

146

Работа над ошибками

147

Г.м. Прямоугольник. Смежные, противоположные стороны

148

Деление круглых десятков

149

Деление трёхзначных чисел с нулем в частном

150

Умножение и деление трёхзначных чисел

151

Г.м. Построение прямоугольника

152

Порядок действий

153

Нахождение части от числа

Повторение. Все действия с числами в пределах 1000

154

Разностное и кратное сравнение чисел

155

Г.м. Квадрат. Смежные, противоположные стороны

156

Разностное и кратное сравнение чисел

157

Действия с именованными числами

158

Все действия с числами

159

Контрольная работа

160

Г.м. Построение квадрата.

161

Работа над ошибками

162

Проверка сложения и вычитания

163

Проверка умножения и деления

164

Порядок действий

165

Г.м. Построение треугольников

166

Все действия с числами

167

Повторение

168

Повторение пройденного

167

Итоговый урок «Все действия с числами в пределах 1000»

Итого за IV четверть 40 ч

Итого за год 169 ч

Требования к уровню подготовки учащихся

В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников (I уровень обучения), и упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала (для учащихся II уровня обучения). Указания относительно упрощений даны в календарно-тематическом планировании в разделе «Дифференцированные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;

- римские цифры;

- дроби, их виды;

- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);

- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

- выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000;

- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;

- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;

- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1000;

- умножать и делить на однозначное число;

- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

- различать радиус и диаметр.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- уметь складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;

- овладеть табличным умножением и делением;

- определять время по часам тремя способами;

- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.

Не обязательно:

- решать арифметические задачи в одно действие самостоятельно (в два, три  действия решать с помощью учителя);

- чертить треугольник по трем данным сторонам.


Перечень учебно – методического обеспечения образовательного

процесса

                                                  Основная литература:

  1. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» ОАО «Московские учебники». 2005.
  2.  Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой  (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк). М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2000.
  3. М.Н. Перова.  Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва. «Просвещение». 1978.
  4. М.Н. Перова. «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2001.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2008.
  2. Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения / сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль / авт.-сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пособие для учителя-дефектолога. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005
  5. Ф.Р. Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе : 5-9 классы. Москва. ВАКО. 2007.

Медиаресурсы:

Представлены на сайте  www.prosv.ru/umk/adapt0-9

Лист внесения изменений

Класс

Дата

Количество не проведённых уроков

Причина

Согласование с курирующим завучем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 6д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Назначение программы:- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию ка...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 7д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Тип программы: программа специального (коррекционного)   образовательного учреждения VIII вида.Статус программы: рабочая программа  учебного курса.Назначение программы:- для обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с легкой степенью умственной отсталости

Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта по математике для X-XII классов, автором которого является Е.И.Капланская. Все содержание программы по математике для 10 класса п...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...