Урок математики в 5 классе на тему "Натуральные числа"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Абубакирова Зилия Рафинатовна

технологическая карта урока математики в 5 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_5_klasse_po_teme_naturalnye_chisla.doc112 КБ
Файл 2.docx69.98 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2015-2016 учебный год)

Урок математики в 5 классе по теме: «Натуральные числа»

ФИО:                    Абубакирова Зилия Рафинатовна

Должность:          учитель математики

Место работы:    НРМОБУ» Лемпинская СОШ»

Предмет:  математика.  Учебник (УМК): И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Мнемозина, 2014.

Тема: «Натуральные числа»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Форма проведения урока: урок-практикум

Время проведения: I четверть

Участники: 5 класс

Цели урока:

  • Обучающие: совершенствование навыка действий с натуральными числами с применением свойств умножения натуральных чисел, применение рациональных приёмов вычислений. Продолжить работу над текстовыми задачами.
  • Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.
  • Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

  1. предметные: обучающиеся должны уметь применять правило умножения натуральных чисел; правила сложения, вычитания натуральных чисел,  правило сравнения натуральных чисел ; анализировать и осмысливать текст задачи, составлять план решения задачи (арифметическим способом);
  2. метапредметные: учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять  самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать;
  3. личностные: способность  осуществлять  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, обучающиеся должны объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, понимать и осознавать социальную роль ученика; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные УУД:  уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение; регулировать свою волю в ситуации затруднения.

Личностные УУД: уметь  осуществлять  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать учебную мотивацию;     понимать необходимость приобретения новых знаний; уметь аргументировать свою точку зрения.

Основные понятия: множитель, произведение, законы умножения.

Межпредметные связи: геометрия

Ресурсы : тетрадь, доска, учебник «Математика, 5 класс», презентация, проектор, дидактические материалы, ЭОР.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I.Организационный

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

(слайд)

Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок
Начинаем мы урок.

- Добрый день. Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Кто полностью готов, посмотрите на меня и улыбнитесь. 

Включаются в деловой ритм урока.

Проявление интереса к материалу изучения.

Коммуникативные:

  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

II. Актуализация субъектного опыта учащихся

Цель: повторение правил натуральных чисел. Проверка умений  осуществлять переход от сложения к умножению.

Организация актуализации требований к ученику с позиций учебной деятельности :устного счёта и повторения основных типов примеров на умножение натуральных чисел и свойств умножения.

Сегодня на уроке мы с вами будем повторять и обобщать тему «Натуральные числа» и посмотрим, в какой жизненной ситуации мы можем столкнуться с этими числами.

Работать будем в группах, помогая друг другу на уроке.

Дайте пожалуйста ответы на мои вопросы:
- Какие числа называются натуральными?

 

- Является ли нуль натуральным числом?

-Прочитайте числа (слайд)

- назовите число следующее за числом 99?

- предшествующее число 400?

-следующее за числом 29999?

- на 1 больше числа 8999?

Молодцы. А теперь мы с вами поработаем устно. Посмотрите на экран. Вам нужно выполнить цепочку  вычислений.

Фиксирует достижения учеников, согласно выполненным заданиям, в таблице достижений на каждом этапе урока.

Следующее наше задание.

На партах у вас лежат карточки с заданиями. Сейчас мы с вами  самостоятельно ответим на поставленные вопросы и решим кроссворд с последующей проверкой. Вы должны угадать ключевое слово.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Демонстрируют знания, умения.

- Числа которые используем при счете предметов.

-нет.

-(читают со слайда)

- 100

-399

-30000

-9000

Слайд. Выполняют вычисления

Фиксируют свои достижения в таблице продвижения на каждом этапе.

Ученики выполняют задание на карточках

(приложение )
математика

Познавательные: 

структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV.Физкультминутка

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и зрения , снятие утомления детей на уроке.

V. Обобщение и систематизация полученных знаний

Цель: продолжать формирование навыка  применения правила умножения  натуральных чисел

– На уроках литературы вы уже не раз встречались со сказками, а сегодня на математике мы отправимся в путешествие со сказочными героями. 
«Сказка об Иване-царевиче и Кощее Бессмертном»
(слайд)

В мире много сказок 
Грустных и смешных
И прожить на свете 
Нам нельзя без них!

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич со своими сёстрами. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-Царевич сестёр своих замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил он без сестёр и сделалось  ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. (слайд) Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-Царевич взял верных воинов и пошёл выручать Елену Прекрасную. (слайд) Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. А около камня лиса сидит. «Если, говорит, решите уравнения, то камень освободит дорогу. (слайд).

Решить уравнения.

75 : у = 25          у = 3               

у + 26 = 74         у  = 48            

.  у = 96           у = 12          

51 – у = 26         у = 25              

 у : 16 = 5           у = 80         

   у .   4 = 100       у = 25
Все сделали правильно, молодцы, сдвинули камни, освободили дорогу на мост. Долго шли они по лесу.
(слайд)


Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

 Давайте немного отдохнём.

Поднимает руки класс — это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к рукам прижать –это «пять».

Всем ребятам надо сесть –это «шесть».

Шли они шли, видят на пути избушка Бабы Яги. (Слайд)
Из-за двери раздался голос: «Ответьте на вопрос: сколько будет два плюс два умножить на два. Тогда я с вами буду беседовать».
(Слайд)
Впустила Баба-Яга Ивана-Царевича, выслушала его и согласилась помочь ему, так как давно враждовала с Кощеем. Но с условием, что его воны решат задачу с помощью уравнения.

Задача (слайд):  Нам с Кощеем 250 лет. Я старше Кощея на 50 лет. Сколько лет ему? Сколько лет мне?

Решение: (слайд)

х + (х + 50) = 250
х = 100
100 лет Кощею
100 + 50 = 150 (лет) – Бабе-Яге

Прощаясь с Иваном-Царевичем, Баба-Яга рассказала, что кто знает сколько лет Кощею, тот имеет большую силу в открывании различных замков. Только нужно произнести это число, мигом всё исполнится. Чёрный ворон подслушал разговор и рассказал Кощею. (Слайд) Тот подстерёг Ивана-Царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Закрыл на четыре замка. Разглядели воины на стенах подземелья задание.

Записать на математическом языке (Слайд)

Против течения паром двигается у км/ч, а по течению в 2 раза быстрее.

а) по течению за 3 часа паром прошёл 12 км;
б) по течению за 2 часа паром прошёл расстояние на 2 км  большее, чем за 3 часа, двигаясь против течения;
в) скорость парома по течению больше скорости против течения на 2 км/ч;
г) двигаясь 3 часа по течению, паром прошёл расстояние, равное расстоянию его движения за 6 часов против течения.

Иван-Царевич справился и с этой задачей. Крикнул возраст Кощея, и открылись замки. Вышли из-под подземелья воины. А Елена Прекрасная была спрятана под семью замками. А чтобы открыть замки, надо найти слово хорошее. Давайте будем замки открывать.

Записывают в тетрадь дату, определяют тему и цели урока.

Выполняют самостоятельно, потом проверяем ответы.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. Получают эмоциональный заряд.

Дети проводят подходящую физкультминутку с минимальной помощью учителя.

Дети отвечают на вопрос. (6)

Дети работают в парах.

Дают ответ.
 100 лет, 150 лет.

(приложение)

Дети получают задание на карточках. Выполняют индивидуально, затем проводят взаимопроверку.

Ответ:
а) 6у = 12    
б) 4у – 3у = 2   
 в) 2у – у = 2     
г) 3 
.   2у = 6у

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

VI. Контроль  и самоконтроль .

Цель: проверить усвоение полученных знаний и умений, обсудить допущенные ошибки.

.

VII.Рефлексия.

Цель: обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и результата.

VIII. Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Организация и контроль за процессом решения примеров. Организует усвоения учениками нового способа действий с проговариваем во внешней речи. Организация работы в парах.

1.Какие свойства умножения можем применить при решении предложенных примеров?

  1. 38*4*25=38*(4*25)=38*100=3 800.
  2. 125*79*8=(125*8)*79=100*79=7 900.
  3. 25*96*4=25*4*96=100*96=9600.
  4. 306*8*125=306*(8*125)=306*1000=306 000.
  5. 50*786*2=786*(50*2)=786*100=78 600.

- Пробуем решить несколько примеров. После выполнения задания поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения у соседа по парте. При необходимости, помогите друг другу. 

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Каждому на парту дается карточка с заданием.

- А теперь мы с вами выполним самостоятельную работу. Выполнив его поможем Елене Прекрасной выбраться из подземелья.

Открыли замки Кащеего царства. Открылись и ворота. Победили Кощея Бессмертного, и освободили Елену Прекрасную. И стали Иван-Царевич с Еленой Прекрасной жить-поживать и добра наживать. (слайд)

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Подводят итоги работы пар и класса в целом. Организуют обсуждение:

  • Какова была тема урока?
  • Какую задачу ставили?
  • Каким способом решали поставленную задачу?

Если вы считаете, что поняли тему урока то приклейте зелёный листочек.

Если вы считаете, что недостаточно поняли тему, то приклейте желтый листочек.

Если вы считаете, что не поняли тему урока то приклейте красный листочек.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Учебник  А.Г.Мордковича стр. 258-259 домашняя контрольная работа №3.

Решают примеры , работают в парах над поставленными задачами.

Проговаривают свойства умножения. На конкретных примерах учатся их применять.

Выполняют задание на умножение натуральных чисел и применяют рациональные способы вычислений.

Комментируют решения примеров.

(приложение)

Выполняют самостоятельную работу , называют полученное слово

(Добрый)

Учащиеся анализируют свою работу, выражают в слух свои затруднения и обсуждают правильность решения теста, примеров, задач.

Ученики отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали.

Учащиеся подводят итоги своей работы:

-Я сегодня понял…

-Я сегодня научился…

-Мне понравилось…,

-Мне не понравилось.

-Я не понял…

Учащиеся записывают в дневники задание

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Регулятивные: уметь правильно оценивать  собственную деятельность на уроке.

Абубакирова Зилия Рафинатовна, НРМОБУ «Лемпинская СОШ»



Предварительный просмотр:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2015-2016 учебный год)

Приложение 1.

Кроссворд

  1. Результат сложения чисел 
  2. Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти 
  3. Компонент умножения 
  4. Арифметическое действие 
  5. Сумма длин сторон многоугольника 
  6. Единица измерения массы 
  7. Название второго разряда в классе единиц 
  8. Название числа, состоящего  из одной единицы и шести нулей 
  9. Значение буквы, при котором из уравнения получается верное равенство 
  10. В ней есть условие и вопрос, требуется выполнить решение и найти ответ 

Приложение 2.

Запишите на математическом языке:

Против течения паром двигается у км/ч, а по течению в 2 раза быстрее.

а) по течению за 3 часа паром прошёл 12 км;
б) по течению за 2 часа паром прошёл расстояние на 2 км  большее, чем за 3 часа, двигаясь против течения;
в) скорость парома по течению больше скорости против течения на 2 км/ч;
г) двигаясь 3 часа по течению, паром прошёл расстояние, равное расстоянию его движения за 6 часов против течения.

Запишите на математическом языке:

Против течения паром двигается у км/ч, а по течению в 2 раза быстрее.

а) по течению за 3 часа паром прошёл 12 км;
б) по течению за 2 часа паром прошёл расстояние на 2 км  большее, чем за 3 часа, двигаясь против течения;
в) скорость парома по течению больше скорости против течения на 2 км/ч;
г) двигаясь 3 часа по течению, паром прошёл расстояние, равное расстоянию его движения за 6 часов против течения.

Запишите на математическом языке:

Против течения паром двигается у км/ч, а по течению в 2 раза быстрее.

а) по течению за 3 часа паром прошёл 12 км;
б) по течению за 2 часа паром прошёл расстояние на 2 км  большее, чем за 3 часа, двигаясь против течения;
в) скорость парома по течению больше скорости против течения на 2 км/ч;
г) двигаясь 3 часа по течению, паром прошёл расстояние, равное расстоянию его движения за 6 часов против течения.

Запишите на математическом языке:

Против течения паром двигается у км/ч, а по течению в 2 раза быстрее.

а) по течению за 3 часа паром прошёл 12 км;
б) по течению за 2 часа паром прошёл расстояние на 2 км  большее, чем за 3 часа, двигаясь против течения;
в) скорость парома по течению больше скорости против течения на 2 км/ч;
г) двигаясь 3 часа по течению, паром прошёл расстояние, равное расстоянию его движения за 6 часов против течения.

Приложение 3.

Самостоятельная работа

          Фамилия:              

                         

Выполните действия, используя законы арифметических действий и заполните таблицу.

1457

46500

36000

793

168

1100

О.        465 * 25 * 4 =
Й.        (250 + 25) * 4 =
Б.         36 * 184 + 36 * 816 =
Ы.        6 * 28 =
Д.        457 + 705 + 295 =
Р.         (853 + 293) – 351 =

Самостоятельная работа

          Фамилия:              

                         

Выполните действия, используя законы арифметических действий и заполните таблицу.

1457

46500

36000

793

168

1100

О.        465 * 25 * 4 =
Й.        (250 + 25) * 4 =
Б.         36 * 184 + 36 * 816 =
Ы.        6 * 28 =
Д.        457 + 705 + 295 =
Р.         (853 + 293) – 351 =

Самостоятельная работа

          Фамилия:              

                         

Выполните действия, используя законы арифметических действий и заполните таблицу.

1457

46500

36000

793

168

1100

О.        465 * 25 * 4 =
Й.        (250 + 25) * 4 =
Б.         36 * 184 + 36 * 816 =
Ы.        6 * 28 =
Д.        457 + 705 + 295 =
Р.         (853 + 293) – 351 =

Абубакирова Зилия Рафинатовна, НРМОБУ «Лемпинская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 5 класс "Числа и точки на прямой"

С помощью этой презентации учитель сможет ввести понятие о расположении точек на прямой. Ученики хорошо воспринимают яркий материал....

Урок математики 6 класс "Нахождение дроби от числа" с учетом требований ФГОС

С учетом требований нового стандарта я попыталась создать технологическую карту урока в 6 классе. Может кому-нибудь поможет....

Математика. (1 класс) Тема: "Сложение числа 1 с однозначными числами"

1 класс. Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа". Может послужить помощьником на уроке при работе в тетради на печатной основе....

Математика (1 класс). Тема: "Сложение числа 3 с однозначными числами"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок математики 5 класс "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Урок математики 5 класс. Тип урока "открытие нового знания". Учащиеся знакомятся с понятиями: степень, квадрат и куб числа....

План - конспект урока Математика 5 класс «Модуль числа. Противоположные числа»

План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Модуль числа. Противоположные числа»...