Мастер-класс «Методические приемы развития творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности».
план-конспект урока по математике на тему

Шипулина Елена Петровна

Цель: Раскрыть возможности творческого  развития учащихся на уроках математики через различные методические приемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_po_matematike.docx51.27 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Мастер-класс

«Методические приемы развития творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности». 

Учитель математики: Шипулина Е. П.

Ставропольский, 2016



Цель: Раскрыть возможности творческого  развития учащихся на уроках математики через различные методические приемы. 
Задачи: 
• Рассмотреть приемы творческого  развития учащихся на уроках математики; 
• Рассмотреть построение уроков с применением различных методических приемов; 
• создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой; 
• организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности. 

Ход мастер – класса: 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Тема моего мастер-класса:  «Методические приемы развития творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Эпиграфом к нему я взяла слова Роджера Левина: “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Основной идеей модернизации современного образования является  ориентация образовательного процесса на создание условий для реализации личностного потенциала обучающихся; развития их творческих способностей, интереса к познанию. Образовательные стандарты нового поколения ориентированы в первую очередь на становление личностных характеристик обучающихся. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 В ФГОС к личностным  УУД  относятся:  положительное отношение к учению,  познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий.

Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности мы должны создавать условия для развития внимания, памяти, мышления, познавательной активности, рефлексии. Это станет возможным, если на каждом уроке стремиться использовать методы и приемы, позволяющие формировать УУД

Итак, первый этап - это деление на группы. 

Игра  «Атомы и молекулы»

На этом этапе формируются коммуникативные УУД. (под легкую музыку происходит деление на группы)

Сейчас я предлагаю игру «Атомы и молекулы». Давайте встанем в круг. Каждый из Вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Число атомов в молекуле я назову. Число атомов в молекуле -два. Молекулы распадаются на атомы, которые продолжают блуждать. Образуются молекулы из четыре атомов. Образовавшиеся молекулы, являются составом рабочей группы. 

На этом этапе формируются коммуникативные УУД

2)Давайте познакомимся  Прием «Комплимент»   

Каждый член группы говорит комплимент своему соседу, касаясь ладонью своей руки ладони соседа. Итак, я начинаю: В общении с вами я надеюсь на взаимопонимание и поддержку

На этом этапе формируются коммуникативные и регулятивные УУД, предоставляется свобода выбора при распределении ролей.


Работу в группах начнём с распределения ролей. 


СЛАЙД Основные роли: 
Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, за тем, чтобы все были услышаны, за тем, чтобы группа не отклонялась от темы. 
Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы, 
Третья роль – спикер группы, тот, кто будет высказывать мнение группы, именно группы, а не свое! 
Четвертая роль – это человек, который следит за временем, за тем, чтобы к исходу его группа смогла получить результат. 
Пятая роль – человек, который будет оформлять проект. 

Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся вначале урока настраивает их на плодотворную работу на весь урок.

На этом этапе использую преимущественно те приемы активизации, которые обеспечивают осознанное усвоение нового материала или выполнения определенного задания. 

В 6 классе по теме «Сложение, вычитание, умножение и деление обыкновенных дробей», применяю программируемые задания

(На листах раздаю задания по группам) Какая группа быстрее и правильнее решит выражение, тот прочитает замечательное предложение. Ученики уже заинтригованы, им хочется  быстрее решить, чтобы узнать, что же там написано. Дается 20 примеров:  

1. 17/8  3/4  + 31/5              (57/10 ) е

2.  (3 2/5  13/10 .  41/21       (81/2)   и

3.   5 1/6 + 2 3/ 8/11            (7 1/6) р

4.   21/3 : 7/3 + 6 1/6            (71/6) р

5.   (43/ - 11/4) . 8/15         (12/3 ) ш

6.   63/-  1 1/2 .5/6                  (51/8)  ы

7.   81/: 13/8  + 2 1/2       (81/2)   и

8.   7 1/3 . 6/11 + 41/2             (81/2)  и

9.  ( 115/ - 10 5/18) . 9/14       (1)   т

10.(43/4 – 2 5/6) : 1 5/18      (11/2)  м

11.141/3 . 5/43 + 0                      (12/3)    с

12.71/3  - 5 6/7 .  14/41                 (5 1/3)  л        

13. 15/8  3/8  + 21/5             (68/15 ) а

14.  (2 1/5  3/10 .  5/7            (15/14)   о

15.   6 9/10 + 2 3/ 8/13         ( 8 1/2) и

16.   33/4 : 11/4 + 37/11            (5)  в

17.   (23/ - 11/4) . 8/15          (3/5  ) й

18.   63/-  4 1/2 .5/6                  (25/8)  щ

19.   7/: 13/4  +  8             (81/2)  и

20.   7 1/3 . 6/11 + 1/2              (41/2)  !

Р

е

ш

а

й

и

щ

и

т

в

о

р

и

и

м

ы

с

л

и

!

7 1/6

57/10 

12/3

68/15 

3/5  

81/2

25/8

81/2

1

5

15/14

7 1/6

81/2

81/2

11/2

51/8

12/3

1/3

81/2

41/2

       

        Из полученных ответов, поставив их по особому порядку,  получаем предложение Решай, ищи, твори и мысли!

Выражений можно придумать больше, и слов тоже соответственно. Такую работу учащиеся выполняют с удовольствием, Таким образом, можно определить тему урока.

Постановка учащимися самостоятельно темы урока,  цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. 

Тема урока Прежде чем смело к задачам идти, решив уравнения,  тему урока назови!

35 – x = 17       У

9 + x = 45         О

 Y – 37 = 18      Е

90 – y = 62        И

31 + y =16 + 44 Ж

80 – с =21 + 19  Н

 40 – 3 = с + 13 М

18

24

40

36

29

55

40

28

55

у

м

н

о

ж

е

н

и

е

Большой интерес у учащихся вызывают задания, которые позволяют узнавать интересные факты из других областей знаний, получая эту информацию посредством математики и расширяя таким образом кругозор.

Например, использую  такие задания при изучении темы «Умножение десятичных дробей на натуральное число». Даны примеры, ответ которых соответствует определённой букве.

Задание: Вы сможете прочитать название высочайшей горной вершины мира, если правильно решите примеры и впишите буквы в таблицу с ответами

0,9+0,12   У

5-4,81       О

3,1+2,01   Г

7,9-3,5      Н

10-6,7       М

4,8+5,2     А

5,43+0,07  Ж

9-0,9         Л

0,5+0,5     Д

1

5,5

0,19

3,3

0,19

8,1

1,02

4,4

5,11

3,3

10

Молодцы! Это Джомолунгма! Кто знает ее второе название (Эверест)

Это высочайшая горная вершина мира- мечта любого альпиниста.

Сейчас мы попытаемся узнать ее высоту и год, когда она была впервые покорена.

Проблемный вопрос: Сможем ли мы найти высоту? (Нет, поэтому тема урока)

Высота: 2, 212*4  =(км)

Год покорения:21,7*90=

Посмотрите на эти примеры и сформулируйте тему урока:

«Умножение десятичной дроби на натуральное число»

Высота: 2, 212*4  =8,848 (км)

Год покорения:21,7*90=1953 год

-Кто знает, где находится эта горная вершина? (В Больших Гималаях, На границе Китая с Непалом)

Начиная с 5 класса, уделяю большое внимание на уроках задачам на закономерности.

Значительную долю задач, решаемых с помощью этого метода, составляют нестандартные задания, способствующие развитию мыслительной деятельности, связанные с поиском закономерности или конструированием объектов по заданным условиям.

(Использую сигнальные карточки, какая группа быстрее справится сигналит и получает жетон определенного цвета- этот прием развивает регулятивные УУД и логическое мышление)

СЛАЙД  Установи закономерность (по группам)

1 группа  6, 9, 12, 15, …(кратны 3)

2 группа  9, 1, 7, 1, 5, 1, …   3    (через 1 нечетные)

3 группа  2, 3, 5, 6, 8, 9, …10

4 группа  1, 2, 4, 8, 16, …    32    (в 2 раза больше)

Аналогичные задачи даю и в 6-м классе при изучении тем: “Простые и составные числа”, “Дроби”, “Положительные и отрицательные числа”. Эта система задач  развивает логику мышления. Задание даю не только с числами.

Блок содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Система таких заданий целенаправленно воздействует на любознательность, развивает творческие способности, воображение, нестандартный взгляд на вещи. На занятие подобраны задания на выдвижение гипотез, нахождение закономерностей (эти задания развивают логику мышления, способность к обобщению).

Рассмотри геометрические фигуры и их расположение.

Заполни пустые клетки. (раздать каждой группе)

http://festival.1september.ru/articles/104729/img5.gif

В 5 классе повторяется таблица умножения, порядок действий. Здесь уместны задания типа:

Замени http://festival.1september.ru/articles/104729/img7.gif цифрой

http://festival.1september.ru/articles/104729/img6.gif

СЛАЙД Предложить выполнить:

 Расшифруй пример: Б3*1А=А31

 

А=7, Б=4  43*17= 731

Можно использовать задания такого типа

Приведу пример задачи: В велогонке Дима, Саша, Андрей и Вася заняли со второго по пятое места. Саша обогнал Диму на 39 с, но отстал от Васи на 41 с. Андрей был впереди Васи на 12 с, но отстал от победителя на 13 с. В каком порядке финишировали мальчики и с каким отставанием от победителя?

Андрей (13с); Вася (25 с); Саша(41+25=66 с); Дима (39+66=105 с)

Данный этап способствует актуализации соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; здесь происходит анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация изучаемого материала.  Прием «Найди ошибку» можно применять при изучении любой темы

1. Найдите ошибки в решении примеров. Запишите и решите их правильно. Какая группа быстрее справится сигналит зеленым цветом (по группам с вручением жетонов)

840: 4 + 205 х 3= 615 (825)            

760 – 140 х 2=620 (480)

0,5 > 0,724;

 0,0013 < 0,00127;

Развивают внимание задачи такого типа, например,

Посадил дед репку. Выросла она большая-пребольшая. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сосчитайте, сколько пар глаз увидело эту репку. (Шесть пар)

Иногда получить правильный ответ можно, выполняя задания   различными способами. Но при этом необходимо выбрать рациональный способ

Например, решить уравнение (у+64) -38=48 можно двумя способами:

  1. Сначала найти неизвестное уменьшаемое

у+64=48+38

у+64=86

            а потом найти неизвестное слагаемое у:

у=86-64

у=22

  1. Сначала упростить выражение, стоящее в левой части уравнения, использовав свойства вычитания:

у+64-38=48

у+26=48

А затем найти неизвестное слагаемое у:

У=48-26

У=22

Ответ: 22

Целесообразно вводить задания с элементами игры.

Например, ролевая игра «Учитель- ученик» способствует формированию регулятивных УУД

Роль учителя выполняет ученик, который выходит к доске и проверяет правильность выполнения задания.

СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ И ПЛАНШЕТЫ

На доске записываются примеры: дети на планшетах записывают ответ, а ученик им  сигналит

 а) 8,5 + 4,6 - 1,6 + 0,5 = ?; (12)

 б) 2,5 * 3,78 * 4 = ?; (37,8)

 в) 4,7 + 3,9 + 5,3 - 2,9 = ?; (11)

г) 7,47 * 125 * 0,2 * * 0,8 * 5 = ?. (747)


Прием «Давайте посчитаем». 

Такие приемы  способствуют формированию у школьников вычислительных навыков и являются творческими. Здесь не просто нужно найти значение выражения, а из суммы всех повторяющихся чисел нужно вычесть сумму чисел, встречающихся по одному разу,

например: -4; 87; 36; -105; 87.  (87+87)-(-105+36+(-4))=174-(-73)=247

СЛАЙД Или можно использовать такие задания: Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмёрками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз и получится число учеников в классе». Сколько учеников было в этом классе?  99-88+10=21

 Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках  предоставляет применение метода проектов. 
Этот метод способствует
 формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога

Мини проект в  5 классе по теме «Площади фигур» Ремонт квартиры

(ЛИСТЫ)

Снова работаем в группах.

Задание: Посчитайте, какое количество рулонов обоев нам нужно купить, чтобы оклеить комнату, размером 3 х 4 м, с высотой потолка – 2,8 м,  если длина рулона 10 м, а ширина 0,7 м.

Вычисляем по формуле нахождения площади прямоугольника площади окон, двери, стен. После этого вычисляем площадь той поверхности, которую нам нужно заклеить обоями.

Площадь всех стен комнаты: 2,8*3=8,4*2=16,8 м2

                                                  2,8*4=11,2*2=22,4 м2

                                                                                                                39,2 м2-3,2=36 м2

Площадь одного рулона обоев 7 м2

36:7=5,14= 6 рулонов

2 окна:  длина 1м, ширина 0,8 м. Площадь окон=1,6 м2

Двери: длина 2 м, ширина 0,8 м. Площадь двери =1,6 м2

Вывод: Этот мини-проект направлен на включение ребенка в процесс творчества средствами создания атмосферы радости поиска.

Вывод: Этот мини-проект направлен на включение ребенка в процесс творчества средствами создания атмосферы радости поиска.

СЛАЙД Домашнее задание может носить творческий характер.(раскраска с примерами)

Рефлексия.

Прием «Составление «Синквейна»  

Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях, позволяет учащимся реализовать свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам:


• Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне. 
• Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта. 
• Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом. 
• Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект. 
• В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта.
 

Сейчас мы попробуем составить синквейн.

(ЛИСТЫ)Учитель

– Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово творчество.

(Участники пишут синквейн)

– Прочитайте, что у вас получилось.

Участники

Творчество.

Нестандартное, уникальное.

Удивляет, развивает, открывает.

Система обучающих технологий.

Мастерство.

С большим успехом этот прием применяют для рефлексии. Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома, устраивая конкурс.


Примеры синквейнов:

 
1. Масштаб 
2. Арифметический, географический

3. Находить, измерять, изображать 
4. Дробь, которую нужно понять 
5. Отношение 

1. Обыкновенная дробь 
2. Правильная, неправильная 
3. Сократить, выделить целую часть, вычислять 
4. Числитель- сколько, знаменатель - каких 
5. Деление

1. Круг

2. Круглый, плоский

3. Рисуем, чертим, строим

4. Только начала его изучать

5. Фигура

1.  Окружность

2.  Круглая, плоская        

3.  Чертим, изучаем, рисуем

4.  Ее строим циркулем

5.  Фигура

  1. Дроби 

2. Правильные, неправильные. 
3. Складывали, сокращали, выделяли.  
4. Без дробей нет математики! 
5. сложно!

  1. Математика 

2. Сильная, строгая, главная 
3. Учит, мучит, увлекает, заинтересовывает 
4. Пусть и люди не согласны – открывает тайны ясно! 
5. Разум и жизнь.

(ЛИСТЫ) Рефлексия. На листе бумаги обведите свою ладошку.

Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

• большой - для меня это важно и интересно …

• указательный - я получил конкретные рекомендации, я была удивлена

• средний - мне не понравилось, мне понравилось

• безымянный - моя оценка психологической атмосферы

• мизинец- для меня было недостаточно, у меня возник вопрос

А.Сухомлинский писал: «Я, советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика». Результаты труда маленького ученика управляют его настроением, отношением к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Ведь сформированность и уровень развития самостоятельности, творческой активности учеников является ...

Паспорт программы «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

создание инструментария учителя математики, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни...