Система подготовки одарённых детей к олимпиадам по математике
статья по математике на тему

Вилутис Алевтина Сергеевна

Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Победы учащихся на олимпиадах международного и всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в вуз на льготных условиях. Как добиться успешного участия школьника в  олимпиаде? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx169.78 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки одарённых детей к олимпиадам по математике

В последние годы проводится много различных видов олимпиад. Кроме традиционных   проводятся также дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад.  Они не только дают ценные материалы для суждения о степени предметной подготовленности учащихся и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей, но и стимулируют углубленное изучение предмета.

Основные цели школьных олимпиад:

  • выявление талантливых ребят,
  • развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у обучающихся,
  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей,
  • распространение научных знаний среди молодежи.

Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Победы учащихся на олимпиадах международного и всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в вуз на льготных условиях.

Как добиться успешного участия школьника в  олимпиаде? А как добиться хороших результатов в спорте? Тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться.

Как учитель математики, в своём докладе я буду говорить, только о математических олимпиадах.

Для успеха в конкурсной математике, конечно, нужно решать задачи.  Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д.Пойа.)

        Думаю, что вы со мной согласитесь, что для того, чтобы научить школьников решать олимпиадные задачи на достойном уровне,  нельзя обойтись разовыми мерами, а нужна кропотливая системная работа в этом направлении. И, конечно, каждый учитель в своей практике сталкивается с тем, что зачастую не хватает для этого сил и времени, а у кого-то и опыта (ведь для того, чтобы научить решать задачи, необходимо самому это хорошо делать). В своём докладе я хотела бы рассказать, какими методами в нашем районе учителя математики и я ,в том числе, решаем эту проблему.

Несомненно, что многие учителя (и даже не математики) организуют работу в этом направлении следующим образом:

-Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме. А также для развития интереса к решению нестандартных задач по математике в программу урочных занятий можно включать рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач-шуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера.

-Творческие и олимпиадные домашние задания.

В качестве одного из путей подготовки к олимпиадам предлагаются задания на дом типа: "Составь задачу, аналогичную составленной в классе"; "Придумайте ребусы по теме"; " Составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.); "Придумайте задачу-сказку по теме" и т.п. Часто в качестве домашнего задания учитель предлагает домашние олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет.

- Организация внеклассной работы

Каждый учитель под внеклассной работой понимает необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Для себя выделяю следующие три вида внеклассной работы:

Индивидуальная работа - такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, зависимо от способностей и знаний ученика.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней относятся факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.

Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду отношу вечера, научно - практические конференции, недели математики, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады. К слову сказать, в нашем районе уже третий год проводится районный Математический турнир, посвящённый юбилейным датам великих математиков, одной из целей которого является работа с одарёнными детьми и развитие у них математических способностей.

- Проведение заочной работы.

Важным направлением подготовки детей к олимпиадам считаю заочную работу. Некоторые вузы, журналы, газеты, сайты часто объявляют различные конкурсы для любителей решать разнообразные задачи. Выполнение таких заданий способствует подготовке учащихся к олимпиаде.

Сегодня получила значительное развитие заочная олимпиада, которая обладает неоспоримыми достоинствами: доступностью, дешевизной, простотой организации, протяженностью во времени. Задания либо рассылают по почте управлениям образования, либо размещают в Интернете на сайтах образовательных учреждений. Олимпиады для школьников год от года набирают всё большую популярность. Надо ли в них участвовать? И в каких именно - ведь количество их растёт со скоростью снежного кома?

Цель заочных олимпиад - дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию. Участие в таком конкурсе способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся, помогает профессиональному самоопределению старшеклассников.

В каких заочных олимпиадах принимать участие - это  выбор каждого, просто необходимо найти время разобраться в большом ассортименте предложений и уделять внимание этим интересным конкурсам. В нашем районе дети участвуют в  следующих олимпиадах: «Кенгуру», «Олимпус», сезонных олимпиадах сайта «Инфоурок», «Мириада открытий», «Математика-царица наук» и т.п.

Учителями нашего района и мной   используются все эти формы.

Однако, из года в год, мы ищем более совершенные формы работы, чтобы результат участия наших детей в олимпиадах носил не только массовый характер, но и перешёл на качественный уровень развития.

Для этого в прошлом году, в осенние каникулы, мной, как руководителем РМО учителей математики района, были организованы краткосрочные курсы с преподавателем УдГУ, кандидатом математических наук Барановым В.Н., где  две группы учащихся района 7-8 кл. и 9-11 кл тренировались в решении олимпиадных задач разного уровня. После чего, уже для учителей – предметников, Виктор Николаевич провёл Мастер-класс по методике решения задач. Конечно, эта форма наиболее оптимальна и результативна, но в силу отдалённости нашего района от центра, транспортных и финансовых сложностей , не всегда можно пригласить квалифицированного специалиста так часто, как хотелось бы.

Поэтому, в этом году, на августовском РМО мной было предложено организовать подготовку школьников к школьному и муниципальному туру ВОШ дистанционно, а именно, силами ведущих учителей района провести 1-й дистанционный районный Олимпиадный марафон по математике, где ребятам в игровой форме предлагались развивающие и творческие задания олимпиадного характера, обсуждалось их решение, давались рекомендации по использованию тех или иных ресурсов Интернет.

Так как  Марафон проводился в тестовом режиме, то он был организован  только для учащихся 5-7 классов. Для его проведения мы использовали ресурсы популярной социальной сети VK (Вконтакте), где организовали открытую группу «Олимпиадный марафон».

План работы :

03-05.10 - регистрация участников, т.е. вступление в группу (индивидуально)

06.10. - Математическая разминка (отв. Вилутис А.С.)

07.10. - Конкурс тяжеловесов (отв. Левашова М.В.)

08.10. - Математическая лапта (отв. Зарипова  К.А.)

09.10. - Математический хоккей (отв. Бекмансурова О.С.)

10.10. - Школьный тур олимпиады (отв. все учителя- математики)

11-12.10 - Подведение итогов        

Марафон проводился в вечернее время с 16.00 до 18.00 ч. в он-лайн режиме. Надо отметить, что нашим нововведением заинтересовались многие ребята и в группу подписались 94 человека, но до конца дошли около 30 самых преданных юных математиков.

        Ежедневно, в течение марафона, подводились результаты игры и заносились в рейтинговую таблицу и каждый участник мог лично отслеживать своё продвижение в Марафоне. Источниками наших заданий и всех идей игр были книги А. В .Фаркова  «Математические олимпиады в школе» 2013г,  2009г, а также сайты Интернет. Играли дети с увлечением,  и многим эта форма очень понравилась. Как итог, в школах прошел школьный тур олимпиады по математике, который показал высокие результаты у участников нашего Марафона. Остаётся надеяться, что если дети заинтересовались математикой с 5-7-х классов, то они продолжат свой путь в развитие и будут готовы показать свои знания во Всероссийской Олимпиаде школьников муниципального тура и выше.

        В заключение, хочу отметить, что жизнь человека - это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.

Опыт нашей работы позволяет сделать следующие выводы о необходимых условиях подготовки учащихся к олимпиадам:

  • Совершенствование процесса обучения математики через организованную систему работы с одарёнными детьми.
  • Создание оптимальных условий для выявления одаренных школьников, их интеллектуального развития и педагогического сопровождения на этом пути.
  • Пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности.
  • Активизация работы элективов, кружков, развитие других современных дистанционных форм работы со школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Подготовка одарённых учащихся к олимпиадам". Результаты.

Представленная презентация обобщает опыт работы учителя по подготовке  одарённых учащихся к  олимпиадам различного уровня....

Презентация к ВКР Тема: «Особенности развития одарённых детей в процессе обучения математике в 5 классах»

—Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математиче...

Выступление на тему «Подготовка одарённых школьников к олимпиаде по русскому языку»

Выступление на тему «Подготовка одарённых школьников  к олимпиаде по русскому языку»...

Система подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Система подготовки учащихся к предметным олимпиадам...

Методические приёмы подготовки одарённых обучающихся к олимпиаде по русскому языку и литературе

Данная презентация  - из опыта работы подготовки обучающихся к олимпиадам, какую работу необходимо проводить, чтобы добиться хороших результатов....

Методическая разработка: «Система подготовки участников к Всероссийской олимпиаде школьников»

Определение форм и методов подготовки учащихся к предметным олимпиадам....

«Система подготовки учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по искусству (МХК)»

Олимпиада по искусству (мировой художественной культуре) проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к искусству.Материал полезен учителям МХК при подготов...