Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Ирина Николаевна Ушакова

Представление опыта: "Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

15.04.2016

Ушакова И.Н.,

учитель математики МБОУ "Излучинской ОСШУИОП №1" высшей квалификационной категории

Тема: «Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе»

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

СЛАЙД 2

Обучение, согласно ФГОС, больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.

Как учителю разработать урок по-новому; сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования?

В настоящее время в образовательном процессе необходимо использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всему этому ученик может и должен научиться на уроке.

СЛАЙД 3

Проектирование урока

Проектирование - деятельность, под которой в предельно сжатой характеристике понимается обдумывание того, что должно быть. Под проектированием урока предполагается деятельность учителя по созданию проекта урока, которая включает в себя создание плана урока, а также технологии его проведения, механизмов, позволяющих организовать деятельность учеников подчиненную цели урока.

СЛАЙД 4

Требования к современному уроку.

1. Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.

2. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.

3. Обязательная рефлексия учащихся на уроке.

4. Высокая степень речевой активности учащихся.

СЛАЙД 5

Структурные элементы урока.

1. Мобилизующий этап (Метапредмет - Задача) – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

2. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока: вспомнить – узнать – научиться.

3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Осознание недостаточности имеющихся знаний, понимание необходимости узнать новое.

4. Коммуникация. Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи. Практикум.

5. Проверка полученных результатов. Коррекция. Взаимопроверка, взаимоконтроль.

6. Подведение итогов, рефлексия,  домашнее задание.

СЛАЙД 6

Деятельность ученика.

  1. выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока;
  2. пользуясь некоторой схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию;
  3. актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности;
  4. формулирует задания к упражнениям;
  5. выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия;
  6. формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала;
  7. анализирует свою деятельность или деятельность товарищей;
  8. формулирует свои впечатления.

СЛАЙД 7

Требования к учителю.

1. Чётко и точно формулирует задания.

2.  Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.

3.  Не повторяет задание 2 раза.

4.  Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

5.  Не повторяет то, что уже сказали ученики.

6.  Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

7.  Подбирает комплексные задания.

СЛАЙД 8

Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок.

Он строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т. е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:

  • Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.д.
  • Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
  • Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
  • Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники  получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. 

СЛАЙД 9  

  • Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.  
  • Планирование результата.  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

Достижение результатов образования обеспечивается через методический аппарат учебников и учебно-методических пособий комплекта.

СЛАЙД 10

Я покажу несколько уроков .... (презентации к урокам)

СЛАЙД 11

Закончить хочу такими словами:

Нежно, внимательно, ласково,
С каждым ребёнком…

С открытой душой…
Всё, что умеем, знаем и можем,
Всё отдаём…

И  в сердце большом
Место найдётся для каждого!
Каждого нужно увидеть, раскрыть!
Всем я желаю добра и терпения!

И чтоб не пропало у вас желание детей многому НАУЧИТЬ!!!

СЛАЙД 12

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ в 5 классе Ушакова Ирина Николаевна, учитель математики высшей квалификационной категории

Слайд 2

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Слайд 3

Проектирование урока Проектирование - деятельность, под которой в предельно сжатой характеристике понимается обдумывание того, что должно быть. Под проектированием урока предполагается деятельность учителя по созданию проекта урока, которая включает в себя создание плана урока, а также технологии его проведения, механизмов, позволяющих организовать деятельность учеников подчиненную цели урока.

Слайд 4

Требования к современному уроку Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока. 2. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора. 3. Обязательная рефлексия учащихся на уроке. 4. Высокая степень речевой активности учащихся.

Слайд 5

Структурные элементы урока 2. Целеполагание 3. Вхождение в тему урока 4.Коммуникация 5. Проверка полученных результатов 6. Рефлексия

Слайд 6

Деятельность ученика выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока; пользуясь предложенной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию; актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности; формулирует задания к упражнениям; выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия; формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала; анализирует свою деятельность или деятельность товарищей; формулирует свои впечатления.

Слайд 7

Требования к учителю Чётко и точно формулирует задания. Не даёт новые знания ученикам в готовом виде. Не повторяет задание 2 раза. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам. Не повторяет то, что уже сказали ученики. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза. Подбирает комплексные задания.

Слайд 8

ШЕСТЬ ШАГОВ: Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Конструирование проблемной ситуации. Учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Планирование действий. Коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Планирование решений. Формулирование вывода к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами. Выбрать источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Слайд 9

Планирование заданий для применения нового знания . Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. Планирование результата . Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы.

Слайд 10

Нежно, внимательно, ласково, С каждым ребёнком… С открытой душой… Всё, что умеем, знаем и можем, Всё отдаём… И в сердце большом Место найдётся для каждого! Каждого нужно увидеть, раскрыть! Всем я желаю добра и терпения! И чтоб не пропало у вас желание детей многому НАУЧИТЬ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС на уроках информатики. 6 класс. Тема "Отношения объектов"

Презентация для сопровождения объяснения новой темы.  файлможно скачать http://yadi.sk/d/VbBaFigq9pupy...

доклад "Реализация ФГОС на уроках математики"

В связи введением ФГОС ООО с 2013 года изменилось роль учителя и ученика в учебном процессе. а также и требования к урокам....

Доклад "Реализация ФГОС на уроках математики в основной школе"

Доклад на тему "Реализация ФГОС на уроках математики в основной школе"  был представлен на педагогическом Совете. Проведен сравнительный анализ целей до введения ФГОС и в настоящее время. На прим...

Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе: метапредметные подход в преподавании математики.

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать инф...

Статья "Реализация ФГОС на уроках математики в 5-х классах"

В данной статье рассматривается проблемно-диалогическое обучение Мельниковой Елены Леонидовны.  А это значит, что на уроке обязательно должны быть проработаны 4 звена:- постановка проблемы;- выдв...

Реализация ФГОС на уроках математики в основной и старшей школе (2021 г.)

          Главным  направлением повышения качества образования в основной и средней школе является реализация ФГОС ООО. Для этого, предмет математика наделён огром...

Проблемно-диалогическое обучение в рамках реализации ФГОС на уроках математики

Выступление на заседании учителей творческой группы естественно-математического цикла...