урок "Сравнение дробей"
учебно-методическое пособие по математике (5 класс) на тему

сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, с одинаковыми числителями, сравнение дробей с единицей, сравнение дробей с разными знаменателями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sravnenie_drobey.rar1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики.

Учитель математики МОАУ СОШ №4 Ефименко С.Д.

5 класс, урок математики.

Тема урока: Сравнение дробей.

Цели урока:

  1. Развитие навыков самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности;  развитие навыков самоанализа, самоконтроля при оценке результатов своей деятельности.
  2.  Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности обучающихся, умения работать с информацией в новой ситуации.
  3. Формирование способности обучающихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия сравнения дробей, формирование умения «видеть» равные и неравные дроби, приводить примеры таких дробей, применять полученные знания при выполнении сравнения дробей.

Тип урока: урок «Открытия» и  освоения новых знаний.

Учебные задачи урока:

Образовательные:  Ввести понятие равных дробей с разными числителями, научить сравнивать обыкновенные дроби, формировать умение применять алгоритм сравнения обыкновенных дробей при выполнении различных заданий.

     Развивающие: Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь. Формировать   умение самостоятельно формулировать учебную задачу урока, применять такие операции мышления, как сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация. Формировать отдельные составляющие исследовательской деятельности: наблюдение, умение делать выводы.

Воспитательные:  Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству. Создать условия для воспитания культуры общения и адекватной самооценки.

Новые термины и понятия: Равные дроби с разными числителями, сравнение дробей с помощью координатного луча.

Планируемый результат:

УУД:   

Личностные: сравнивают дроби, используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении с единицей.

Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

Межпредметные связи: Подготовка к изучению алгебры и физики.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Обеспечение урока:  учебник «Математика 5», авторы Г.В. Дорофеев и др., учебное пособие «Математика 5, задачник», авторы Е.А. Бунимович и др.,  мультимедийное оборудование, презентация к уроку.

Структура и ход урока:

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Оценка результата деятельности ученика

Применение ЭОР, интерактивного оборудования

                              Организационный

2 мин

5 мин

Включение учащихся в учебную деятельность.

Проверка домашнего задания

Приветствую обучающихся, сообщаю структуру урока, провожу организацию рабочего места.

Проверка выполнения обучающимися домашней работы, усвоения обучающимися знаний, полученных на предыдущих уроках.

Приветствие учителю, организация рабочего места, демонстрация готовности к уроку. Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.

Сверяют свое решение домашних заданий с решением, представленным на доске, и, если есть вопросы, задают их.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок.

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока».

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:

развитие умения задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны

Слайд 1

            Актуализация  знаний                                                        

5 мин

Актуализация знаний: повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений,  

Организую индивидуальное повторение определения правильной и неправильной дроби, устное решение заданий вида:

- «Какую часть периметра квадрата составляет длина одной стороны?»,  - «Какую часть года составляют 1 сутки?»;    

- «Какую часть составляют сутки от недели?»

- «Что больше   суток?

Выполняют задания, закрепляют умение записывать число в виде дроби, повторяют определение правильной и неправильной дроби

Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения

Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения заменять предложение обыкновенной дробью 

Слайд 2; 3; 4; 5; 6

          Создание проблемной ситуации

3 мин

Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия

Организую обсуждение:      

- «Можно ли сравнить дроби ?  

- Что для вас значит: сравнить?» Подвожу к понятию сравнения дробей

Обнаруживают, что дроби можно сравнивать как натуральные числа

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия,

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что появляется  новое математическое понятие и т.д., участвуют в диалоге, выводят правило сравнения обыкновенных дробей

Слайд 7

         Формулирование проблемы: тема и цель урока

3 мин

Обсуждение необходимости введения нового знания

Вывожу на формулировку темы и целей урока.  Четко проговариваю тему и цель урока

Приводят примеры сравнения дробей, выходят на необходимость формулирования правила

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель, определение правильной и неправильной дроби

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что появляется  новое математическое понятие, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока

Слайд 7; 8

        Открытие нового знания

8 мин

Знакомство и фиксирование определений

Организую работу с учебником, путем подводящего диалога побуждаю учащихся к формулированию правила сравнения обыкновенных дробей

Учатся применять определения в процессе фронтальной и парной работы

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем

Открывают новые определения и их применение

Слайд 9-11

                    Первичное применение нового знания

7 мин

Формирование навыка применения определений правильной и неправильной дроби

Организую работу по выполнению № 701; 702 (а); 704(а,б и в,г); 705 (а); с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений

Учатся применять определения в процессе парной работы

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

Проговаривают правила сравнения  дробей; на конкретных примерах учатся их применять

Слайд 12

3 мин

физкультминутка

Слайд 13

Самостоятельная  работа по закреплению изученного

5 мин

Обеспечение усвоения алгоритма выполнения заданий с обыкновенными дробями

Включение в систему знаний

Организую работу по выполнению №  704 (де) и 706 (абв) с последующей проверкой

Придумайте задачу на сравнение дробей

Учатся применять знания об обыкновенных дробях в процессе индивидуальной работы

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

Выполняют задание на сравнение обыкновенных дробей

Слайд 14

рефлексия

3 мин

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке: 

- Оценим факт достижения целей урока: на все ли вопросы найдены ответы.

- Выскажите свое мнение об уроке: что нового узнали, где можно применить полученные знания.

- Выставим отметки за урок с комментариями.

Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Я сегодня…

-Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса; 

-Оценивают степень достижения цели, определяют, что труднее всего удавалось при закреплении нового знания. Какого типа задания нужно еще порешать на следующем уроке

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Слайд 15

Д\з

1 мин

Обсуждение домашнего задания

№ 702(б); 704 (ж,з,и); 697 (в,г) . Придумайте задачу на сравнение дробей.

Записывают домашнее задание в дневнике

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"

Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение  уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....

Дробь, дробь, дробь, дробь, вот такое чудо!

Математика 5 класс. Правила в частушках. Действия с обыкновенными дробями. Можно использовать при изeчении темы, на итоговом уроке по теме "Обыкновенные дроби", внеурочном мероприятии. Дети ...

Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;

Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»....