Рабочая программа по занимательной математике 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Рабочая программа по занимательной математике  в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._prog._zanmat_5_2016-2017.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московский образовательный комплекс Запад

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основной образовательной программы

основного общего образования

по предмету  занимательная математика 5 класс

Москва

2016-2017 год

Одобрена

Методическим советом

ГБПОУ МОК ЗАПАД

Разработана на основе:

ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897

Протокол №__________

от «____»_________20___г.

Председатель

Методического совета

__________/_________________

         подпись                      ФИО

Заместитель директора по учебной работе

___________________/Н.В. Ширинян/

         подпись                                           ФИО

Программа разработана: учителем высшей категории Чудновской Т.М.

структурного подразделения №12 ( школа) ГБПОУ МОК Запад

                                                       ФИО, должность, ученая степень, звание

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Перемены, произошедшие в сфере образования, а именно личностно-ориентированный подход к образованию, его гуманизация и гуманитаризация, уровневая и профильная дифференциация, привели к смещению акцентов с информационной функции обучения на развивающую. Сегодня в процессе обучения учитель должен не только передать определенную сумму знаний, но и научить школьников самостоятельно получать новую информацию и творчески ее перерабатывать, В этой ситуации проблеме формирования у школьников логической грамотности должно быть уделено существенное внимание.

Общепризнанно, что умение рассуждать и логически мыслить чрезвычайно сильно развивается в процессе изучения математики, быть может, сильнее, чем в процессе изучения других школьных предметов. В этой ситуации на учителя математики ложится основная нагрузка по формированию у школьников логической грамотности, В свою очередь владение элементарным комплексом логических понятий и действий позволяет школьникам лучше усваивать математику.

Актуальность  программы определена тем, что младшие школьники  должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать  свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами  математики на данном этапе обучения, выходящими  за рамки школьной программы.  Решение математических задач, связанных  с логическим  мышлением закрепит интерес детей  к познавательной деятельности, будет способствовать развитию  мыслительных операций  и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором   реализации  данной программы  является,  и стремление  развить  у учащихся  умений  самостоятельно  работать, думать, решать  творческие задачи.   Содержание программы  соответствует  познавательным возможностям  младших школьников и предоставляет  им возможность  работать на  уровне  повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Уроки занимательной математики  должны содействовать  развитию  у детей  математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению  математической терминологии и т.д.  

«Математика—это скука!» - могут сказать многие дети. На то, чтобы развеять это утверждение, направлена программа «Занимательная математика», которая может стать одним из эффективных путей воспитания у учеников интереса к предмету.        Потеря интереса к учению,      овладению математикой ведёт к серьёзным последствиям:      растёт число    неуспевающих или троечников, а сам     предмет     кажется    школьникам       недосягаемым.            Программа представляет      собой    соединение     замечательного       мира детства с его играми,     творческой активностью       с прекрасным     миром     науки,       в который вступают ученики. Следует помнить, что помочь ученикам  найти себя  как можно раньше – одна из важнейших  задач учителя. Программа  «Занимательная математика» рассчитана  на 2 года. В 5 классе-34 часа.

Цель программы: стремиться к тому, чтобы радость развлечения постепенно

перешла в радость учения.

Задачи программы:

  • содействовать развитию психических процессов учащихся: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения,
  • развивать познавательную деятельность учащихся, гибкость их мышления,
  • формировать математические способности учащихся, а именно: обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать,
  • развивать различные виды деятельности учащихся: исполнительскую, воспроизводящую, преобразующую, контролирующую и поисковую,
  • способствовать созданию положительного эмоционального тонуса,
  • показать межпредметные связи с другими школьными предметами.

Содержание программы  включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д., т.е. такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей. Для облегчения перехода от известного к неизвестному полезно использовать различные виды наглядности: полную предметную наглядность, неполную предметную наглядность, символику.

                

Требования к уровню подготовки учащихся.

Планируемые результаты:

Уроки занимательной математики  должны   помочь  учащимся:

  • овладеть  способами  исследовательской деятельности;
  • сформировать творческое мышление;
  • способствовать  улучшению качества решения задач различного уровня  сложности учащимися;
  • успешному участию в математических олимпиадах.

По окончании обучения учащиеся научатся:

• применять нестандартные методы решения различных математических задач;

• применять логические приемы при решении задач;

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов.

 

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы предмета Занимательная математика 5 класс.

Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы

Реализация программы предмета  требует наличия учебного кабинета

математики.

                                     

Оборудование учебного кабинета.

Технические средства обучения:

  1.  Интерактивная доска, ноутбук, проектор;
  2. Наглядные пособия для курса математики;
  3. Ноутбук;
  4. Принтер;
  5. Ксерокс.

Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.

Методической особенностью изложения учебных материалов на  уроках занимательной математики является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:

• наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;

• с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;

 

• усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей.

Основные источники:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по математике.

2. И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов. М.: Просвещение.

3. М.А.Екимова, Г.П. Кукин Задачи на разрезание, М.:МЦНМО, 2007

4.Чулков П.В. Задачи на развитие математического мыщления с решениями и ответами. 5-6 класс. М.:МЦНМО

5. И.В.Раскина, Д.Э.Шноль  Логические задачи. М.: МЦНМО 2015

6. Е.И.Игнатьев В царстве смекалки или арифметика для всех. М.:АСТ 2004

7. Е.Г. Козлова Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.

    М.: МЦНМО 2006

8. Т.Б. Анфимова Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы. М.;Илекса 2015

Дополнительные источники:

 Е.А. Лебединцева , Е.Ю.Беленкова Математика 5 класс. Задания для обучения и развития учащихся. М.: Интеллект-центр, 2015

 Образовательные технологии:

  • Проблемно-развивающее обучение;
  • Адаптированное обучение;
  • Индивидуализация и дифференциация обучения;
  • Информационные технологии.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

                Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- эвристическая беседа;

- практикум;

- интеллектуальная игра;

- дискуссия;

- творческая работа.

Основные виды деятельности  учащихся:

  • решение тематических занимательных задач;
  • подготовка к математическим олимпиадам;
  • участие в математических олимпиадах;
  • знакомство  с научно – популярной литературой, связанной с математикой;
  • самостоятельная работа;
  • творческие работы.

4. Контроль и оценка результатов освоения программы предмета 

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется учителем в процессе проведения  текущего контроля знаний в соответствии с КТП  по предмету. Виды контроля:

  1. Контрольные работы  (4).
  2. Самостоятельные работы.
  3. Олимпиады по математике.
  4. Праздник математики.

                                        

Тематическое планирование

Как записывают числа                                       1ч

Задачи с цифрами                                              1 ч

Арифметические ребусы                                   2 ч

Кто лжец?                                                            2 ч

Логические задачи                                             3 ч

Числовые последовательности                         1 ч

Задачи на внимание                                       1ч

Магические квадраты                                        1 ч

В худшем случае                                               1ч

Принцип Дирихле                                              1 ч

Разрезание фигур на равные части                   1 ч

Контрольная работа №1                                1ч

Пересечение и объединение множеств            2 ч

Многоугольные числа                                       1ч

Задачи на сравнение                                          1 ч

Задачи на взвешивание                                     2 ч

Подготовка к празднику математики               3ч

Задачи на переливание                                      1 ч

Задачи на движение                                           2 ч

Софизмы                                                       1ч

Старинные задачи                                       2ч

Математическое ассорти                               2ч

Контрольная работа №2                               1ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы....

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» в 7 классе

Программа курса «Занимательная математика» по составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ внеуроч...

Рабочая программа по занимательной математике 6 класс

Рабочая программа по занимательной математике 6 класс...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5-6 классов

Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в ...