Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО
статья по математике (5 класс) по теме

Сюсина Анастасия Владимировна

Выступление по теме самообразования «Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме самообразования «Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»

В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.  В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.

Одна из основных целей внедрения современных педагогических технологий на уроках математики является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету.

Основные задачи внедрения современных педагогических технологий на уроках заключаются в следующем:

  • Повысить качество знаний учащихся
  • научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;
  • повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
  • повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
  • развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);
  • развивать у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;
  • воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;
  • развивать межпредметные связи.

Грамотно выстроенная образовательная программа, применение новых современных образовательных технологий (исследование, проектирование, проблемное обучение, ИКТ–технологии, кейс–технологии, здоровьесберегающие технологии и т.д. ) ведут учащихся к высокому результату.

Технология проблемного обучения имеет следующую структуру:

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление студентов на восприятие ее проявления, организация появления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.

II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно ученики выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Педагог оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учеников.

V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками.

Вопрос становится проблемным при определенных условиях

  • он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;
  •  вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным,
  • неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках: 

  • изучения нового материала и первичного закрепления;
  • комбинированных;
  • блоковых проблемных занятиях - тренингах.

Методы проблемного обучения:

  • Проблемное изложение
  • Эвристическая беседа
  • Исследовательский

Данная технология позволяет: 

  • активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
  • сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
  •  использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
  •  повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

Виды проблемных заданий

  • Разрыв причинно – следственных связей.
  •  Подход к расположению фраз (с известного факта). «Известно, что…».
  •  «Как объяснить тот факт, что …».
  •  Проблемное задание на предположение. «Как вы полагаете …».
  •  Точки зрения ученых, историков.
  •  Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть.

Десять  способов  создания проблемной ситуации по М.И. Махмутову

  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
  2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой.
  3. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.  
  4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
  5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
  7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
  8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы.
  9. Организация межпредметных связей.
  10.  Варьирование задачи, переформулировка вопроса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС

В статье рассматривается самостоятельная работа учащихся как одна из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных...

Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО

Методическая разработка на тему: "Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО". В работе раскрыта сущность технологии проблемного обучения. Приведены примеры и пр...

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

laquo;ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»...

Методическая разработка на тему: «Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО»

Методическая разработка на тему:  «Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО»...

технология проблемного обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Формирование у учащихся метапредметных и личностных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному ФГОС и предполагает активное включение учащихся в процесс обучения....