Особенности деятельностного подхода при подготовке к ЕГЭ.
статья по математике (11 класс) на тему

Кузнецова Елена Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О подготовке к ЕГЭ.27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности деятельностного подхода        при подготовке к ЕГЭ.

        Кузнецова Елена Викторовна.

                    Учитель математики.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №523 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Прежде, чем говорить об особенностях деятельностного подхода при подготовке к ЕГЭ, стоит разобраться в его сути, выяснить, почему возникла необходимость его введения.

       Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями, определениями. Поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходили и превосходят своих сверстников из большинства стран, но результаты  международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.

       Приведу выводы специалистов по математике и естествознанию, анализирующих результаты тестирования 1995 и 1999 гг.

«Оценка выполнения математической части теста по видам деятельности показала, что наши учащиеся имеют более высокие результаты в применении известных алгоритмов и процедур, результаты явно ниже при проверке понимания содержательного смысла математических понятий и при решении задач. В сравнении с другими странами явно ниже результаты выполнения заданий, связанных с анализом информации, представленной в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков), характерной для средств массовой информации…»

 Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, но их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Получается, что владея знаниями, выпускники не могут и не умеют их использовать в жизни.

Возникает вопрос: «Почему?» Испокон веков процесс обучения строился как процесс передачи информации от учителя к ученику. Однако это противоречит человеческой природе. Только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир, пытается создать определенные жизненные блага, решить личные и профессиональные проблемы.

Учащимся в школе приходится зачастую делать  то, что говорят учителя, в чем они иногда не видят смысла. Несоответствие между деятельностью, диктуемой человеческой природой и той, которую требуют выполнять в школе, рождает массу проблем. Одна их них - неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

А зачем тогда нужны эти знания? Значит нужно что-то пересматривать в сложившейся системе образования. В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование личности, готовой к саморазвитию. Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:

-обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

-формирование личностных качеств - ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;

-формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Все эти цели и задачи успешно реализуются при системно - деятельностном подходе в обучении, который лежит в основе ФГОС и обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 Отличительной особенностью нового стандарта является его направленность на раскрытие учащимися своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Сегодня ценным является не восприятие мира по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

  Исходя из этого, иной становятся задачи учителя - не поучать, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

  Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать. Теория деятельностного подхода основана на концепции “учения через деятельность”, предложенной американским философом и педагогом Джоном Дьюи, которая, как система, имеет следующие основные принципы:

-учет интересов учащихся;

-учение через обучение мысли к действию;

-познание и знание - следствие преодоления трудностей;

-свободная творческая работа и сотрудничество.

Экспериментальный метод у Д. Дьюи предполагал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками.

Методические основы этого подхода  сформировались в 60-е годы в работах Л.В. Занкова, В.В.Давыдова и А.Н.Леонтьева и других педагогов-ученых и практиков развивающего обучения.

  Следует подчеркнуть, что ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.

Главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребность в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Как это сделать? Вспомним китайскую мудрость, которая  гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».  Таким образом, очевидно, что в 21 веке общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию.

Это и послужило причиной того, что Министерство образование сочло необходимым разработать новые ФГОС.

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. Она играет решающую роль в формировании физических и духовных качеств личности.

Педагогами и психологами доказано, что учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Доказано и то, что способности человека проявляются в деятельности, но главное в том, что они создаются в ней.

Если учитывать деятельностную природу человека, то следует признать, что цель по развитию учащихся может быть достигнута только единственным способом: через "включение" их в самостоятельное выполнение заданий. В самом деле, для того чтобы научиться рассуждать, надо рассуждать, чтобы научиться думать - надо думать и т.п.

Деятельностный подход – это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. 

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

Выпускники 2013 года в начальной и средней школе не учились по новым образовательным стандартам. До 11 класса на уроках часто возникали вопросы: зачем нам надо уметь решать уравнения, зачем нам знать тригонометрию? Приходилось объяснять, где эти знания могут пригодиться. В 11 классе при подготовке к ЕГЭ такие вопросы уже не возникают. Даже те ребята, которые не считают, что для будущей профессии нужна математика, понимают, что надо сдать экзамен и получить аттестат. А это хорошая мотивация к учебной деятельности.

    В своей работе применяю следующие правила подготовки к ЕГЭ.

    Первое правило – тематическое повторение. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

     Второе правило – логика. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

    Третье правило – постоянные тренировки. На уроках и дома учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

    Четвёртое – индивидуальность. На консультациях ученик может получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

     Пятое – ограниченность времени. Тренировочные тесты в классе провожу с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя : за какое время сколько заданий они успевают решить.

     Шестое – постоянный контроль. Максимальная нагрузка по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

            Следуя этим правилам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

             Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески.

     В 11 классе я часто провожу тесты, которые выявляют пробелы в знаниях. Большинство учащихся старается их заполнить, для чего обращаются за помощью к одноклассникам. Образуются рабочие группы, где более «сильные» ребята объясняют более «слабым». Все мои ученики зарегистрированы на сайте uztest.ru. Большое спасибо его создателям. Я составляю тесты на данном сайте, и ребята дома их решают. Вариант у каждого свой. По различным заданиям возникают вопросы, ученики обсуждают их между собой, помогают друг другу. Если справиться с заданием не смогут, то приходят ко мне на консультацию или просят разобрать на уроке. Благодаря таким тестам ребята видят свои проблемы и самостоятельно стараются их решить. Своим ученикам я систематически предлагаю решать диагностические работы с сайта alexlarin.net. Эти работы вызывают интерес у старшеклассников, побуждают их к работе с учебником, с дополнительной литературой. Составляю тесты на сайте reshuege.ru.

        ЕГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. Но в любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в общества за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.

Сегодня как никогда актуальны слова доктора психологических наук, ведущего сотрудника Психологического института РАО Г. А. Цукерман: «…не давать образцов, а ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…».

Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века.

Литература:

Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении.  Г.А. Атанов. - Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001.

Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. Г.С.Ковалёва.    Педагогика.- 2001.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. А.Н. Леонтьев 2-ое изд. – М. 1977.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования. 2010.

Википедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме: "«Особенности деятельностного подхода в обучении»

Деятельностный подход  при проведении уроков имеет важное значение при обучении по ФГОС, позволяет научить ребенка научиться работать, мыслить на уроке, избавляет его от роли пассивноо слуш...

Презентация "Системно-деятельностный подход в обучении:особенности и основные направления его реализации"

В презентации раскрыта суть СДП, показаны отличия образовательных стандартов 2004 и 2009 г.,отличия "знаниевого" и системно-деятельностного подходов, отражены приёмы и вопросы по формулированию учебно...

Системно-деятельностный подход при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку

В  представленной статье  рассмотрен вопрос применения системно-деятельностного подхода при подготовке обучающихся  к ЕГЭ по русскому языку, приведены приемы вовлечения школьников в уче...

Информационные технологии как основа деятельностного подхода при подготовке к уроку

          Существует довольно много определений деятельностного подхода, поэтому для его осуществления необходимо попытаться сформулировать его личностное понятие. Оста...