Научно-практический семинар "Защита информации из века в век"
материал по математике (7 класс) на тему

Человек - существо социальное, много тысячелетий он живет в обществе себе подобных. Разговаривает с разными людьми совершенно по-разному, и то, что сообщает одним, старается скрыть от других. Получается, что с зарождения человеческой цивилизации возникло умение сообщать информацию одним людям так, чтобы другие не поняли. С возникновением письменности задача обеспечения секретности передаваемых сообщений стала особенно актуальной. А с распространением глобальной сети Интернет проблема защиты информации стала одной из первоочередных.

В данном материале представлены доклады:

1.      «Основные понятия криптографии». «Из истории криптографии».

2.      «Защита информации в современном мире». «Интересные факты о криптографии».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклады по криптографии556.4 КБ

Предварительный просмотр:

Защита информации из века в век

Научно-практический семинар

        

Куратор семинара

Учитель математики

Акимова Ольга Борисовна

Самара 2017

Программа

научно-практического семинара «Защита информации из века в век»

23 ноября 2017г.

Актуальность выбранной темы:

Человек - существо социальное, много тысячелетий он живет в обществе себе подобных. Разговаривает с разными людьми совершенно по-разному, и то, что сообщает одним, старается скрыть от других. Получается, что с зарождения человеческой цивилизации возникло умение сообщать информацию одним людям так, чтобы другие не поняли. С возникновением письменности задача обеспечения секретности передаваемых сообщений стала особенно актуальной. А с распространением глобальной сети Интернет проблема защиты информации стала одной из первоочередных.

Цели и задачи семинара:

Познавательные: краткое знакомство с основными методами криптографической защиты информации и с известными алгоритмами шифрования.
Развивающие: Развитие мышления, умения анализировать, объяснять изученные понятия, формирование умений шифровать и дешифровать по известным простым алгоритмам шифрования и использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни; развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса.
Воспитательные:  воспитание интереса к изучаемому предмету, воспитание познавательной активности и положительного отношения к знаниям.

Участники семинара:

учащиеся 7-х, 10-го классов МБОУ Школы №96 г. Самары

Ход семинара:

  1. Приветственное слово

         Учитель математики Акимова О.Б.  

  1.  «Основные понятия криптографии». «Из истории криптографии».

Доклад-презентация. Докладчик ученица 10 «А» класса Сидорова А.

  1. «Защита информации в современном мире». «Интересные факты о криптографии».

Доклад-презентация. Докладчик ученица 10 «А» класса Гапоненко А.

  1. Практикум

ответы на вопросы, обсуждение, разбор практических примеров,

групповая дискуссия.

  1. Подведение итогов

Фотоотчет


Доклад

«Основные понятия криптографии». «Из истории криптографии».

Решительно нет никакой возможности понять пути развития человеческого общества в отрыве от его жгучего стремления к тайнам. Без тайн не может быть не только государства, но даже малой общности людей - без них нельзя выиграть сражение или выгодно продать товар, одолеть своих политических противников в жесткой борьбе за власть или сохранить первенство в технологии. Тайны составляют основу науки, техники и политики любой человеческой формации. История хранит так много секретов, что просто удивительно, до чего людям они необходимы. Служба безопасности пытается делить их на ряд уровней: от "для служебного пользования" до "совершенно секретно" и "сугубо доверительно". Информация – основное понятие научных направлений, изучающих процессы передачи, переработки и хранения различных данных. Люди давно поняли, что информация может быть настоящим сокровищем, и поэтому много усилий тратят на её охрану и добывание. Информация, которая нуждается в защите, возникает в самых разных жизненных ситуациях. Обычно в таких случаях говорят, что информация содержит тайну или является защищаемой, приватной, конфиденциальной, секретной. Для наиболее типичных, часто встречающихся ситуаций такого типа введены даже специальные понятия:

• государственная тайна;

• военная тайна;

• коммерческая тайна;

• юридическая тайна;

• врачебная тайна и т.д.

Когда же надо защищать информацию? В тех случаях, когда есть опасения, что информация станет доступной посторонним, которые могут обратить её во вред законному пользователю.

Зачем необходима защита информации? Чтобы предотвратить возможный вред от её разглашения. В данной работе мы рассмотрели основные понятия криптографии, проследили исторические этапы развития криптографии, дали понятие шифрам замены и перестановки. Изучив некоторые способы шифрования (шифр Кардано, матричный способ), мы применили эти способы на практике, зашифровывая и расшифровывая текстовую информацию.

Для того чтобы наша работа была интересной и полезной, мы использовали достаточно большое количество источников: книги, периодические издания, информационные ресурсы Internet.

Основные понятия криптографии

Основные понятия криптографии

Говоря о защищаемой информации, будем иметь в виду следующие признаки такой информации:

• имеется какой-то определенный круг законных пользователей;

• имеются незаконные пользователи, которые стремятся овладеть этой информацией с тем, чтобы обратить её себе во благо, а законным пользователям во вред.

Существуют различные угрозы для защищаемой информации со стороны незаконных пользователей: разглашение, подмена, имитация и др. Сейчас жизнь устроена так, что между людьми происходит интенсивный обмен информацией. Для этого земной шар опутали различными видами технических средств связи: телеграфом, телефоном, радио, телевидением, Интернетом и др. Но часто возникает необходимость в обмене между удаленными пользователями не просто информацией, а защищаемой информацией. В этом случае незаконный пользователь может попытаться перехватить её из общедоступного технического канала связи. Опасаясь этого, законные пользователи должны принять дополнительные меры для защиты своей информации. Разработкой таких мер защиты занимаются КРИПТОГРАФИЯ И СТЕГАНОГРАФИЯ.

КРИПТОГРАФИЯ – наука о методах преобразования (шифрования) информации с целью её защиты от незаконных пользователей.

СТЕГАНОГРАФИЯ – набор средств и методов скрытия фактов передачи сообщения.

ШИФР – способ, метод преобразования информации с целью её защиты от незаконных пользователей.

Чем же криптография отличается от стеганографии?

Стеганография скрывает сам факт передачи информации, а криптография считает, что сообщение (в шифрованном виде!) доступно незаконному пользователю, но он не может извлечь из этого сообщения защищаемую информацию. Из детективов хорошо известны способы скрытого письма. Все, конечно, слышали о симпатических чернилах, которые проявляются только под воздействием тепла или каких-то химических средств, о всяких сверхминиатюрных носителях информации, которые можно спрятать где угодно и других изобретениях из шпионского арсенала. Наверное, самый древний приём такого рода дошёл до нас из древней Греции. Чтобы передать секретное сообщение выбривали наголо голову рабу, писали на ней стойкой растительной краской сообщение и ждали, когда волосы отрастут. После этого раба отправляли к адресату. В настоящее время в связи с широким распространением компьютеров известно много тонких методов «запрятывания» защищаемой информации внутри больших объемов информации, хранящейся в компьютере.

Криптографии.jpg

Основной объект криптографии можно представить так:

Здесь А и В – удаленные законные пользователи защищаемой информации; они хотят обмениваться информацией по общедоступному каналу связи. П – незаконный пользователь (противник), который может перехватывать передаваемые по каналу связи сообщения и пытаться извлечь из них интересующую его информацию.

Исторически в криптографии закрепились некоторые чисто военные слова (противник, атака на шифр и др.) Они наиболее точно отражают смысл соответствующих криптографических понятий. Вместе с тем широко известная военная терминология, основанная на понятии кода, уже уходит из теоретической криптографии. Раньше слова «код» и «шифр» означали одно и тоже. Но теперь кодированием стали называть изменение исходного текста, цель которого – подготовка к передаче его с помощью каких-то технических устройств. Современные примеры кодирования хорошо известны, это телеграф или цифровая телефонная связь. Способ кодирования не является секретом, наоборот, он должен быть известен всем, кто использует данный способ связи. Примеры кодирования: флажковая азбука, применяемая на флоте, знаки дорожного движения и др. Криптография занимается методами преобразования информации, которые бы не позволили противнику извлечь ей из перехватываемых сообщений. При этом по каналу связи передается уже не сама защищаемая информация, а результат её преобразования с помощью шифра, и для противника возникает сложная задача вскрытия шифра.

Вскрытие (взламывание) шифра - процесс получения защищаемой информации (открытого текста) из шифрованного сообщения (шифртекста) без знания примененного шифра.

Шифрование - процесс применения шифра к защищаемой информации, то есть преобразование защищаемой информации в шифрованное сообщение с помощью определенных правил, содержащихся в шифре.

Дешифрование - процесс, обратный шифрованию, то есть преобразование шифрованного сообщения в защищаемую информацию с помощью определенных правил, содержащихся в шифре.

Помимо перехвата и вскрытия шифра, противник может попытаться получить защищаемую информацию другими способами. Наиболее известным из таких способов является агентурный, когда противник каким-либо путём склоняет к сотрудничеству одного из законных пользователей и с помощью этого агента получает доступ к защищаемой информации. В такой ситуации криптография бессильна. Противник может попытаться уничтожить или модифицировать защищаемую информацию в процессе её передачи. Для защиты от таких угроз разрабатываются свои специфические методы. Чаще всего обмен защищаемой информации происходит не между двумя абонентами - законными пользователями, а в сети абонентов, и тогда возникают новые задачи. Сети могут быть разных размеров - от единиц до нескольких тысяч пользователей. Тем не менее основные понятия и идеи криптографии можно понять на примере описанного основного объекта криптографии.

Из истории криптографии.

Как только люди научились писать, у них сразу же появилось желание сделать написанное понятным не всем, а только узкому кругу. Даже в самых древних памятниках письменности ученые находят признаки намеренного искажения текстов: изменение знаков, нарушение порядка записи и т.д. Поначалу способы шифрования были довольно простыми, для их создания не требовались какие-то специальные знания. Но постепенно шифры усложнялись, и для работы с ними все чаще стали привлекать людей ученых. Что касается расшифровки сообщений, то она всегда была трудной задачей, и немало знаменитых мудрецов древности и средневековья не жалели на неё своего времени. Хотя сами методы криптографии и криптоанализа до недавних пор были не очень связаны с математикой, во все времена многие известные математики участвовали в расшифровке важных сообщений. Это Франсуа Виет во Франции, Джироламо Кардано в Риме, Джон Валлис в Англии, Готфрид Вильгельм Лейбниц в Германии. И часто именно они добивались заметных успехов, ведь математики в своей работе постоянно имеют дело с разнообразными и сложными задачами, а каждый шифр - это серьезная логическая задача. История криптографии связана с большим количеством дипломатических и военных тайн и окутана туманом легенд. Один из первых изобретателей шифров, известный по имени - греческий полководец Эней Тактика. Он создал простое, но очень удобное устройство - «диск Энея».

Энея.jpg

Это был небольшой диск, с просверленными вдоль его края отверстиями. Отверстия соответствовали буквам алфавита. Для того чтобы зашифровать текст, нить вдевали в эти отверстия так, чтобы по ходу нити последовательность отверстий была такой же, как у соответствующих им букв в тексте. Например, чтобы зашифровать слово κωνοσ (шишка), нить сначала продевали в отверстие, отвечающее букве κ, затем ω, и так далее. Когда получатель сообщения начинал вытягивать эту нить, то он мог прочитать все буквы, правда в обратном порядке. Если сообщение было перехвачено, гонец легко мог его уничтожить, выдернув нить. Свой след в истории криптографии оставили многие хорошо известные исторические личности. В том числе кардинал Ришелье, король Генрих IV, Петр Великий и др. Петр I в 1712 году встречался с Лейбницем, чтобы уговорить его разработать проекты развития образования и государственного устройства в России. Известный европейский криптограф придавал в своих проектах развитию шифрования большое значение, и в Петербурге появилась "Цифирная палата", задачами которой было развитие и использование систем шифрования. Видимо, Петр I не очень-то следовал своему почтовому указу 1698 года, повелевающему "...отнюдь ничьей грамотки не распечатывать и не смотреть...", так как вся иностранная почта доставлялась в Посольский приказ для вскрытия и досмотра.

Сцитала.jpg

Шифр «Сциталь». Этот шифр известен со времен войны Спарты и Персии против Афин. Спартанский полководец Лисандр получил от своего агента в стране персов шифрованное сообщение, которое позволило Лисандру опередить персов и разгромить их. Сообщение было написано на поясе официального гонца следующим образом: агент намотал пояс на сциталь (деревянный цилиндр определенного диаметра) и написал на поясе сообщение вдоль сциталя; потом он размотал пояс, и получилось, что поперек пояса в беспорядке написаны буквы. Гонец не догадывался, что узор а его красивом поясе на самом деле содержит зашифрованную информацию. Лисандр взял сциталь такого же диаметра, аккуратно намотал на него пояс и вдоль сциталя прочитал сообщение от своего агента.

Шифр Цезаря. Самые простые способы шифрования – это замена букв алфавита, на следующие за ними. Более сложным является шифр Цезаря, фактически это два круга с буквами, вращающиеся друг относительно друга. Таким образом, в русском языке можно с помощью одного приспособления создать 33 шифровальных кода.

Например, открытый текст КРИПТОГРАФИЯ при таком способе шифрования преобразуется в шифр текст НУЛТХСЁУГЧЛВ. Отметим, что Цезарь заменял букву третьей после неё буквой, но можно заменять и пятой, и какой-нибудь другой. Главное - чтобы тот, кому посылается шифрованное сообщение, знал величину сдвига.

Тайнопись. Записи симпатическими или, как их еще называют, невидимыми чернила изначально невидимы невооруженным взглядом. Чтобы сделать их видимыми нужно приложить к невидимым чернилам определенное химическое воздействие. Это может быть нагрев, какой-то химический проявитель или даже особое освещение.

История невидимых чернил уходит корнями в глубокую древность. Знаменитый древнеримский поэт Овидий указывал на возможность письма молоком, в этом случае, написанный текст проявляется от нагрева. Древнегреческий философ Филон Александрийский еще в I веке приводил пример рецепта невидимых чернил. В его рецепте они изготавливались из сока чернильных орешков. Чернильные орешки — это такие образования на листьях растений, вызванные насекомыми или грибком. В его случае буквы проявлялись после воздействия на написанное раствором железомедной соли. И в средневековье и в более позднее время существовало множество рецептов невидимых чернил, большинство из них просто воспроизвести в домашних условиях. Всем нам известны истории о русских революционерах, которые писали молоком секретные сведения между строк обычных писем. Правда, эта уловка была достаточно хорошо известна сотрудникам тюрем, поэтому большого успеха такая переписка не несла.

Решётка Кардано. В 1550 году Джироламо Кардана (1501—1576) предложил простую решётку для шифрования сообщений. Он планировал маскировать сообщения под обычное послание, так что в целом они не были полностью похожи на шифрованные. Такое замаскированное сообщение считается примером стеганографии. Решетка содержит отверстия для отдельных символов, а сообщение заполняется набором букв или цифр и представляет собой, криптограмму, в то время как Кардана намеревался сделать стеганограмму.

Одна из разновидностей решётки Кардана — вращающаяся решётка или сетка, в основе которой лежит шахматная доска, которая использовалась в конце XVI века. Вращающаяся решётка снова появилась в более сложной форме в конце XIX века, но к этому времени какая-либо связь с Кардана осталась только в названии.

C:\Users\Димирина\Desktop\images.png

Эра полиалфавитных шифров закончилась в начале XX века, но полностью они не исчезли. Уже в начале XX для шифрования стали использоваться электромеханические приборы – это было начало третьей эры криптографии. За основу все также брались полиалфавитные шифры. Именно таким прибором и была шифровальная машина Энигма, широко используемая фашисткой Германией во времена Второй Мировой Войны.
C:\Users\Димирина\Desktop\скачанные файлы.jpg

С точки зрения современной криптографии шифр Энигмы очень слабый, однако, в военные годы он создавал огромные проблемы антигитлеровской коалиции и только сверхсекретный захват неповреждённой машины с подводной лодки Великобританией позволило эффективно расшифровывать вражескую информацию.


Доклад

«Защита информации в современном мире»

            Во время войны искусство вскрытия шифров в течение короткого периода проделало путь от расшифровывания вручную до использования вычислительной техники и работы в команде. Сбор и анализ криптографических данных требовал создания технологии, которая бы обеспечила высокую скорость и точность вычислений. Начатые во время войны попытки поставить технику на службу криптографии продолжались и в мирное время, что в итоге ускорило разработку многоцелевого (универсального) компьютера в США и Великобритании.

Клод Э́лвуд Ше́ннон   является основателем теории информации, нашедшей применение в современных высокотехнологических системах связи. Шеннон внес огромный вклад в теорию вероятностных схем, теорию автоматов и теорию систем управления — области наук, входящие в понятие «кибернетика». В 1948 году предложил использовать слово «бит» для обозначения наименьшей единицы информации.

Работа Шеннона «Теория связи в секретных системах» с грифом «секретно», которую рассекретили и опубликовали только лишь в 1949 году, послужила началом обширных исследований в теории кодирования и передачи информации, и, по всеобщему мнению, придала криптографии статус науки. Именно Клод Шеннон впервые начал изучать криптографию, применяя научный подход. В этой статье Шеннон определил основополагающие понятия теории криптографии, без которых криптография уже немыслима. Важной заслугой Шеннона является исследования абсолютно стойких систем и доказательство их существования, а также существование криптостойких шифров, и требуемые для этого условия.

До 70-х годов прошлого века криптография, не смотря на постоянные усложнения, была ещё классическим шифрованием с целью скрыть информацию от чужих глаз. Современная же криптография скорее является разделом математики и информатики, чем лингвистики. Мы сейчас широко применяем результаты этой новой дисциплины в электронном бумага обороте и электронных подписях, теперь это не только прерогатива государства, но и часть бизнеса и частной жизни. С помощью методов шифрования становится возможным, например, проверить подлинность сообщения или её адресата.  Дело в том, что с помощью математических методов можно не только сконструировать сложные современные шифры, но и строго обосновать их криптографическую стойкость – способность противостоять практическому или теоретическому взлому – криптоанализу. И это наиболее важное применение математики в криптографии.

Изобретение компьютера добавило новое измерение криптографии. Та легкость, с какой могла быть перехвачена компьютерная информация, будучи пересланной по телефонной линии связи, и уязвимость компьютерных файлов данных перед лицом электронного воровства возвестили о начале новой эры, когда в криптографию стали широко вовлекаться частные лица и компании.

Кроме правительств и военных, крупнейшими пользователями достижений криптографии являются банки. Появление банкоматов привело к широкому распространению техники зашифровывания сообщений, которые идут от банкомата к центральному процессору банка и обратно и дают разрешение на выдачу денежных сумм наличными. Так, например, использование персональных идентификационных номеров (ПИН-кодов) требует применения криптографических методов для подтверждения подлинности (аутентификации) личности владельца компьютерной системе банка.

Желание предоставить возможность пользоваться электронной почтой как можно большему числу пользователей привело к созданию нового типа криптографических систем, а именно шифровальных систем с открытым ключом.

В последнее время криптография развивается очень и очень бурно. Это бесконечная увлекательная гонка, требующая много времени и сил: криптоаналитики взламывают алгоритмы, которые еще недавно были стандартами и повсеместно использовались.

Математические исследования, ведущиеся во всем мире, постоянно приводят все к новым и новым открытиям. Как знать, может быть, мы стоим на пороге взлома алгоритма RSA или других криптосистем, основанных на нерешенных математических задачах.


Тайны криптографии

Розеттский камень
Эта табличка была найдена в самом конце XVIII века в Египте.  Её огромная научная ценность была в том, что на ней красовались 3 идентичные надписи на трёх языках: две из которых – это разные письменности древнеегипетского языка, а одна – на древнегреческом, который был хорошо известен на тот момент. Благодаря этой табличке удалось начать расшифровку древнеегипетских иероглифов. К сожалению, ни одна из трех надписей не является полной из-за повреждений камня.C:\Users\Димирина\Desktop\Rosetta_Stone-1-555x649.jpg


Кодекс Серафини 

                                                                                                                                                                     Интересный пример загадочной книги Codex Seraphinianus — повествование об ином мире, своеобразная энциклопедия, снабженная множеством невероятных и завораживающих иллюстраций. Текст энциклопедии донельзя загадочен, ведь он написан (от руки) на неведомом языке, по-видимому, языке того самого далекого мира. Правда, на одной странице есть аналог «Розеттского камня». Но вот беда, язык «Кодекса» здесь переводится на еще один неземной язык. Загадка замыкается в себе, не предоставляя никакой возможности для открытия тайны. Этот вымышленный мир на почти четырех сотнях страниц создавал в конце 70-х годов итальянский художник Луиджи Серафини.cs-l3

Рукопись Войнича

Рукопись Войнича (англ. VoynichManuscript) — таинственная
книга, написанная около 500 лет назад неизвестным автором, на
неизвестном языке, с использованием неизвестного алфавита.
Манускрипт Войнича, принадлежащий перу неизвестного автора,
представляет собой книгу из двухсот с лишним пергаментных страниц,
заполненных непонятными рисунками и неясным текстом, написанных на
неизвестном языке с использованием загадочного алфавита.
Уильям Ньюболд, профессор философии университета штата Пенсильвания,
был известным и уважаемым ученым. Во время Первой мировой войны он
работал на правительство США, расшифровывая военные коды, и считался
одним из ведущих специалистом по криптоанализу. В 1919 году он взялся
 за
главную криптограмму своей жизни, которая могла привести его к мировой
славе. Расшифровкой таинственного документа Ньюболд занимался до конца
дней своих, однако его постигла неудача.

 Криптография в литературе

Криптография оказала влияние и на литературу. Упоминания о криптографии встречаются ещё во времена Гомера и Геродота, хотя они описывали искусство шифрования в контексте различных исторических событий. Первым вымышленным упоминанием о криптографии можно считать роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» французского писателя XVI века Франсуа Рабле, в одной из глав которого описываются попытки чтения зашифрованных сообщений. Упоминание встречается и в «Генрихе V» Шекспира.

Впервые как центральный элемент художественного произведения криптография используется в рассказе «Золотой жук» Эдгара Аллана По 1843 года. В нём писатель не только показывает способ раскрытия шифра, но и результат, к которому может привести подобная деятельность — нахождение спрятанного сокровища.Эдгар По. Золотой жук

Однако, по мнению Дэвида Кана, лучшим описанием применения криптографии является рассказ 1903 года Артура Конан Дойля «Пляшущие человечки». В рассказе великий сыщик Шерлок Холмс сталкивается с разновидностью шифра, который не только прячет смысл написанного, но, используя символы, похожие на детские картинки, скрывает сам факт передачи секретного сообщения. В рассказе герой успешно применяет частотный анализ, а также предположения о структуре и содержании открытых сообщений для разгадывания шифра.


  Слайд №1

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы, ученики 10 класса, расскажем вам об увлекательной и загадочной науке, о криптографии.

Слайд№2

К любой информации, которой обмениваются и хранят люди, могут получить доступ недоброжелатели или враги. Очень часто такая информация является ценной. Например, на войне, если информация о планах наступления будет украдена врагом, много солдат могут погибнуть, а сражение будет проиграно. Воры, украв информацию о деньгах, который хранит человек в банке, могут завладеть этими деньгами.  

Такие примеры показывают, насколько важно защитить информацию, сделав ее недоступной для посторонних глаз.

Слайд №3

Скитала это прибор, состоящий из цилиндра и узкой полоски пергамента, обматывавшейся вокруг него по спирали, на которой писалось сообщение. Античные греки и спартанцы использовали этот шифр для связи во время военных действий.

Шифруемый текст писался на пергаментной ленте по длине палочки, после того как длина палочки оказывалась исчерпанной, она поворачивалась и текст писался далее, пока либо не заканчивался текст, либо не исписывалась вся пергаментная лента. Дешифровка выполнялась с использованием палочки такого же диаметра.

У нас есть возможность приблизиться к Древним Грекам и самим применить их методы шифрования и дешифрования с помощью скиталы.

Слайд №4

Самые важные составляющие любого шифра:

общее правило, по которому преобразуется исходный текст (алгоритм шифра);

конкретная особенность именно этой серии шифрованных сообщений (так называемый ключ).

Слайд№5

Вскрытие шифра основано на двух закономерностях:

  1. в осмысленных текстах любого естественного языка различные буквы встречаются с разной частотой, а действие подстановки «переносит» эту закономерность на шифрованный текст;
  2. любой естественный язык обладает так называемой избыточностью, что позволяет с большой вероятностью угадывать смысл сообщения, даже если часть букв в сообщении неизвестна.

 

Слайд№6,7


         Наложив решётку на листок бумаги, мы пишем сообщение букву за буквой в окошечках решётки. Так как окошек 16, то сначала помещается только часть записки. Сняв решётку, мы увидим запись, представленную на рисунке. Здесь ничего засекреченного пока нет. Но это только начала; записка в таком виде не останется. Поворачиваем решетку по часовой стрелке на четверть оборота.

При новом положении решетки все ранее написанные буквы закрываются, а окошечках появляется чистая бумага. В них пишут следующие 16 букв секретного сообщения. Если теперь убрать решетку, получим запись, показанную на следующем рисунке:  Такую запись не поймет не только посторонний человек, но и сам писавший, если позабудет текст своего сообщения. Таким образом квадрат поворачивают ещё два раза, снова записывая в окошечки по 16 следующих букв. В результате буквы текста перемешиваются. Если остаются пустые клетки, то в них записываются буквы русского алфавита, для того, чтобы в записке не оставалось пробелов. Наконец, после последнего поворота решетки, получается письмо следующего вида:

Попробуйте в нём что-нибудь разобрать! Пусть записка попадёт в руки противнику, догадаться о её содержании он не сможет. Прочесть её в состоянии только адресат, у которого есть точно такая же решётка, как и у отправителя.

Адресат наложит свою решётку на текст, обратив её цифрой 1 вверх, и выпишет те буквы, которые появятся в окошечках. Это будут первые 16 букв сообщения. После четырёх поворотов записка будет прочтена.

Число различных решёток чрезвычайно велико. Все решётки, какие можно изготовить для 64 клеточного квадрата, отмечены на рисунке. Можно выбрать для окошечек любые 16 клеток, заботясь лишь о том, чтобы в числе взятых клеток не было двух с одинаковыми номерами. Для той решётки, которую использовали мы были взяты следующие номера клеток: 2, 4, 5, 14, 9, 11, 7, 16, 8, 15, 3, 12, 10, 6, 13, 1. Ни один номер не повторяется.

Мы с вами сможем самостоятельно расшифровать текст, который спрятан от противника с помощью шифра Кардано.

Слайд 8

Перед началом Второй мировой войны ведущие мировые державы имели электромеханические шифрующие устройства, результат работы которых считался нескрываемым. Одной из наиболее известных шифровальных машин Второй мировой войны считается «Энигма», которая использовалась войсками Германии. Однако вскрыть шифр «Энигмы» смог известный математик Алан Тьюринг. Его де-шифровальное устройство изменило ход войны и стало прототипом современного компьютера.  

Слайд №9

Наиболее известным шифровальным устройством, которое было создано по схеме, предложенной Леоном Батистой Альберти является шифровальное колесо Болтона. Это устройство производило простую замену одной буквы другой.

Мы с вами сможем расшифровать текст с помощью колеса Болтона.

Слайд №10

Важным и интересным методом шифрования считается метод пляшущих человечков. Его алфавит вы можете видеть на экране.


Памятка пользователю по информационной безопасности

Парольная защита

• Никогда не сохраняйте ваши пароли в программах. Большинство программ хранят их в открытом виде и тот, кто получит доступ к вашему компьютеру, получит доступ и к ним.

  • Сохраняйте в тайне личный пароль. Никогда не сообщайте пароль другим лицам, и не храните записанный пароль в общедоступных местах.

Антивирусная защита

• Никогда не отключайте установленное на ПК антивирусное программное обеспечение.

 • Обязательно проверяйте на наличие вирусов все внешние носители информации (дискеты, диски, флешки и т.п.), поступающие со стороны  

Интернет и электронная почта

• Содержание Интернет-ресурсов, а также файлы, загружаемые из Интернета,  обязательно проверяйте на отсутствие вредоносных программ и вирусов.

 • Не переходите по ссылкам, не запускайте программы и не открывайте файлы, полученные по электронной почте от неизвестного Вам отправителя.

 • Не передавать по электронной почте Ваши пароли.

 • Не принимайте никаких соглашений при посещении сайтов, смысла которых Вы не понимаете.

 F:\hello_html_40bcc1b5.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об участии Ничковой Т.А. в обучающих и научно-практических профессиональных мероприятиях: семинарах, конференциях, методических днях

Информация об участии Ничковой Т.А. в обучающих и научно-практических профессиональных мероприятиях: семинарах, конференциях, методических днях...

Информация об участии Ничкова Н.В. в обучающих и научно-практических профессиональных мероприятиях: семинарах, конференциях, методических днях

Информация об участии Ничкова Н.В. в обучающих и научно-практических профессиональных мероприятиях: семинарах, конференциях, методических днях...

Научно-практическая конференция" Мы Будущее 21 века".

Научно-практическая конференция "Мы будущее 21 века"....

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

Школьная научно-практической конференции «Шаги в XXI веке».

Презентацию приготовила ученица 5 и класса, Тутик Олеся....

Проектная работа ученицы на Республиканской научно-практической конференции учащихся «Интеллект 21 века» имени В. И. Андреева «Роль изучения английского языка в современном мире»

Проектная работа ученицы на Республиканской научно-практической конференции учащихся «Интеллект 21 века» имени В. И. Андреева   «Роль изучения английского языка в современн...

Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...