Методический семинар "Развитие познавательной активности на уроках математики"
методическая разработка по математике на тему

Самошина Ольга Владимировна

            Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.    Возникает вопрос: Как же вовлечь учеников в активную познавательную деятельность?  Возникновение интереса к предмету у  обучающихся зависит в большей степени от методики его преподавания, от того, насколько умело учитель  построит учебный процесс. Детям должно быть интересно, обучающиеся должны сами захотеть получить эти знания
 

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx25.44 КБ
PDF icon metodicheskiy_seminar.pdf2.91 МБ

Предварительный просмотр:

        

Методический семинар

«Развитие познавательной  активности

 на уроках математики».

 

                        Выполнила: Самошина Ольга Владимировна,

                          учитель математики

                                                              МБОУ  г. Мценска «Средняя школа №4»

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.              

           Как же вовлечь учеников в активную познавательную деятельность? Я уверена, что этот вопрос ежедневно  задает себе каждый учитель? Путем проб и ошибок учителя ищут способы сделать урок интересным, помочь полюбить ребенку школу как место где он не зубрит, а открывает для себя этот сложный мир.

           Возникновение интереса к предмету у  обучающихся зависит в большей степени от методики его преподавания, от того, насколько умело учитель  построит учебный процесс.
11-летний стаж работы учителем математики позволяет сделать мне некоторые обобщения.  С первого урока  я говорю ребятам: «Полюбите математику так, как люблю ее я». Ведь   математика –  наука «замечательная», в ней можно замечать, наблюдать, сравнивать, находить закономерности. В математике почти ничего не надо зазубривать – следует понять и научиться применять, и тогда все запомнится само собой.

          На своих уроках  мне неоднократно  приходилось наблюдать отсутствие интереса у некоторых  учеников к предмету. Я попыталась найти  причину такого безразличного отношения к приобретению нового и пришла  к выводу, что причин несколько.

Во - первых, это непонимания того, о чём говорит учитель, возникшее из-за того, что где-то раньше произошел разрыв понимания, как мы говорим «пробелы в знаниях».

 Во-вторых, учитель не приводит достаточных доводов для введения нового, и обучающиеся не видят необходимости получения этого, как им кажется, ненужного знания.

 В-третьих, ученик увлечён чем-то другим и его не интересует предмет, мешающий его увлечению.

В-четвёртых, есть обучающиеся, которые не желают заниматься ничем, что требует малейшего умственного напряжения.

 Ко всем этим категориям обучающихся нужны различные меры для восстановления нормального отношения к процессу обучения.  Здесь, конечно, большую роль играет дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

 Возникает вопрос - «Как развить у детей стремление к знаниям?». Ответ очевиден - детям должно быть интересно, обучающиеся должны сами захотеть получить эти знания, т.е. необходимо повысить и активизировать их познавательную активность. 

           Раскрывая детям внутреннюю красоту математики, показывая силу её эмоционального воздействия, учитель помогает им учиться радостно, с интересом, побуждает их к творческому отношению к предмету.

           В рамках реализации ФГОС, анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы, я  выделила два источника:

во - первых, содержание учебного материала;

во - вторых, организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении.

           Внутри каждого источника можно выделить несколько конкретных стимулов  познавательного интереса.

В группу стимулов первого источника входят:        

· новизна содержания учебного материала;

· практическая значимость содержания знаний;

· историзм;

· современные достижения науки.

Второй источник порождает следующие стимулы:

· проблемное обучение;

· практические работы исследовательского характера;

· творческие работы;        

· специальные приемы учителя: наглядность, занимательность и др.

        Приведу примеры использования некоторых стимулов на своих уроках.

Практическая значимость 

Изучение темы «Уравнение» в 5 классе я начинаю с демонстрации рисунка к следующей задаче: «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чаше гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?»

Обозначим через X массу арбуза. Т.к. весы находятся в равновесии, должно выполняться равенство:  x+2=5

Историзм.

           Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний. Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых я привлекаю внимание обучающихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Своим ученикам я рассказываю о разностороннем развитии творцов математики. Например, известный математик С.В. Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Философом и поэтом, классиком персидской и таджикской литературы называют известного математика Омара Хайяма. Другой пример, математик и логик Чарльз  Доджсон. Под псевдонимом Льюис Кэрролл он хорошо известен как автор сказки «Приключения Алисы в стране чудес». Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этой книга и захотела прочитать все, написанное Кэрроллом. Можно представить ее разочарование, когда она увидела на своём столе стопку книг по математике.

           Перехожу ко второму источнику познавательного интереса организации познавательной деятельности обучающихся - организация учебной деятельности

Проблемное обучение.

            Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют обучающихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность.

           Приведу конкретный пример создания проблемной ситуации.

Перед доказательством теоремы Пифагора (8 кл) создаю проблемною ситуацию с помощью задачи индийского математика ХII века Бхаскары.

На берегу реки рос тополь одинокий.

Вдруг ветра порыв его ствол надломал.

Бедный тополь упал. И угол прямой

С теченьем реки его ствол составлял.

Запомни теперь, что в этом месте река

В четыре лишь фута была широка

Верхушка склонилась у края реки.

Осталось три фута всего от ствола,

Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:

У тополя как велика высота?

            Анализируя математическую модель этой практической задачи, обучающиеся приходят к выводу, что нужно найти гипотенузу по двум известным катетам. Возникнет проблема: как это сделать? Для решения этой проблемы организую практическую работу исследовательского характера, предлагая  обучающимся задание по рядам: постройте прямоугольные треугольники с заданными катетами,  измерьте гипотенузу. Результаты занесите в таблицу. Школьники выдвигают свои гипотезы, которые обсуждаются. После установления зависимости между сторонами прямоугольного треугольника  требуется  теоретическое  обоснование, т.е. доказывается теорема Пифагора.

Практические работы исследовательского характера

             Многообразие форм самостоятельных работ, их сменяемость стимулируют активную деятельность учащихся. На познавательный интерес наиболее успешно влияют самостоятельные работы поискового и исследовательского характера. Такими видами деятельности являются практические работы с элементами исследования. Математика дает широкое поле для исследования. Изучая математику, учащиеся кратко повторяют путь человечества, который оно прошло, добывая математические знания.

             Приведу пример  практической  работы  по математике.

Тема урока «Измерение углов. Транспортир» (5 кл).

Задание. Начертите три произвольных треугольника. С помощь транспортира найдите градусные меры углов треугольников. Сделайте вывод о сумме углов каждого треугольника.              

             Следующий стимул, без которого не обходится ни один учитель математики – специальные приемы учителя. А именно, занимательность.

Занимательность на уроке - это  те компоненты, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету.

  • Математические зарядки, которые я чаще всего использую на этапе устной работы
  • Задачи – шутки, способствующие развитию внимания и сообразительности.
  • Математические кроссворды  могут быть использованы в качестве проверочной

     работы

  • Методические уловки, позволяющие быстро выучить различные формулы и определения.
  • Игровые моменты, которые создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

             Огромную роль в формировании познавательного интереса к предмету играет внеклассная работа. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике: математические кружки, факультативы, олимпиады. Они, как правило, охватывают обучающихся, имеющих хорошие способности в области математики, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету обучающихся, не вовлеченных в мероприятие.  В нашей школе традиционно проводятся предметные недели. Недели математики позволяют привлечь большое количество детей  с разными способностями и интересами.  В течение недели обучающиеся знакомятся с историческим материалом, решают занимательные задачи, определяют лучших счетоводов, решают и сами составляют  кроссворды, оформляют математические газеты, придумывают математические  сказки и истории.

           В рамках недели математики в текущем учебном году я провела опрос  среди своих учеников. Я попросила ответить на вопрос: Зачем нужно  изучать математику? Результаты опроса следующие:

53% ответили, что это интересный предмет; 24% обучающихся сказали, что знание математики необходимо для получения аттестата и дальнейшего поступления; 17% ответили, что этот предмет пригодится им в жизни;  и только 6 % детей сказали, что изучать математику их заставляют родители.

           Результаты опроса позволяют мне сделать вывод, что я на верном пути. И в дальнейшем передо мной стоит задача: сделать  все, чтобы заинтересованность моих учеников в изучении математики только росла.

       


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения познавательной активности на уроках математики

В данной работе рассказывается о работе по активизации познавательной деятельности на уроках математики. В данной работе раскрыты различные формы и методы работы, позволяющие стимулировать работу обуч...

Развитие познавательной активности на уроках математики у детей с нарушением интеллекта

Использование игрового материала и заданий, повышающие познавательную активность учащихся....

«Развитие познавательной активности на уроках математики как одно из средств адаптации и интеграции детей в современном обществе»

На мой взгляд - как нельзя научиться плавать, читая только книжки, без реального «бултыхания» в воде, переживания ощущений в собственном теле, так нельзя только знакомясь с теорией и описаниями успешн...

"Развитие познавательной активности на уроках математики"

статья предназначена для педагогов средней школы...

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики».

В данной работе описан мой опыт работы о том, как развивать  познавательную активность учащихся на уроках.В ней не только описаны  используемые приемы и формы проведения урока, а также и тех...