Из опыта работы учителя Мокшиной Е.В. «Развитие творческого мышления учащихся при изучении математики»
статья по математике на тему

Каждый учитель понимает, что деление детей по уровню негуманно, но и нельзя навязывать ребёнку задания одного уровня сложности, выбор должен быть сделан им самим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя Мокшиной Е. В.

«Развитие творческого мышления учащихся при изучении математики»

   Каждый учитель понимает, что деление детей по уровню негуманно, но и нельзя навязывать ребёнку задания одного уровня сложности, выбор должен быть сделан им самим.

 

  Ведь если нет таких методик, доступных рядовому учителю, по которым могли бы определять тип мышления каждого учащегося, а также его умственного развития, то каждому учителю доступно определение сложности учебного материала и уровня обучаемости  школьников. И поэтому, чтобы дать возможность детям развивать свой ум, индивидуальные склонности, способности и, главное,  мышление, я стараюсь организовать  учебный процесс таким образом, чтобы обучение каждого ученика было  бы на уровне его  возможностей и способностей, разделив при этом задания по степеням сложности, взяв за основу стандарт образования.

 

  Таким образом,  готовясь к уроку, я изучаю основное содержание темы и подбираю большой материал, выделяя необходимый для усвоения знаний,  умений  и навыков (ЗУН) для всех учащихся, чтобы дать возможность продвинуться дальше и такие упражнения, чтобы ребенок мог творчески работать, размышлять. Отсюда очевидна необходимость ясного понимания цели урока и количества познавательных задач, которые должны быть решены на уроке.

   

 Учащиеся также ознакомлены с принципом работы на уроке. Они поняли, что работы им прибавилось: случайных оценок не будет, надо выполнить хотя бы минимум из основных требований к знаниям и умениям, чтобы получить  "3". Это привело к более серьезному отношению к учебе, а значит и к сознательной дисциплине.

 

 Следовательно, появилась необходимость использовать разнообразные виды деятельности на уроке, умело сочетать их в одно и то же время, так как необходимо планировать работу каждого, а не работать на массу. Отсюда необходимость применять многие формы работы, четко осуществлять контроль и самоконтроль (взаимоконтроль)  за усвоением знаний, а также давать опережающие индивидуальные или групповые задания по новой теме, чтобы можно было включить результаты самостоятельной работы в изучение новой темы. Все это позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, возрастает их способность  и желание к творческой деятельности. У учителя  же появляется возможность проводить уроки исследовательского и проблемного характера.

   

Бывают уроки, когда учащиеся сами определяют и формулируют новые понятия, а также цель урока. Учителю остается только поставить "точку над и". А также  появляется возможность эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. И поэтому класс саморазделился на три группы без всяких проблем по личностно - психологическому типу. В каждой такой группе появлился свой лидер, тот ученик, к которому больше всех обращаются за помощью. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче работать. Ведь повышается уровень Я :  "сильные" утверждаются в своих способностях,  "слабые" получают возможность испытывать учебный успех,  избавиться от комплекса неуверенности, а также можно отметить высокую взаимопомощь в классе.

 

 В своей работе я  стремлюсь к организации индивидуальных темпов усвоения материала, к "овладению технологией главнейших умственных операций: анализом, синтезом, абстрагированием, сравнением и обобщением".

  Считаю, что главное в моей работе: развивать математические способности учащихся на основе эффективной организационно методической системы обучения.

Поэтому темы  даю крупными блоками, объединяющими  несколько вопросов.    Первоначальное ознакомление происходит сразу же на вводном уроке. На всех последующих уроках тема опять-таки рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно.

В результате учащиеся многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз подходят к нему по-новому и глубже. Таким образом,      каждый  крупный блок состоит из следующих этапов: усвоение, закрепление и углубление знаний и контрольно-оценочный.

Основной идеей моего опыта является повышение эффективности преподавания математики, формирование глубоких и прочных знаний, устойчивого интереса к предмету через умелое сочетание индивидуальной и групповой форм работы, развитие творческого интереса,  а также организацию контроля знаний на каждом этапе обучения, за каждым учеником, дифференциацию и индивидуализацию обучения, создание благоприятного микроклимата на уроке.

Для решения основных задач: развитие мотивации учения, углубления знаний, развитие познавательной активности и творческой инициативы учащихся, формирование основ теоретических знаний целесообразно проведение уроков в системе с многократной проработкой учащимися всей учебной темы на нескольких занятиях, объединённых единой логикой и общими учебно-воспитательными целями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся при изучении математики.

Способы развития творческих способностей учащихся. Описание опыта работы по развитию творческих способностей. Работы учащихся 5-6 классов....

Статья. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося.

Статья. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося...

Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Развитие творческих способностей на уроках биологии"

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой це...

Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики через опытное обоснование геометрических формул

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. В насто...

Развитие творческой активности учащихся при изучении информатики. Обобщение педагогического опыта

Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного проц...

Обмен опытом «Возможности современных образовательных технологий в процессе развития творческого мышления учащихся»

Как  сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение?...