Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиаде по математике.
статья по математике (5, 6, 7 класс) на тему

Карабовская Ирина Борисовна

Статья содержит описание системы подготовки школьников к  математическим олимпиадам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карабовская Ирина Борисовна.

Учитель математики высшей

квалификационной категории,

почетный работник образования

Организационно-педагогические условия подготовки учащихся  к олимпиаде по математике.

За каждой математической задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение. (В. Произволов)

Именно положительные впечатления от успешно решенной математической задачи являются основным стимулом занятием олимпиадной математикой наших учеников. А все начинается в пятом классе с грамотно организованной системы работы с одаренными детьми. Эта система включает работу на уроках, математических кружках, творческие и олимпиадными домашними задания, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня и охватывает всех учеников.

Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Победы на олимпиадах всероссийского уровня являются достаточным основанием для зачисления в вуз на льготных условиях.

Как добиться успешного участия ученика в математической олимпиаде? Для успеха в конкурсной математике, конечно, нужно решать задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач и постоянными упорными тренировками в их решении. «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». (Д.Пойа.)

Каждый преподаватели математики обоснованно считают свой предмет главным, интересным и не самым трудным. И не случайно на уроках в качестве дополнительных заданиях предлагают ученикам нестандартные задачи. Пусть не все в классе с ними справятся, но попытаться их решить, значит попытаться развивать математические способности. А с другой стороны, особенно олимпийцам, нужна хорошая математическая техника вычислений и преобразование выражений. Если хочешь успешно выступать на олимпиаде высокого уровня, школьную математику надо знать на пять с плюсом. Таким образом, успешное выступление на олимпиаде предполагает:

а) психологическую подготовку школьника к выполнению нестандартных заданий;

б) математическую одарённость;

в) умение собраться, сконцентрироваться на выполнение нескольких заданий за определённый промежуток времени;

г) математическую грамотность участника, умение математически грамотно записать решение задачи;

д) успешное овладение учеником изучаемых разделов математики.

Когда и как научить этому учащихся?

Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме.

В пятом классе при изучении темы "Натуральные числа" можно предложить много разнообразных заданий, например, задача Гаусса: найти устно сумму чисел от 1 до 100. Мало просто решить задачу, нужно показать как основная идея этой задачи «работает» в других задания. Например: найти сумму чисел от 30 до 600,если каждое слагаемое кратно 10. В шестом классе идея этой задачи реализуется в следующем задании: выяснить делится ли на 3 число

1-2+3-4+5…..+2017-2018.

При изучении темы " Степень с натуральным показателем" в седьмом классе можно предложить такие задания:

1. Сравнить: 6523 и 25517

2. Докажите, что 13+132+133+134+:+132009+132010 делится нацело на 7.

В практике каждого учителя должен быть девиз: «Ни одного урока без олимпиадной задачи!» Большое количество олимпиад дает возможность найти нужную задачу на каждый урок.

Ребусы, криптограммы, софизм, математические игры на уроке.

Удивительно привлекательными для любого человека, даже далекого от математики, являются головоломки. А почему бы не включить в урок в качестве дополнительных задач ребусы, софизмы, криптограммы. Математика, а именно геометрия прекрасно развивает нестандартное мышление но, именно геометрические задачи и вызывают наибольшие трудности на олимпиадах. Попробуем заинтересовать геометрией с помощью софизмов. Например, при изучении темы «тангенс острого угла прямоугольного треугольника» предлагается найти ошибку на рисунке

При изучении темы центральная симметрия, можно предложить следующую игру: круглый стол нужно закрыть пятаками. Каждый из играющих, кладет на стол по одному пятаку по очереди. Проигрывает тот, кому не хватит места. При какой стратегии игры, начинающий играть первым, всегда выигрывает

Творческие и олимпиадные домашние задания.

Учиться надо не тому, что легко получается. Ценно любое напряжение сил. "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью", - сказал Л.Н.Толстой. И с ним можно только согласиться, так как ученики прочно усваивают только то, что прошло через их усилие. Нет ничего необычного в том, если иногда и сильным ученикам не просто справиться с домашним заданием, если это задание творческое или олимпиадное.

Но все же работа с сильными учащимися по математике - работа штучная - как на уроке, так и вне него. И если в классе есть несколько одаренных детей, то с ними необходимо работать индивидуально

Внеклассная работа.

Внеклассная работа предполагает различные виды и формы ее организации.

Индивидуальная работа - такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, зависимо от способностей и знаний ученика.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. В нашем училище работают математические кружки на каждом курсе. На таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей Базой для занятий математических кружков в 5-7 классах стал сайт «Малый мехмат».

Научно - практические конференции, недели математики, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады необходимы не только для одаренных учеников. Это не просто интересное для вех участников мероприятия, это еще возможность ребятам, увлеченным и занимающимся дополнительно математикой, стать значимыми для своих одноклассников.

Особенно в индивидуальной работе с учениками помогают современные информационные технологии. Интернет источники, позволяют разнообразить теоретический материал и практические задания. Современные сайты, содержат теоретический материал по разнообразным темам, а так же олимпиадные задачи с подробным решением, игры, конкурсы по математике.

Олимпиады для школьников год от года набирают всё большую популярность. Надо ли в них участвовать? И в каких именно олимпиадах, ведь количество их растёт со скоростью снежного кома? В нашем училище предпочтение отдается олимпиадам, вошедшим во всероссийский перечень олимпиад, таким как Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба», Межрегиональная олимпиада школьников «САММАТ», Объединенная межвузовская математическая олимпиада, Олимпиада «Ломоносов», «Турнир Ломоносова». Активное участие ученики принимают в областных олимпиадах и конкурсах, таких как Турнир «Юный математик» Оренбург, многопредметная областная олимпиада «Поколение ХХI века», городской конкурс «Математическая карусель».

Известно, что для олимпиадника очень важно решать задачи дома. Без этого эффективность подготовки будет стремиться к нулю. «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь» (Конфуций). Реализации этого принципа помогают различные заочные олимпиады неоспоримыми достоинствами, которых, являются: доступность, простота организации, протяженность во времени. Одной из них является международная он-лайн олимпиада «Фоксфорд».  Ежегодно можно принять  участи в трех турах этой олимпиады : осеннем, с 1 сентября по 10 октября, зимнем, с первого декабря по 10 января, и весеннем, с 1 марта по 31 марта. После завершения каждого тура на сайте олимпиады проводится разбор задач, что фактически создает систему олимпиадной подготовки для любого способного ученика.

Жизнь человека - это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, благодаря новому мы начинаем видеть то, что ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.

Олимпиады занимают важное место в развитии учащихся. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребят, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют учащимся познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы учеников.

Сайты олимпиад:

1 Олимпиады «САММАТ».Официальный сайт: http://sammat.ru

2. Олимпиады  школьникам Высшая проба. Официальный сайт: https://olymp.hse.ru/mmo/

3. Объединенная межвузовская математическая олимпиада. Официальный сайт: http://olimpiada.ru/activity/6

4.Олимпиада «Ломоносов». Официальный сайт:  https://olymp.msu.ru

5. Олимпиада «Покори Воробьевы горы». Официальный сайт:  http://pvg.mk.ru

6. Олимпиада «ФИЗТЕХ». Официальный сайт: http://olymp.mipt.ru

7. «Выездная олимпиада «Физтех». http://abitu.net/mycity

8.Международная олимпиада «Фоксфорд». Официальный сайт: https://foxford.ru/o

9. «Малый мехмат» Официальный сайт: http://mmmf.msu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы

Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...

Задачи для подготовки к олимпиадам по математике (с решениями)

Этот сборник задач предназначен для подготовки к олимпиадам по математике. ...

Нестандартные задачи по подготовке к олимпиадам по математике для учащихся 5-6 классов

Методический материал содержит задания по подготовке учеников 5-6 класссов к олимпиадам по математике, способствующие углублению и расширению знаний учащихся, развитию логического мышления, формирован...

Для подготовки к олимпиаде по математике

Методические пособия для подготовки к олимпиаде...

сайты для подготовки к олимпиаде по математике

1.http://mathus.ru- Подготовка к олимпиадам2.http://mephi.ru/entrant/olimpiads/rosatom/Pobediteli/podgotovka.php- Подготовка к олимпиаде3.http://math.mosolymp.ru- Подготовка школьн...

Задачник для подготовки к олимпиаде по математике в 5-6 классах.

Аннотация.Задачник представлен в виде электронного тренажера, созданного в программе Microsoft office в приложении Power Point в виде показа презентации. В задачнике представлены задачи по различ...