Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучениии математике
статья по математике (10 класс) на тему

Рябухина Галина Владимировна

Статья содержит отчёт по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannoe_obuchenie_matematike.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 

                               Отчёт по теме самообразования :

«Технология уровневой дифференциации в личностно – ориентированном обучении математике».  

         Как только возникает чувство недовольства своей работой, вдруг отчётливо осознаёшь, что вокруг тебя всё стремительно меняется, а ты как будто стоишь на одном месте. Кажется, что мог бы достигнуть лучших результатов, скорее бы дошёл до поставленной цели, вызвал бы в учениках более живую реакцию, если бы урок был построен иначе. Недовольство собой, своей работой или её результатами неизменно приводит к поиску новых форм урока, методик, систем обучения.

        Я – практик, учитель математики. Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребёнком пять раз в неделю, преподаёт очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

       Каждый ребёнок – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему – полгода, четвёртый – не воспринимает совсем.

       Как научить всех ? Если учитель опытный, то он помнит все попытки решения этой проблемы, во многих участвовал сам, полного удовлетворения от результатов работы не получил, но многому научился. Молодой учитель более нетерпелив, сразу назовёт новую продуктивную методику. Идея дифференцированного обучения нова и не нова одновременно: думающий, творчески работающий учитель всегда к разным детям подходит по – разному, умеет и любит работать с группами учащихся.

        Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих    школьников. Как показывают многочисленные психолого – педагогические исследования, если уровнять многие факторы, которые влияют на уровень усвоения новых знаний, новые знания всё равно будут усвоены по-разному.

Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, учитывающих индивидуальные особенности учащихся. И одним из таких подходов является уровневая дифференциация.                              

      Хочу поделиться с вами опытом своей работы по теме:                                « Технологии уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике».

     В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого предмета. С одной стороны, математика вызывает затруднения у многих учащихся. В то же время большое их число имеют явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса очень велик,  ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников.

     Различают два уровня дифференциации: уровневая и профильная. Оба вида сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.

В основной школе преобладает уровневая дифференциация. На старшей ступени приоритет отдаётся профильному обучению. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться уже в основной школе, где она осуществляется через кружковые занятия и факультативы.

      Меня заинтересовала именно уровневая дифференциация, выбор форм которой зависит от методов и приёмов работы учителя, особенностей класса, возраста учащихся и т. д. В 5 классе провожу диагностику в форме разного рода анкет. По результатам анкетирования в классе формируются три группы учащихся, по-разному относящихся к математике. Дети знают, что состав групп не закреплён раз и навсегда. Со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения и собственным желанием.     Первые два года посвящаю наблюдениям, изучению психологии детей, накапливаю материал для непосредственного включения учащихся в дифференцированную работу. С 7-го по 9-ый класс работаю с группами учащихся дифференцированно. Наконец, в 10-11 классах, учитывая их небольшую наполняемость , веду индивидуальную работу с учащимися, поступающими в ВУЗы, и работу с малочисленными группами. Работа с различными группами учащихся ( часто – переменными ) – это самое трудное, этому надо долго учиться. Значит, большую значимость приобретают посещение уроков, специальных курсов, заседаний МО. Учитель   учится, делясь своим опытом, своими находками, т. е. нужно приглашать на свои уроки коллег. Я регулярно посещаю уроки других учителей и даю уроки сама (уроки алгебры в 8-ом классе по теме «Арифметический квадратный корень», в 7-ом классе «Свойства степени»).   Обмен опытом работы с коллегами ШМО и РМО математики помогает повысить и свой профессиональный уровень.

        Уровневая дифференциация – это работа с конкретным ребёнком на его конкретном уровне.   Необходима методическая база. Ситуация проста: работаю с сильными, чем же занять в это время слабых? Мною накоплен богатый дидактический раздаточный материал для работы в группах с разным уровнем дифференциации. Активно использую сборники дидактических заданий в каждом классе.                                                                          

        Мною разработана система зачётов. Дети с первого дня изучения новой темы знают, что их ждёт на зачёте. У них в тетради вклеены материалы к зачётам. Необходимо чётко организовать работу внутри школьного МО – скрупулёзно передавать все материалы от учителя к учителю. Далее, работа с родителями приобретает новую окраску – контакт с ними становится жизненно необходим для успешного внедрения технологии. Родители должны чётко знать, что даёт зачётная система их ребёнку, как она работает, действительно ли это лучше, удобнее. Их надо убедить и тогда «убеждённый» родитель сделает всё:  копии подготовит и проконтролирует подготовку своего ребёнка к очередному зачёту. Итак, родители помогают, учитель настроен оптимистически, а как же дети? Сначала была настороженность, шёл процесс привыкания, затем, когда большинство учащихся  уже стали хорошо ориентироваться в нюансах зачётной системы, появился азарт. Захотелось лучше сдать зачёт, узнать свои возможности и помочь другим.  

      Как некорректно говорить о времени, с которого надо начинать гуманное обучение, так некорректно говорить о времени начала дифференцированного обучения, являющегося неотъемлемой частью личностно – ориентированного обучения. Обучение математике должно быть дифференцированным уже с детского сада.

       Ученику необходимо предоставить возможность выбора той или иной дифференциации в любом возрасте, в любом классе, более того – на каждом уроке. Негуманно заявлять ученику, что он опоздал со своим выбором, что надо было сделать это раньше. При выборе форм дифференциации предпочтение нужно отдавать интенсивным формам обучения. Дифференциацию следует осуществлять за счёт различия в подходах и методах приобретения знаний. Важно опираться на прогрессивные методы обучения, т. е. обучать школьников на наивысшем уровне их познавательных возможностей.

        Тема моего самообразования интересна и актуальна. Многие учителя нашей школы и района интересуются проблемой уровневой дифференциации и делятся опытом своей работы с коллегами. Это позволяет поделиться как успехами, так и обсудить неудачи и найти пути решения проблем.

       Нет педагогической панацеи.

       Нет одного, самого главного приёма.

       Радуга из одного цвета – не радуга.

       Только поддерживая друг друга, приёмы дают « радужный» эффект, а технология – свой результат.

       Многоцветную картину не рисуют одним махом.

       Терпение и постепенность!

       Лучший способ загубить новшество – схватиться за всё сразу.

        Каждый новый приём, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.

        Приёмы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя.

        Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется.

        Если оркестр играет вразнобой, дирижёр смешон.

        Когда оркестр сыгран, дирижёр кажется волшебником. Также и в нашей работе.

        Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.

        Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы контроля для формирования личностно ориентированных условий обучения математике

В данной работе приводятся примеры разных форм диагностики, которую может использовать учитель математики. Содержится блок с уроками алгебры (8 класс)...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ».

В докладе рассматриваются виды дифференциации, условия для успешного осуществления уровневой дифференции, методы дифференцированной работы на уроке. Материал будет полезен для учителей математики....

Презентация к докладу «Использование технологии уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике».

В презентации к докладу  «Использование технологии уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике» рассматриваются виды дифференциации, условия для успешного осуществлен...

Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике.

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета....

Из опыта работы. Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении

Из опыта работы. Применение уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении...