Конспект урока по теме "Доли. Обыкновеные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Конспект урока по теме "Доли. Обыкновеные дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по теме 

«Доли. Обыкновенные дроби».

Предмет, класс: математика, 5 класс.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Вид урока: урок – диалог.

Цель урока: в ходе работы сформировать понятия доли, обыкновенной дроби, научить рациональным приемам решения задач на данную тему.

Планируемые достижения учащихся на уроке.

Метапредметные:  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

Предметные: учащиеся знают, как записать обыкновенную дробь, понимают, что обозначают числитель и знаменатель в обыкновенной дроби, а также применяют  знания обыкновенных дробей при решении задач.
Универсальные учебные действия:

Личностные: внутренняя позиция, мотивация.

Регулятивные: постановка учебной цели, задачи, контроль, оценка.

Познавательные: смысловое чтение текста, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: учет позиций других людей, партнера по общению т деятельности, постановка вопросов, умения слушать и вступать в диалог.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, карточки с текстами, презентация.

I. Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих, создает благоприятный психологический климат.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы с моей помощью узнаете, что древние люди называли «ломаным числом», как разделить два на три и поможете своим любимым сказочным героям. Слайд 1,Слайд2

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Методический комментарий

На данном этапе происходит активация внимания и включение обучающихся в учебную деятельность. Создаются условия для возникновения потребности в учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки.

II. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Для того, чтобы нам продолжить путешествие по стране Математики, нужно открыть новую дверцу. Чтобы в нее пройти, нужно отгадать кодовое слово, которое, кстати, и является темой нашего урока. Кодовое слово зашифровано в следующих примерах. Предлагаю вам выполнить следующие действия Слайд 3:

1) Ь

2)  Н

3)  О

4)  Д

5)  Б

6)  П

7)  Р

8)  А

6

400

21

5

90

- Если вы правильно их выполните и заполните ответами таблицу, то сможете прочитать тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 4.Прочитайте полученное слово. Сегодня мы узнаем, что такое «дробь» и  как правильно записывать результат от деления.

Выполняют действия:

1) 90

2)

3) 21

4) 6

5) 5

6)

7) 40

8)

Заполняют таблицу:

6

400

21

5

90

Д

Р

О

Б

Ь

Называют слово « дробь».

Методический комментарий

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. Стимулирование к поиску ответа на основе уже имеющихся знаний.

III. Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Итак, тема нашего урока «Обыкновенные дроби». Что же такое «дробь»?

Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам прочитать тексты, который лежат у вас на партах. Слайд 5 – 8.

О чем эти тексты? Что нового вы узнали из них?

Еще в древности людям приходилось считать предметы, измерять длину, площадь, расстояние, объем… Древние пользовались натуральными числами. А вы знаете, что такое натуральное число? Но не всегда при счете удавалось  пользоваться такими числами, потому что приходилось считать, например, стоимость не целого куска ткани, а половины, учитывать часть или долю.  Тогда и возникли дроби. «Дробь» происходит от слова «дробить», а в первых учебниках математики «дробь» записывают как «ломаное число». Слайд 9.

Был апельсин всего один.

Но разломали апельсин.

И все досталось сколько?

Одна седьмая долька.

О каком фрукте идет речь в стихотворении?

Из чего он состоит?

А какие дольки в апельсине?

Что такое доля?

На сколько долек разделили апельсин?

Молодцы!

В математике записывают доли в следующем виде: . Слайд 10.

Такая запись называется обыкновенной дробью, где 7 - знаменатель дроби (показывает, на сколько долей делят число), а 1- числитель (показывает, сколько таких долей взято).

Читают тексты на карточках.

Группа 1.

Дроби появились в глубокой древности. Их использовали при разделе добычи, при измерениях величин, и в других  случаях. В первых учебниках дроби назывались “ломаные числа”. В русском языке это слово появилось в XVIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части.

Группа 2.

Древние египтяне  знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа у них был специальный значок. Это была единственная дробь, у которой в числителе не стояла единица – все остальные дроби  имели в числителе      единицу: 1/2; 1/3; 1/28; … .  Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. Например, вместо 8/15 писали 1/3+1/5.  

 Группа 3.

В древнем Вавилоне использовали  постоянный знаменатель, равный 60. Такими дробями пользовались греческие и арабские математики и астрономы. Но было неудобно работать с такими дробями. Поэтому голландский математик Симон Стевин предложил перейти к десятичным дробям.

Группа 4.

Интересное и меткое сравнение делал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.

Методический комментарий

Перед учениками встает проблема восприятия нового материала и  применения новых знаний  в незнакомой ситуации. Учащиеся рассуждают о проблеме, анализируют проблему. Происходит восприятие информации на слух, учащиеся соглашаются или отрицают те или иные предположения. При работе в группах ученики формируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, оппонировать партнеру.

IV. Этап выхода из проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Обратите внимание на . Еще эту дробь называют половиной. Вам знакома эта приставка «пол» из таких слов как, например, полчаса, полкилограмма и т.д. Слайд 11.

Решают у доски оставшиеся примеры.

2)

6)

8)  

V. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонись ты вправо, влево

Упражненье делай смело!

Вниз потянемся, пройдёмся,

И на место вновь вернёмся.

Слайд 13.

Ученики выполняют упражнения.

VI. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Я зачитываю, а вы записываете в виде обыкновенной дроби Слайд 12:

а) три шестых,

б) одна треть,

в) половина,

г) семь десятых,

д) одиннадцать сотых,

е) три четверти,

ж) одиннадцать сорок восьмых.

- А теперь  проверим. Слайд 14.Поменяйтесь тетрадями.  Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий;

Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий;

Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных задания.

 - Поставьте оценку своему товарищу по парте. Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями.

- Молодцы!

- А теперь давайте поможем героям наших любимых сказок разрешить их задачки. Мы теперь много знаем и умеем и, конечно, сможем им помочь! На слайдах вы увидите героев известных мультфильмов и сказок и должны будете отгадать сказку и помочь им решить задачу. Слайд 15-23.

Сказка 1.

Самовар она купила,

Мошек чаем угостила,

Паук на нее напал,

А комар ее спасал.

- Про кого это стихотворение? Что это за сказка? Правильно, Муха – Цокотуха. Задачка: Муха – Цокотуха пригласила на чай Комара и испекла большую плюшку. Как разделить плюшку на двоих? Сколько достанется каждому?

 Сказка 2

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула, три подушки,

три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Задачка. Маша принесла медведям мед. Как разделить мед между тремя медведями? Сколько достанется каждому?

Сказка 3

В гости к бабушке пошла,

Пирожки ей принесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

- О какой сказке идет речь? Кто главная героиня сказки?

Задачка. Красная Шапочка принесла бабушке пирожки. Один с картошкой, два с вишней и один с капустой. Какую часть пирожков составляет пирожок с капустой?

Сказка 4

Толстячок живет на крыше,

А летает он всех выше.

Он самый веселый на свете!

Поэтому нравится детям.

- О каком сказочном персонаже идет речь в стихотворении? Из какого он мультфильма?

Задачка. Малыш подарил Карлсону на День Рождения пять банок клубничного варенья. Одну банку Карлсон случайно разбил. Какая часть от всех банок осталась?

Записывают в тетрадях под диктовку дроби. Меняются тетрадями для взаимного контроля.

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

Работают в группах и Отгадывают сказки.

1. Муха- Цокотуха. Плюшку нужно разделить пополам, то есть каждому достанется по .

2. Сказка «Маша и три медведя». Герои – три медведя. Нужно мед разделить на три части. Каждый получит по .

3. Сказка «Красная Шапочка». Главная героиня – Красная Шапочка. Всего четыре пирожка, из которых один – с капустой. Значит пирожок с капустой составляет  часть всех пирожков.

4. Речь идет о Карлсоне, герое мультфильма «Малыш и Карлсон». Всего Малыш подарил пять банок, из которых одна разбилась. Значит осталось четыре банки с вареньем. А так как всего было пять банок, то осталось  от общего количества.

Методический комментарий

На этом этапе учащиеся планируют свои действия, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Выполнение этого задания в парах позволяет слабым учащимся не испытывать страха проверки и неудачи в случае невыполнения.

VII. Этап домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Предлагаю на дом задания. Слайд 24.

Выучить понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби,

885,889

В дневниках записывают домашнее задание.

Методический комментарий.

Домашнее задание показывает заинтересованность детей результатами работы каждого.

VII. Этап интеллектуальной и эмоциональной рефлексии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель задает вопросы:

  1. Я испытал (а) затруднение при…
  2. Я усвоил (а)…
  3. Мне было интересно (не интересно)…
  4. Оцените, пожалуйста, работу друг друга.
  5. Добавить свое предложение. Объявляется конец урока, выставляются отметки за работу на уроке. Слайд 25.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Методический комментарий.

Подведение итогов урока позволяет ученикам произвести самооценку деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби". 5 класс.

Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби" - 5 класс....

Конспект урока по теме: "Обыкновенные дроби" 5 класс

Урок с использованием элементов здоровьесберегающей и игровой технологий....

Конспект урока по теме «Обыкновенные дроби» (5 класс)

Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» (5 класс)Цель урока:Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по теме «Обыкновенные дроби» и ликвидироват...

Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби"

Данный урок предполагает использование интерактивных карточек Учи.ру...

Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби"

Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления полученных знаний по теме "Обыкновенные дроби". На уроке систематизируютя знания, умения и навыки по сравнению, сложению и в...