Некоторые приемы формирования вычислительных навыков у пятиклассников.
статья по математике (5 класс) на тему

Чернышев Эдуард Николаевич

В работе  описаны некоторые приемы формирования вычислительных навыков у пятиклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ АВТОРСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ  У ПЯТИКЛАССНИКОВ

Чернышев Э.Н.,

учитель МБОУ СОШ № 3

г.Красный Сулин

        Недавно в одном из журналов (См. Математика в школе, 1995, №5, стр. 3; статья  Арнольд И.В. «О задачах по арифметике»)  мне попалась  на глаза задача, которая начинается так:

«Несколько купцов, а именно      человек   …», которая вызвала недоумение, ведь даже выражения         и        в  школьных учебниках не встречаются.

        Вот еще пример: «В трех рощах 4160 берез. Сколько берез в каждой роще, если в первой роще берез в три раза больше, чем во второй, а в третьей столько, сколько в первых двух вместе?».  Здесь удивление вызывает нереальная точность жизненных наблюдений: вот точно в три раза больше!

        А сколько числовых данных можно извлечь при рассмотрении движений по озеру или реке,  из описаний путешествий или производственных процессов, расчета рациона, изучения геометрических фигур…

        Все это имеет место быть в наших учебниках и  направлено, очевидно, на то, чтобы придать процессу овладения вычислительными навыками некий «жизненный» контекст, пусть даже немного  утрирующий  представления школьников о здравом смысле (ну кто же это так тщательно  четыре с лишним тысячи берез пересчитал? для чего?). В таких сюжетных задачах ученики видят образы реальных процессов, а, следовательно, формируют личностный мотив разрешения проблемной ситуации («где знакомо, там  понятно»).

        Большинство сюжетных математических задач направлено на  развитие логичности мышления и вычислительных навыков. Вместе с тем, наличие сюжета отвлекает  слабого ученика от математического смысла, дезориентирует его в учебной деятельности. Однако, есть и другой путь решения  задачи формирования вычислительных навыков, - путь выполнения  специальных упражнений, лишенных «здесь и сейчас» всякого сюжетного смысла.

        В нашей работе  для формирования у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков  используем различные методические приемы. Школьники имеют гораздо мепньше затруднений в изучении математики при достаточно высокой сформированности вычислительных навыков. Используем карточки с числами; предлагаем  сравнить, сложить, вычесть, умножить или разделить эти числа. Другие приемы – это дидактические игры «Математическое лото», «Быстрый счетчик», «Математический футбол» и др. Но для слабого ученика эта работа на уроке явно недостаточна. Ему необходимо  выполнять систему вычислительных упражнений в самостоятельном режиме. Для этого использую карточки с тематическими заданиями (см. Приложение). Выполнение таких заданий не регламентировано по времени; темп решения ученик устанавливает сообразно своим возможностям. Результаты свидетельствуют о положительном влиянии  использования приведенных карточек в формировании вычислительных навыков  не только слабых, но и сильных обучающихся, для которых выполнение однотипных  упражнений есть прием релаксации, средства временного отстранения от  решения сложной задачи.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О формировании вычислительных навыков

Статья о  формировании вычислительных навыков...

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах общеобразовательной школы

Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления актив...

Использование занимательных технологий в формировании вычислительных навыков у школьников с интеллектуальной недостаточностью

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии  и  способностью учащегося, - одна из наиболее важныхв теории специальной педагогики и практики школы...

формирование вычислительных навыков на уроках математики

Самообразование учителя. Цель данной работы: выявление значения устных упражнений как одного из  наиболее эффективных средств формирования устных вычислительных навыков учащихся 5-9  классов...