Пути формирования у учащихся 5 классов УУД на уроках математики
учебно-методический материал по математике (5 класс) на тему

Данный материал поможет при подготовке к урокам в 5 классе по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути формирования у учащихся 5 классов УУД на уроках математики

Введение

Актуальность темы. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

Введение ФГОС общего среднего образования диктует необходимость формирования универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Они формируются в рамках всех образовательных областей, в том числе на уроках математики. Это определило актуальность и выбор темы.

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Противоречия. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования может обостриться противоречиями, требующими своего разрешения:

  • это противоречие между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС, и недостаточным уровнем их профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС второго поколения;
  • это противоречие между требованиями ФГОС и отсутствием программ.

В связи с вышеперечисленными противоречиями назревает профессиональная проблема: как формировать универсальные учебные действия в курсе изучения математики 5 класса?

Задачи: 

  1. Выбор тем для формирования конкретных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.
  2. Выбор форм и методов для формирования универсальных  учебных действий.
  3. Разработать КИМы в соответствии с ФГОС.


Механизм формирования у учащихся 5-х классов универсальных учебных действий на уроках математики

Целевой

компонент

  1. Дать представление о системе счисления.
  2. Научить читать числовые и буквенные выражения.
  3. Научить читать геометрические рисунки и понимать символику.
  4. Научить производить вычисления с натуральными числами.
  5. Сформировать навык работы с формулами.
  6. Научить решать задачи на сложение и вычитание натуральных чисел арифметическим способом

Содержательный компонент

Технологический компонент

Результативный компонент

Формы

Методы

§ 1

Десятичная система счисления

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД:

осуществлять постановку целей учебной деятельности;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; 

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

§ 2

Числовые

и буквенные выражения

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

 строить логические рассуждения;

переформулировать условие, извлекать необходимую информацию;

находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятиям;

структурировать, выделять главное и второстепенное в тексте задачи.

выполнять ознакомительное, изучающее, усваивающее виды чтения.

Регулятивные УУД:

ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную; планировать пути достижения цели;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

а также:

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

работать в группе, устанавливать рабочие отношения,

задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и в сотрудничестве с партнером

§ 3

Язык геометрических рисунков.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 4

Прямая. Отрезок. Луч.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 5

Сравнение отрезков. Длина отрезка.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 6

Ломанная.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 7

Координатный луч.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Контрольная работа № 1

Индивидуальная работа.

Умение самостоятельно ставить цель, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем

§ 8.

Округление натуральных чисел.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД:

осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

§ 9.1.

Прикидка результата действия

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 10

 Вычисления с многозначными числами.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Контрольная работа №2

Индивидуальная работа.

Умение самостоятельно ставить цель, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем

§11

Прямоугольник

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

ставить проблему,

аргументировать её актуальность;

использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Регулятивные УУД:

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок;

основам саморегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

контролировать действие партнёра;

основам коммуникативной рефлексии.

§12

Формулы

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 13

Законы арифметических действий

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 14

Уравнения

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 15

Упрощение выражений

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 16

 Математический язык

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД: 

анализировать и осмысливать текст задачи;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определения понятиям;

строить логическое рассуждение; основам ознакомительного, изучающего и поискового чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Регулятивные УУД: 

осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

планировать пути достижения целей;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД:

владеть устной и письменной речью;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения;

учитывать разные мнения;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,  мыслей, мотивов и потребностей,

отображать в речи содержание совершаемых действий.

§ 17

 Математическая модель.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Контрольная работа №3

Индивидуальная работа.

Умение самостоятельно ставить цель, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия: учитель математики, классный руководитель.

2. Научно-методические условия: 

  1. Зубарева, И.И. Математика – 5: Учебник / И.И. Зубарева,                А.Г. Мордкович. - М. : Мнемозина, 2011. – 264 с.
  2. Зубарева, И.И.: Математика – 5-6 классы : Методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М. : Мнемозина, 2008. - 104 с.
  3. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя, педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 г. № 21)

3. Материально-технические условия:

ТСО: Математика. 5 класс : Универсальное мультимедийное пособие к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича. Издательство «Экзамен», компьютер, проектор, интерактивная доска.

Раздаточный материал: карточки, геометрические фигуры.

4. Нормативно-правовые условия:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  (2012 г.)
  2. ФГОС ОО (2011 г.)
  3. СанПиН (2010 г.).

5.Информационные условия:

  1. Зубарева, И.И. Математика – 5 : Самостоятельные работы /                     И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, М.Н. Шанцева. - М. : Мнемозина, 2011. - 143 с.
  2. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / автор- сост. Н.Е. Кордина / Волгоград : Учитель, 2011. – 154 с.
  3. Тульчинская, Е.Е. Блицопрос, математика - 5 класс / Е.Е. Тульчинская. - М. : Мнемозина, 2008.- 112 с.
  4. Интернет-ресурсы:                                                                  http://collection.edu.yar.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/;                                                                              http://free-math.ru/publ/zanimatelnaja_matematika/olimpiadnye_zadachi/8;
  5. Журнал «Математика в школе» и его приложение «1 Сентября»  

6. Организационные условия:

  1. Разработка тематического планирования с учетом требований ФГОС
  2. Разработка планов – конспектов уроков
  3. Разработка контрольно-измерительных материалов.


Приложение 1

Примеры заданий, формирующих УУД.

Задания

УУД

Найди выражения, значения которых равны:

Познавательные УУД

(128+57)*36;

43*25+62*25;

(1355-955)*68;

(43+62)*25;

1355*68-955*68;

128*36+57*36.

Объясни, как ты их искал

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) запиши это свойство в виде равенства;

в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c=a*c+b*c.

Сделай вывод.

Поиск и выделение необходимой информации;

анализ с целью выделения общих признаков;

синтез, как составление целого из частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Пути формирования познавательных интересов у школьников на уроках математики"

Результат учебной деятельности- это изменение самого ученика, его развитие. задача учителя - научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, непохожими друг на друга з...

Использование методов интерактивного обучения для формирования компетентностей учащихся с ОВЗ на уроках математики

P { margin-bottom: 0.21cm; } Современный урок пронизан духом творческой непредсказуемости. А школа, как и культура, питается талантами. От профессионализма учителя, его компетентности зависит не ...

Пути формирования у учащихся 5 классов УУД на уроках математики

В 2013-2014 учебном году в основной школе вводятся "Стандарты нового поколения" .  Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на исполь...

Сборник дидактических материалов для оценки и формирования у учащихся информационной компетенции на уроках математики

Содержание разработки:Сборник дидактических материалов по математике для 7, 8, 9, 10, 11 классов для формирования у учащихся информационной компетенции.УМК уроков математики по использованию дидактиче...

Сборник дидактических материалов для оценки и формирования у учащихся информационной компетенции на уроках математики

Содержание разработки:Сборник дидактических материалов по математике для 7, 8, 9, 10, 11 классов для формирования у учащихся информационной компетенции.УМК уроков математики по использованию дидактиче...

Формирование личности учащихся лингвистическими средствами на уроках математики и во внеурочной деятельности

выступление на городском семинаре "Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности"...

Доклад на тему: «Формирование у учащихся вычислительных навыков на уроках математики»

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.Проблема в изучении математики нарастает постепенно, как снежный ком....