Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе
статья по математике на тему

Современная школа призвана воспитывать учащихся, социально адаптированных к будущей жизни, и при этом создавать комфортные условия для получения образования. Не бывает двух одинаковых ответов, как нет двух абсолютно одинаковых детей. Учителю зачастую трудно быть объективным. Проблема оценивания деятельности учащихся была и будет всегда актуальной. Одним из важных аспектов оценивания является самооценка учащихся собственной урочной деятельности.

На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации роли учителя в оценочной деятельности обучающихся. По мере развития педагогики роль и функции в плане оценки меняются. Сегодня на первый план выдвигаются следующие функции:

- создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

- стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели;

- обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы;

- создания ситуации успеха для каждого ребенка,

- поддержание общего позитивного эмоционального фона;

- проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе»

Современная школа призвана воспитывать учащихся, социально адаптированных к будущей жизни, и при этом создавать комфортные условия для получения образования. Не бывает двух одинаковых ответов, как нет двух абсолютно одинаковых детей. Учителю зачастую трудно быть объективным. Проблема оценивания деятельности учащихся была и будет всегда актуальной. Одним из важных аспектов оценивания является самооценка учащихся собственной урочной деятельности.

На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации роли учителя в оценочной деятельности обучающихся. По мере развития педагогики роль и функции в плане оценки меняются. Сегодня на первый план выдвигаются следующие функции:

- создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

- стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели;

- обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы;

- создания ситуации успеха для каждого ребенка,

- поддержание общего позитивного эмоционального фона;

- проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя. Педагогу важно, чтобы учащийся был субъектом в выборе индивидуального маршрута в рамках данной темы, данного курса; важно, чтобы учащийся был более активен в планировании своей деятельности и даже, в определенных рамках, мог совершенствовать - систему оценивания.

  1. Оценка уровня достижений учащихся: проблема создания современного инструментария.

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат. Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:

- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;

- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;

- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.

Исследования ряда работ ученых позволяют сделать вывод о том, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. В настоящее время совершенно четко проявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

В настоящее время в педагогической практике отдельные образовательные учреждения все чаще создают свои собственные оценочные шкалы.

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности - в поисках источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.

Компетентности как формируются, так и проявляются в деятельности и этим отличаются от других результатов образования, например, от знаний, умений и навыков, для формирования и оценки которых в российской школе накоплен огромный арсенал традиционных методик.

Уровни сформированности компетентностей выделены в соответствии с возрастом учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности ученика или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень ученик осваивает в начальной школе, второй - в 5-7-х классах, третий - в 8-9-х классах, четвёртый - на старшей ступени.

Требования к уровню сформированности компетентностей конкретизированы в критериях для оценки и задаются к группе умений. Разработанные критерии предназначены для бинарной оценки (да/нет). Требования и критерии оценки представлены в форме таблиц и позволяют дать качественную оценку уровня сформированности компетентностей учащихся при проектной деятельности.

На наш взгляд, в настоящее время работа над созданием методик и инструментария для объективной оценки уровня сформированности ключевых компетентностей является приоритетной. Однако широкий спектр проблем, которые необходимо будет решить в связи с этим, потребует значительной теоретической проработки и экспериментальной проверки, а, следовательно, и значительных временных затрат.

2. Примеры авторских систем, оценивая достижений учащихся.

 Авторская система оценивания учащихся на уроках математики

Цель: создание системы оценивания учащихся, адекватной современным направлениям модернизации образования

Задачи:

Создать систему оценивания:

- направленную на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке;

- дающую возможность учитывать действительную динамику учения и обучения учащихся;

- ориентированную на индивидуальную, проектную, опытно -экспериментальную, творческую работу учащихся.

Основополагающие принципы:

1. Принцип положительной установки

Очень важна позитивная педагогическая оценка любого результата - адресная похвала при хорошем результате и перспективная, направленная на будущий успех оценка при плохом . При этом необходимо искренне верить в потенциал каждого ребенка, в обязательную положительную динамику его достижений.

2. Принцип комплексного оценивания

При текущем контроле необходимо оценивать не только фактические знания, но и поощрять личностные достижения учащихся, оценивать образованность ребенка по результатам его собственного продвижения, способствовать развитию рефлексивных умений и самооценки учащихся .

3. Принцип непрерывности

Оценивание не должно быть дискретным, три оценки по предмету не отражают динамики обученности. Поэтому необходим постоянный, непрерывный контроль, позволяющий не выпадать из образовательного процесса слабым учащимся и быть в постоянном мотивационном тонусе отличникам.

Инновационный метод оценивания - Метод накопительного балла

Суть метода:

На каждом уроке в отдельном «Листе накопления баллов» каждому учащемуся выставляется на отдельных этапах урока баллы.

Таким образом, за урок есть возможность получить до 8 баллов. Тема делится на разделы. Итоги подводятся по целому разделу (8-10 уроков) по общей сумме баллов. При этом всегда выявляются лидеры, что стимулирует дополнительное соревновательное настроение между сильными учащимися. Слабые учащиеся стараются чаще поднимать руку на уроке, участвовать в обсуждении, ведь баллом на этапе изучения новой темы оценивается не только правильное мнение, но и любое предположение.

Анализ устного ответа учащегося:

Устный ответ по параграфу с последующей рецензией ответа другим учащимся - обязательный компонент учебного процесса. При этом педагогическое воздействие носит характер сотрудничества.

Рецензент оценивает ответ по плану:

1) полнота ответа (если ответ неполный, то дополняет его)

2) точность ответа (если были ошибки или неточности в ответе исправляет их)

3) логичность ответа (умение строить план ответа, делать выводы по параграфу).

После рецензии учащийся называет свою оценку ответу. Как правило, она оказывается объективной. Почти в 90% случаях я соглашаюсь с поставленной оценкой, высказывая лишь похвалу или надежду на лучший ответ в дальнейшем. Оценивание письменных работ (тестов, самостоятельных, контрольных) проводится также по сумме баллов за каждое задание. В соотношении с максимальным баллом учащийся сам анализирует свой результат (90-100% оценка «5», 75-90% оценка «4», 60-75% оценка «3», ниже - оценка «2»).     Таким образом, реализуются все принципы оценивания, система становится прозрачной для учащихся и повышается ее объективность. Растет роль самооценки личностных достижений, прослеживается динамика и тенденция по каждому учащемуся.

Заключение

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным, интегрирующем фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом. При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. В общем, система оценивания и самооценивания - это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе учебной деятельности.

Формирование ключевых компетенций, т.е.  способность применять знания в реальной жизненной ситуации является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Как при разработк...

Оценка уровня достижения информационно-коммуникационной компетенции учащихся 8А класса. Кл. руководитель: Нехорошева Н.В.

Оценка уровня достижения информационно-коммуникационной компетенции учащихся 8А класса. Кл. руководитель: Нехорошева Н.В....

Приказ № 790-0 Об участии специалистов образовательной организации в процедуре оценки предметных и методических компетенций учителей Нефтеюганского района

Приказ № 790-0  Об участии специалистов образовательной организации  в процедуре оценки предметных и методических    компетенций учителей Нефтеюганского района...

Приказ № 790-0 Об участии специалистов образовательной организации в процедуре оценки предметных и методических компетенций учителей Нефтеюганского района

Приказ № 790-0  Об участии специалистов образовательной организации    в процедуре оценки предметных и методических   компетенций учителей Нефтеюганского района...