Использование игровых методов на уроках математики для развития творческих способностей школьников к изучению предмета
материал по математике (5 класс) по теме

Математика в школе является основным учебным предметом. Школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе.

С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается познавательный интерес учащихся к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным» - сказал Б.Паскаль.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональная творческая конференция школьников

«Елабужский Парнас»

Секция: Методическая шкатулка: творческие проекты учителей

Использование игровых методов на уроках математики для развития творческих способностей школьников

к изучению предмета

(обмен опытом в области математики развития

творческих способностей учащихся)

                                                  Автор: Малкова Елена Сергеевна,

                                                 МБОУ «Средняя общеобразовательная                                                                                                                                                                                                       школа № 8» ЕМР РТ учитель математики,

                    высшей категории

Елабуга, 2017 год

Математика в школе является основным учебным предметом. Школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес.

С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается познавательный интерес учащихся к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным» - сказал Б.Паскаль.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

Для учащихся нестандартный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в «ситуацию успеха», что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и воспитывает ребенка.

Применяя на практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны и учителя, и ученика. Это одна из форм активного обучения.

В своей работе применяю разнообразные нестандартные уроки: урок – конференция, урок – соревнование, урок – игра, урок творчества, урок – зачет, урок – путешествие, урок – тренажер, урок – лекция, урок – аукцион, урок – творческий отчет.

Уроки творчества - это уроки составления и решения задач. Ценность составления задач учащимися состоит в том, что:

а) присутствует элемент исследования решения;

б) устанавливается связь между всеми видами задач;

в) легко обозрима система задач по теме;

г) присутствует элемент творчества.

Составление задач по готовым чертежам применяю в основном на уроках геометрии, где почти каждое высказывание и каждый ответ на поставленный вопрос – это собственное видение проблемы и ее обоснование.

Уроки творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить объём решаемых задач, повышают интерес к изучению математики.

Накопленный опыт проведения нестандартных уроков убеждает в том, что цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать учеников, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся и класс становится творческой лабораторией. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая и исследовательская деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряженность, свойственная обычным урокам, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Игры на уроках математики

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Немаловажная роль в развитии творческих способностей учащихся отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

В процессе игры  у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Правила игры разрабатываю с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности детей, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

В своей работе использую различные игры: деловые игры «Строитель» (тема «Площади многоугольников»), «Конструктор» (тема «Симметрия в природе и технике»); соревнование художников (тема «Координатная плоскость»), числовой фейерверк (тема «Арифметические действия с обыкновенными дробями») и другие.

Занимательные игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к урокам математики; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.

Характеризуя интерес как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание - это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т. д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному, все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса. Классическая педагогика прошлого утверждала – « Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям - в этом задача учителя, формирующего познавательный интерес.

Подбор игр должен осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, уровнем их подготовленности и в соответствии с целями и задачами урока. Игры можно использовать на разных этапах урока, эффективны уроки-путешествия. Выделяют также условия формирования познавательного интереса, а именно: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе.

Познавательный интерес к математике формируется и развивается в процессе учения. Главная цель учителя заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом. А успешно осуществлять данную цель можно не только на уроках, но и во внеклассной работе по математике.

В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы:

- актуальность дидактического материала;

- коллективность;

- соревновательность.

Рассмотрим некоторые игровые моменты на уроках (из опыта работы учителя).

Презентация 1

Филворды «Занимательная математика»

Филворды, также известные как венгерские кроссворды - представляют собой головоломки, в которых требуется найти все слова вписанные в квадратную сетку. На первый взгляд буквы вписаны хаотично, но на самом деле все они являются частью слов.

Слова могут изгибаться в любую сторону под прямым углом, но не пересекаются друг с другом.

Разгадывание кроссвордов - это прекрасное средство для повышения эрудиции, сообразительности, расширения кругозора, тренировки памяти и логического мышления.

Презентация 2

Игра «Фразеологическая математика».

Презентация 3

Шаблон игры по математике и любым другим предметам.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра по математике РИТМ любой класс любой предмет

Слайд 2

Что такое РИТМ ? Р – решаем И – играем Т – творчески М - мыслим

Слайд 3

Правила Каждый играет за себя Ответы записываются в бланке ответов За правильно решенное задание – 1 балл Задания выбирают по очереди Выигрывает тот, кто набрал больше всего баллов

Слайд 4

Математика ум в порядок приводит 12 3 22 13 23 14 24 15 25 16 26 27 17 18 4 5 6 7 8 9 1 2 11 Подведём итоги!!! 10 19 20 21

Слайд 5

Задание Какие сказочные персонажи А.С. Пушкина прожили вместе «тридцать лет и три года»? Ответ: Старик и старуха

Слайд 6

Задание Математики урок. Только прозвенел звонок, Мы за партами, и вот Начинаем устный... Ответ: С чет

Слайд 7

Задание Один ученик писал о себе: «... Пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на второй, на ногах десять ...» Почему он такой уродливый? Ответ: Ученик после слова «двадцать» не поставил двоеточие

Слайд 8

Задание СИЛА → Л _ _ _ (Героиня многих басен И.А. Крылова.) Ответ: Лиса

Слайд 9

Задание Длинноногий фигурист Исчертил тетрадный лист! Что ни танец - то кружок! Как зовут его, дружок? Ответ: Циркуль

Слайд 10

Задание Не только русская мера веса, но и персонаж «Золотого телёнка». Ответ: Фунт

Слайд 11

Задание В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет 2 человека, на втором 4 человека, на третьем 8 человек, на четвертом 16, на пятом 32 и так далее. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? Ответ: Кнопка первого этажа

Слайд 12

Задание Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. Ответ: Произведение

Слайд 13

Задание Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа? Ответ: Одинаково

Слайд 14

Задание Есть он острый, но не нос. Есть прямой, но не вопрос. И тупой есть, но не ножик. Это что таким быть может? Ответ: Угол

Слайд 15

Задание У этой «народной» русской сказки автор всё-таки есть - Владимир Иванович Даль. Что это за сказка, героиней которой является домашняя птица? Ответ: «Курочка-Ряба»

Слайд 16

Задание ТОВАР → А _ _ _ _ (Создатель литературного произведения.) Ответ: Автор

Слайд 17

Задание Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился? Ответ: Ноль

Слайд 18

Задание Сколько месяцев в году имеют 28 дней? Ответ: Все месяцы

Слайд 19

Задание Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть? Ответ: Это были дед, отец и сын

Слайд 20

Задание Какой знак нужно поставить между 4-мя и 5-ю, чтобы результат оказался больше 4-х и меньше 5-ти? Ответ: Запятую

Слайд 21

Задание Как по-татарски будет «обувь»? Ответ: Башмак

Слайд 22

Задание Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? Ответ: Нет, так как через 72 часа снова будет полночь

Слайд 23

Задание Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? Ответ: 15 градусов

Слайд 24

Ура! Ура! Ура! Отдыхаем!!! А кто выбрал этот номер получает + 1 балл

Слайд 25

Ура! Ура! Ура! Отдыхаем!!! А кто выбрал этот номер получает - 1 балл

Слайд 26

Ура! Ура! Ура! Отдыхаем!!! А кто выбрал этот номер получает тоже отдыхает

Слайд 27

Ура! Ура! Ура! Отдыхаем!!! А кто выбрал этот номер получает +2 балла

Слайд 28

Кто же выиграл ???

Слайд 29

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ http://www.playcast.ru/uploads/2015/08/25/14812664.png http://realblancos.com/_nw/44/53730769.jpg http://zdjecia.nurka.pl/images/media2.mojageneracja.pl-oieieoqutr-mediuml1qsjf514bdc27fbba9cf18467.jpg http://open.az/uploads/posts/2010-10/1287806995_x_9348fcca.jpg http :// liubavyshka . ru /_ ph /54/2/239501991. gif ?1448812665 http :// img 1. liveinternet . ru / images / attach / c /4/80/697/80697383_ lign 5. gif https://cs7052.vk.me/c7004/v7004671/a9d3/rfQLe5zvfPQ.jpg Автор шаблона неизвестен


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Фразеологическая математика»

Слайд 2

Привет! В данной игре предлагаю совместить математику и русский язык. Необходимо вместо многоточия вставить числа в известные фразеологизмы . Для этого выбирай один из трёх ответов. Если ответ будет верным, то будет нарисована цифра и можно переходить к следующему заданию. Удачи!  

Слайд 3

Куда угодно, куда захочется – на все ... стороны. три четыре две 

Слайд 4

О том, кто ещё очень мал – от горшка … вершка. два три четыре 

Слайд 5

Очень дальняя родня – … вода на киселе. десятая пятая седьмая 

Слайд 6

Что-то лишнее, ненужное – ... колесо в телеге. седьмое третье пятое 

Слайд 7

Очень горько плакать – плакать в ... ручья. три два четыре 

Слайд 8

Не столь важно, совершенно несущественно – дело ... седьмое десятое девятое 

Слайд 9

Выгонять решительно, быстро, без промедления – гнать в … шеи . три две четыре 

Слайд 10

Очень глуп – у него всего ... извилины. три две четыре 

Слайд 11

Наивысший подъём, взлёт – ... вал. пятый девятый десятый 

Слайд 12

Для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: у него … пятниц на неделе. шесть восемь семь 

Слайд 13

Выражение недовольства по поводу чего-либо повторяющегося и надоевшего – опять ... пять двадцать пять с орок пять 

Слайд 14

О том, с кем постоянно случаются всякие неприятности – ... несчастья. т ридцать три сорок четыре сорок три 

Слайд 15

Не общаясь, не выходя из дома – жить в ... стенах. трёх пяти четырёх 

Слайд 16

Информационные источники Логотип ТМ Технологический приём «имитация» Рука с карандашом Фразеологизмы Перо с чернильницей Заблудиться в трёх соснах Н ужна как собаке пятая нога Цифры, рамка и управляющие кнопки созданы средствами программы Power Point Звуки авторские, записаны и обработаны с пом о щью программы Audasity  