Технология уровневой дифференциации обучения (Д. Дьюи)
материал по математике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Атабиева Мадина Ибрагимовна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_urovnevoy_differentsiatsii_obucheniya.docx616.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технология уровневой дифференциации обучения (Д. Дьюи)

Х. И-Г. Атабиева учитель математики

https://cf.ppt-online.org/files/slide/e/eD594il6MmpaSYcPBgI7jKvNrqsOtxhdwUbQ8z/slide-20.jpghttps://cf.ppt-online.org/files1/slide/5/5ML8mQSrOepnD792YlPiFxtzwaoqj4kZdv0TsABNuh/slide-16.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/045e/0005829d-f462b3d2/img6.jpg

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение это:

1)       форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств 'гомогенная группа);

2)       часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) -это:

1)  создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2)   комплекс методических, психолого-педагогических и организационноуправленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

-   по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);

-   по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

-  по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

-   по уровню умственного развития (уровню достижений);

-   по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

-   по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Классификационные параметры

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: информационная, 1) ЗУН + 2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая с ограниченной ориентацией на личность, проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп - «репетитор».

По организационным формам: все формы.По подходу к ребенку: все виды.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования.

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

•  Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

дифференцированного обучения».

http://900igr.net/datas/pedagogika/Differentsirovannoe-obuchenie/0011-011-Etapy-organizatsii-differentsirovannogo-obuchenija.jpg 

http://900igr.net/datas/pedagogika/Differentsirovannoe-obuchenie/0011-011-Etapy-organizatsii-differentsirovannogo-obuchenija.jpg

Классификационные параметры

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: информационная, 1) ЗУН + 2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая с ограниченной ориентацией на личность, проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп - «репетитор».

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: все виды.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования.

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

•  Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Обеспечение активности учебного процесса; изменение учебной и познавательной активности учеников в лучшую сторону; повышение обучаемости, эффективности усвоения и актуализации знаний; развитие коммуникативных навыков; воспитание чувства коллективизма и сотрудничества.

Разделение класса по уровням:

  • Умственного развития;
  • Личностно-психологическим типам;
  • Уровню здоровья.

Разделение учебного материала по каждой теме на несколько этапов.

Ознакомление детей с учебным материалом на базовом уровне на первом этапе, проработка этого материала всеми учащимися. Это задания на непосредственное применение правил, теорем, определений, алгоритмов, не требующие преобразований усвоенных знаний.

На втором уровне решаются задачи, требующие применение усвоенных знаний в нетиповой ситуации. Ученик, комбинируя приемы решения задач, выбирает соответствующий способ деятельности. Это комбинированные задачи, требующие применение различных элементов знаний первого уровня.

Задачи третьего уровня требуют от ученика применения знаний в новой для него ситуации, в конструировании новых для ученика систем, используя смекалку, сообразительность, интуицию. Деятельность ученика приобретает поисковый характер.

Выбор программы предоставляется каждому ученику.

3. Заключительная часть:

    - сообщение о результатах работы в группе;

    - общественный анализ выполнения заданий группами, рефлексия;

    - получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи;

    - дополнительная информация учителя на группу.

1.Повышения мотивации учения.

2.Уменьшение нагрузки на детей, не владеющих высоким уровнем подготовки.

3.Получение каждым учеником необходимого содержания обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...

Использование технологии уровневой дифференциации обучения аттестуемым педагогическим работником в практической деятельности.

Представлены цели и описание порядка использования технологии уровневой дифференциации....

Методическая разработка на тему «Использование технологии уровневой дифференциации обучения при формировании у школьников способов самостоятельной работы при решении физических задач»

Материалы на областной конкурс «Мастерская управленческого и педагогического опыта: дифференциация обучения в основной школе»...

Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова

Применение в образовательном процессе педагогическойтехнологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова...