Проблемные ситуации на уроках математики
презентация к уроку по математике на тему

Семенова Евгения Владимировна

проблемные ситуации на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_situatsii_na_urokah_matematiki.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемные ситуации на уроках математики

Слайд 2

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей

Слайд 3

Уровни проблемного обучения : 1 уровень – ученик усваивает приёмы логического мышления репродуктивным методом, следуя образцу рассуждения учителя ; 2 уровень – учитель создаёт проблемную ситуацию, указывает на проблему и вовлекает их в совместный поиск путей её решения и в процесс самого решения; 3 уровень – учащиеся формулируют аналоговую неполнозначную проблему и анализируют её вместе с учителем, совместно выдвигают предположения и обосновывают гипотезу, а доказывают и проверяют решения самостоятельно, решаются познавательные задачи; 4 уровень – наличие любых типов проблем и полная самостоятельность в их решении.

Слайд 4

Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов: оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания; отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни; учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах; личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка

Слайд 5

Проблемное обучение, в первую очередь, включает в себя создание проблемных ситуаций

Слайд 6

Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки Решаются задачи с несформулированным вопросом с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения.

Слайд 7

«Обманные задачи» Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы. Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника. Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 75°. Найдите углы треугольника. Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба.

Слайд 8

«Обманные задачи»: 7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной». Проверьте решение уравнения: (5х+ 8)  2 – 3 = 19 10х + 16 – 3 = 19 10х = 19 – 16 – 3 10х = 0 х = 0 Естественно при проверке выясняется, что ответ неверный.

Слайд 9

Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий 7 класс. Темы: «Построение треугольника по трем элементам», «Неравенство треугольника». Предлагаю ученикам построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами: а) 5см; 6см; 7см; б) 9см; 5см; 6см; в) 1см; 2см; 3см; г) 3см; 4см; 10см. Вывод: построить треугольник в последних двух случаях не удается. Возникает проблема : «При каких же условиях можно построить треугольник, т. е. каково условие существования треугольника»? Чертежи, полученные учащимися при решении этой задачи дают возможность легко сделать вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон».

Слайд 10

Создание проблемных ситуаций через решение задач на сравнение и внимание 8кл. Тема «Осевая и центральная симметрия». а) Какие из следующих букв имеют центр симметрии: А, О, М, Х, К ? б) Какие из следующих букв имеют ось симметрии : А, Б, Г, Е, О, F?

Слайд 11

Создание проблемных ситуаций через решение задач на сравнение и внимание Задачи на внимание 5-8 классы У Гарри Поттера есть волшебные очки, в которых он видит все зеленое - белым, а все белое - зеленым. Гарри посмотрел через эти очки на прямоугольник, изображенный справа. Что он увидел?

Слайд 12

Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному 7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения» Вычисляем: (2  5)²= 2²  5² = 100 (5 : 6)² = 5² : 6² = 25 : 36 (3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25 Попробуйте сосчитать по-другому. ( 3 + 4)² =7² = 49 Проблемная ситуация создана . Почему разные результаты? ( 3 +4)² ≠ 3² + 4²

Слайд 13

Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий 5кл. Тема «Длина окружности». Ещё древние греки находили длину окружности по формуле C = *d. d – диаметр окружности. Вопрос : что же такое ? 1. Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу: 2. Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в табл. 3. Найдите значение , как неизвестного множителя. Исследование проведено. Проблема решена. С1 С2 С3 С сред. Д

Слайд 14

Создание проблемных ситуаций через использование занимательных задани й 7 кл. Тема: «Формулы сокращённого умножения» Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать её, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали не только основание, но и её показатель. Экспертам удалось узнать основание степени. Это число 597. Но каким был показатель не говорят. После очередного допроса преступники сказали, что показатель степени является корнем уравнения ( 2y +1) 2 – 4y 2 =9 y = 2 597 2 = (600 – 3) 2 =600 2 -2 х 600 х 3 + 3 2 = 360000 – 3600 + 9 =356409

Слайд 15

Создание проблемных ситуаций через решение задач , связанных с жизнью 8кл. Тема «Площадь прямоугольника». Родители решили поменять входную дверь и заказали в фирме изготовить металлическую дверь. Им предоставили платёжный документ, в правильности которого папа усомнился, а именно в стоимости покраски двери. Попросил своего сына самому рассчитать стоимость данной работы. Проблемная ситуация : нужно знать площадь двери (площадь прямоугольника) . Причём норма краски на 1 кв.м и стоимость работы покраски 1кв.м даны в документе.

Слайд 16

Задача арабского математика XI в На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной 30 локтей, другой – 20 локтей. Расстояние между их основаниями – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней разом и достигли её одновременно. На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?

Слайд 17

Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий . 9 кл. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии» Изучение вопроса о сумме n–первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?” Проблемная ситуация: как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел? Решение проблемы (1 + 100)  50 = 5050 Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.

Слайд 18

Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи Пример№1.8кл.Тема:«Квадратные уравнения» Решить уравнение 3х 2 + 2х – 1 = 0 , используя различные способы. 1 способ . По общей формуле . D = b 2 – 4ac; D = 4 + 12 = 16 = 4 2. . Ответ: -1; 1/3. 2способ. По формуле с чётным коэффициентом b . D 1 = ( b/ 2) 2 – ac; D 1 = 1 + 3 = 4 = 2 2. Ответ: -1; 1/3. 3 способ. По теореме Виета 4 способ . Из условия , если а + с = b, то х 1 = - 1; х 2 = - с / а 5 способ . Выделение полного квадрата. 6 способ . Разложение на множители способом группировки 7 способ . Графический. 8 способ . Приведение к виду ( f( x) ) 2 = ( g(x) ) 2 .

Слайд 19

(= = - = -2 (=( == = 2 Определение степени с рациональным показателем. Проблема: почему разные ответы.

Слайд 20

Решите систему уравнений: Подсказка №1. = 3∙ Подсказка №2. Умножить первое уравнение на (-2) и сложить со вторым Подсказка №3 . Выразить из первого уравнения или и подставить во второе уравнение Подсказка №4 Заменить дроби и другими буквами

Слайд 21

Найдите ошибки в решении системы уравнений. Ответ:(-1,25; - 3). + 11y = -33 y = -3 ∙ (-2 )

Слайд 22

Найти соответствие между системой уравнений и парой чисел, которая является её решением При правильно выбранном соответствии пара клавиш окрашивается в одинаковый цвет. Нажмите на клавишу изображением ладони

Слайд 23

Тема: БАЙКАЛ -2 5 8 -1/2 -2/3 -10 -10 3 -10 1 3 8 0,2 + - * : - : -7 - М 3 - А -10 - Й 1 - К 8 - Л 0,2 - Б 20 - Е

Слайд 24

Из четырёх треугольников и квадрата составьте квадрат. c b a c Для 1 команды c c а-b а-b Для 2 команды

Слайд 25

c a a a a b b b b c c c a + b

Слайд 26

a -b a a a a b b b b c c c c

Слайд 27

Запишите площадь полученной фигуры (a+b) 2 =4  ab + c 2 a 2 +b 2 +2ab = 2ab + c 2 a 2 +b 2 = c 2 Доказательство Пифагора c 2 = 4  ab + (a -b) 2 c 2 = 2ab + a 2 - 2ab + b 2 a 2 +b 2 = c 2 Доказательство индийского математика Бхаскары (труд «Венец науки»)

Слайд 28

Разбейте эти задачи на 2 группы. 7 x 4 12 5 h S=? S=30 S - ? 2 1 x-? 4.8 8 6 6 h=6 S=24 5 d- ? 3 4 12 h  1=60 0 3 1 S=? 10 6 Р=? Тема: Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции .

Слайд 29

1 группа(можем решить): 1, 3, 5 2 группа(пока не можем решить): 2, 4, 6 Почему не можем решить задачи из 2-ой группы?

Слайд 30

Практическая работа . Исследование взаимного расположения графиков линейных функций. Учитель утверждает , что графики функций y = 2x+5 и y = 2x-3 параллельны, а y = 2x+5 и y = - 6x+5 пересекаются в т (0;5). Верно ли это? Проблема : выяснить как зависит взаимное расположение графиков линейных функций от коэффициентов k и b.

Слайд 31

Сильные стороны проблемного обучения Способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Обеспечивает более прочное усвоение знаний; Развивает аналитическое мышление. Ориентирует на комплексное использование знаний. Приучает учащихся, сталкиваясь с противоречиями, разбираться в них, искать решение.

Слайд 32

Слабые стороны проблемного обучения Значительно больший расход времени на изучение учебного материала; Слабая эффективность при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт); При изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.

Слайд 33

Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками. Предлагать практические исследовательские задания. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос. Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта. Использовать тесты с выбором правильного ответа.

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики

Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...

Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....

Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

В данной работе рассматриваются различные способы создания проблемных ситуаций на уроках математики...

Мастер класс "Создание проблемной ситуации на уроках математики"

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке....

Создание проблемных ситуаций на уроках математики

Творческая работа с презентацией...

Моделирование проблемной ситуации на уроке математики на ступени основного общего образования в контексте ФГОС

Сегодня, в связи с изменениями ценностных ориентиров российского общества, образование оказалось перед необходимостью кардинальных перемен.В этой статье я предлагаю свой взгляд на решение этой п...

Мастер-класс "Проблемные ситуации на уроках математики"

Презентация подготовлена для проведения мастер-класса по теме "Проблемные ситуации на уроках математики". Мастер-класс проводился для учителей школы....