Статья для участия в педагогических чтениях к 100 - летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. " Как не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул?"
статья по математике на тему

Макарова Людмила Ивановна

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. Сегодняшние педагогические чтения, говорят о том, что наследие педагога:  методические труды, исследования, рассказы, педагогические советы актуальны и востребованы в современной системе образования и воспитания детей.
 Творчески работающий учитель и воспитатель, раз за разом обращается к трудам Сухомлинского, находя идеи и советы, помогающие строить процесс обучения и воспитания так, чтобы  не заглушить у детей интерес к учебе, а стимулировать познание и разностороннее развитие.  Важно не "задушить" ребенка потоком знаний, не погасить желание познавать, мыслить, исследовать. Для меня эти мысли педагога очень близки и служат руководством в проведении моих уроков математики.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ne_prevratit_rebenka_v_hranilishche_znaniy.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Как не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул?
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. Сегодняшние педагогические чтения, говорят о том, что наследие педагога:  методические труды, исследования, рассказы, педагогические советы актуальны и востребованы в современной системе образования и воспитания детей.
Творчески работающий учитель и воспитатель, раз за разом обращается к трудам Сухомлинского, находя идеи и советы, помогающие строить процесс обучения и воспитания так, чтобы
 не заглушить у детей интерес к учебе, а стимулировать познание и разностороннее развитие.  Важно не "задушить" ребенка потоком знаний, не погасить желание познавать, мыслить, исследовать. Для меня эти мысли педагога очень близки и служат руководством в проведении моих уроков математики.
Суть обучения, по мнению Сухомлинского, в том, чтобы заинтересовать, удивить, заставить откликнуться, поощрять к мышлению, рассуждению, поиску правильных ответов.

 Я считаю, что современный  системно-деятельностный  подход в обучении включает в себя именно эти принципы. « Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями»,- писал Василий Александрович.
Это ли не призыв к конструированию уроков нового типа, где ребенок не объект обучения, а участник процесса, добытчик знаний, исследователь? Читая многие цитаты Сухомлинского В.А. , я вижу современность и актуальность его мыслей, ставлю перед собой вопросы, нахожу ответы, применяю его идеи на практике.
Как же лично я отвечаю на вопрос: «
Как не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул?». Помня слова Сухомлинского: «Мышление начинается с удивления!», я строю свои уроки так, что бы толчком к познанию у моих учеников было удивление, проблемная ситуация. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания ( развитие предметных УУД), но и самого пути, процесса получения этих результатов( метапредметных УУД), она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, развитие  его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.

К выдвигаемой проблеме нужно я предъявляю несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна.

2. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы.

3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является математическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление.

4. Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более сложному.. Вот несколько способов создания проблемных ситуаций на уроках, которыми я пользуюсь:
•   побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

•  использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой.

•  постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

•  побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

•  выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

•  побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

• побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

• ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы.

• организация межпредметных связей.

• варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Одним из моментов в модернизации современного математического образования является усиление практической и прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. Принято думать, что ребенок знает лишь то, чему его научили. Это ошибочный подход. Ребенок знает то, с чем он столкнулся на практике.  Это еще один подход в обучении, которого я придерживаюсь. Именно через практические задания, прикладные и исследовательские задачи я формирую у учеников потребность и умения применять математические знания в повседневной жизни, при изучении других наук. Прикладная направленность обучения математике предполагает:

- ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук,

-  подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности,

-  широкое применение в процессе обучения современных информационных технологий.

Практическая направленность обучения математике предусматривает ориентацию его содержания и методов:

- на изучение математической теории в процессе решения задач,

- на формирование у школьников прочных навыков самостоятельной деятельности, связанных, в частности, с выполнением вычислений, измерений, графических работ, использованием справочной литературы и интернет-ресурсов,

- на воспитание устойчивого интереса к предмету,

- привитие универсально - трудовых навыков планирования и рационализации своей деятельности.
Человечество ценит математику за ее прикладное значение, за общность и мощь ее методов исследования, за действенные прогнозы при изучении природы и общества. Я доношу это до учеников, учу использовать математические знания на практике, что бы запас знаний не превратился в хранилище, а стал инструментарием познания. Я систематически веду планомерную подготовку школьников к применению знаний и умений по предмету к решению практических задач, возникающих в различных областях человеческой деятельности.

Задачи с практическим содержанием использую в процессе обучения для раскрытия многообразия применений математики в жизни, своеобразия отражения ею реального мира и достижения таких дидактических целей как:

 - мотивация введения новых математических понятий и методов;

 - иллюстрация учебного материала;

 - закрепление и углубление знаний по предмету;

 - формирование практических умений и навыков.

Поэтому  такая работа дает высокий процент выполнения задач с прикладными и практическими условиями при сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ моими учениками. Школьники овладевают  наиболее ценными для повседневной деятельности навыками выполнения вычислений и измерений, построения и чтения графиков, составления и применения таблиц, пользования справочной литературой.  Пути формирования подобных навыков различны. Один из них -это широкое внедрение в процесс обучения практических и лабораторных работ. На моих уроках привычны  вычислительные практикумы, лабораторные работы по измерению геометрических величин и решению конструктивных задач, измерительные работы на местности, задания на конструирование и преобразование графиков. 

Важным средством, обеспечивающим достижение прикладной и практической направленности обучения математике, является применение в ней межпредметных связей. Эти связи возможны, потому что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (вектор - в математике и физике, координаты - в математике, физике, географии; уравнения - в математике, физике, химии; функции и графики - в математике, физике, биологии, географии). Математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства и их системы) находят применение при изучении смежных дисциплин. Такое взаимное проникновение знаний и методов в различные учебные предметы не только имеет прикладную и практическую значимость, но и отражает современные тенденции развития науки, создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения.

 Я реализую межпредметные связи в обучении математике, согласуя трактовки одноименных понятий и время их изучения в различных учебных дисциплинах. С дидактических позиций осуществление межпредметных связей, как и связи обучения математике с жизнью в целом, предполагает широкое использование фактов и зависимостей из других учебных дисциплин для мотивации введения, изучения и иллюстрации абстрактных математических понятий, формирования практически значимых умений и навыков. Для реализации прикладной направленности обучения математике применяю различные формы организации учебного процесса. В работе использую следующие виды учебных занятий:

 - уроки различных типов : изучение нового материала, первичное закрепление

 комплексное применение знаний, умений и навыков; обобщение и систематизация изученного материала и т. д.;

- лекции;

- практические занятия (семинары, консультации, зачеты);

- нетрадиционные формы уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок деловая игра и другие.

-интегрированные уроки математики с другими предметами.
Проблему математического образования в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету.  Уверена, что не менее важная задача – реализация возможности своего предмета в развитии личности учащихся. Воспитывая в ученике лучшие человеческие качества, мы тем самым закладываем в нем тот огонек добра, который сделает из него не хранилище знаний, а личность способную эти знания использовать на благо общества, быть патриотом и сподвижником в лучших делах и открытиях. Заметила, что если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную  роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И.Лобачевского, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики. Мои ученики с интересом знакомятся с биографией этих ученых, работают над информационными проектами, в которых освещают аспекты проектами научной деятельности и личной жизни ученых. Так в 7 классе один из учеников подготовил и защитил проект о жизни и деятельности  Н.И.Лобачевского, в котором доказал, что примером безупречного патриотизма является жизнь и деятельность Н.И.Лобачевского, гениального математика, блестящего педагога, сделавший переворот в науке открытием неевклидовой геометрии. Такое погружение в историю математики оставляет неизгладимый положительный след в душе моих учеников. По примеру сподвижников науки, дети учатся быть справедливыми, отзывчивыми, сопереживать, брать на себя ответственность, не быть равнодушными - это и есть основа человечности.
Цитаты Сухомлинского о школе, воспитании, любви и долге - ценнейший материал для тех, кто стремится понимать природу ребенка, его внутренний мир и секреты правильного подхода к воспитанию и учебе. Маленький человек - это личность, она самоценна. Учитель должны беречь внутренний мир ребенка и способствовать его полноценному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, обучающиеся! Десять "нельзя" Василия Александровича Сухомлинского

Прочти и призадумайся - выполняешь ли ты эти десять "нельзя"? Материал взят из книги "Нравственное воспитание школьников на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Уроки "осердечивани...

Система воспитания Василия Александровича Сухомлинского.

Основные принципы воспитания ребенка Сухомлинского....

Участие в педагогических чтениях 17.12.2015.

Педагогические чтения "Развитие познавательных способностей учащихся как основа достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ". Тема выступления "Использование...

28 сентября 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918 — 1970).

Василий Александрович родился в деревне Васильевка ныне Кировоградской области в семье столяра. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт. Работал сельским учителем. Во время войны ушел д...

Жизненный и творческий путь легенды отечественной педагогики. 100-летию Василия Александровича Сухомлинского

 100-летие Василия Александровича Сухомлинского, которое отмечается в этом году, – событие, безусловно, не рядовое. Эта дата включена даже в международный календарь ЮНЕСКО...

Благодарность за участие в педагогических чтениях

Благодарность за  участие в педагогических чтениях...