Рабочая программа «Юный математик» для 5 класса
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Свириденко Клавдия Николаевна

Программа курса «Юный математик »  для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем: «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_matematik.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Юный математик»

Класс 5

Учитель:  Свириденко К.Н.

Количество часов – 35 (1 час в неделю)

.

Светлоград

2017 – 18 учебный год

                             

Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности  « Юный математик»  в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении  которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок  в развитии их способностей.    Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

Программа курса «Юный математик »  для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем: «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций,  игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Цель курса:

  • развитие математических способностей и  логического мышления;
  • развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;

Задачи курса:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
  • раскрытие  творческих способностей ребенка;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной  и научно- популярной литературой;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
  •  наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
  • приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
  • решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование  приемов мыслительной деятельности;
  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
  • специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Содержание курса

Программа рассчитана на 35 часов, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу.     Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей : задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.  Учащиеся  знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.

При разработке программы внеурочной деятельности основными  являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Частота занятий – 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты.

Предметные

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Знают особые случаи устного счета

Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач.

Учитывают правила в планировании и контроле способа решения

Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной  литературы

Учитывают разные мнения  и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за       свою Родину; российский народ и историю России. 

Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»;

Находят наиболее рациональные способы решения логических задач

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач.

Контролируют действия партнера

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Решают  нестандартные задачи разрезание

Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах

Различают способ и результат действия.

Владеют общими приемами решения задач.

Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению

Формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов;      

Решают неопределенные уравнения и уравнения под знаком модуля.

Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Знают определения основных геометрических понятий

Взаимопроверка в парах. Умеют работать с текстом. умеют составлять занимательные задачи;

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Владеют общим приемом решения задач.

Могут участвовать в диалоге

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  

Решают  простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

Распознают плоские геометрические фигуры, умеют применять их свойства при решении различных задач.

Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

Умеют применять изученные свойства и формулы

Могут аргументировать свою точку зрения

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие.

Решать несложные практические задачи на построение

Могут проводить сравнительный анализ

Устанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами

 Умеют строить монологическое контекстное высказывание

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Вычисляют значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов)

Могут устно прикидывать и оценивать результаты

Умеют планировать пути достижения целей

Умеют анализировать свойства геометрических фигур

Могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,

 I модуль: « Логические задачи»

п\п

Изучаемый материал

Кол-во часов

Дата

1

 Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.

1

2.09

2

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь»

1

9.09

3

 Приемы устного счета. Умножение  двузначных чисел на 11. Цифры у разных народов. Решение логической задачи.

1

16.09

4

Интересный способ умножения. Мир больших чисел.

1

23.09

5

Решение олимпиадных задач арифметическим методом. Уникурсальные кривые ( фигуры).

1

30.09

6

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся

на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор.

1

7.10

7

Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек».

1

14.10

8

Метрическая система мер.   Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии.

1

21.10

9

Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм.

1

28.10

10

Решение олимпиадных задач (используя  действия с натуральными числами). Лабиринты.

1

11.11

11

Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть?

1

18.11

12

Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.

Решение олимпиадных задач различными способами.

1

25.11

13

Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность.

1

2.12

14

Прибавление четного. Знак произведения

1

9.12

15

Чередование. Решение задач игры « Кенгуру».

1

16.12

16

Разбиение на пары. Решение задач игры « Кенгуру».

1

17

Решение олимпиадных задач

1

18

Решение олимпиадных задач. Зачет.

1

II модуль : « Занимательная  математика».

п/п

Изучаемый материал

Кол-во

часов

Дата

1

Простые числа. Решение олимпиадных задач ( математические ребусы) .

Игра «Буриме» с использованием чисел.

1

10.01

2

Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра .Архимед. Решение олимпиадных задач (на  совместную работу).

1

17.01

3

Старинные  меры .  Оригами

1

24.01

4

Биографическая миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач (на делимость чисел). Логическая задача «Обманутый хозяин»

1

31.01

5

Приемы устного счета.  Происхождение математических знаков.

1

7.02

6

 Решение олимпиадных задач (задачи мудрецов). Задача –сказка «Иван Царевич и Кощей Бессмертный, умевший считать только до 10».

14.02

7

Умножение на 155 и 175.  Биографическая миниатюра . Б.Паскаль. Решение олимпиадных задач на взвешивание .

1

21.02

8

Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус

 « Продень монетку».

1

28.02

9

Умножение двузначных чисел, близких к 100. Решение олимпиадных задач ( инварианты).

1

7.03

10

Считаем устно. Решение олимпиадных задач (бассейны, работа и прочее)

1

14.03

11

Деление на 5 (50), 25 (250). Математические мотивы в художественной литературе. Игра «Попробуй  сосчитай».

1

21.03

12

Решение олимпиадных задач (с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах.

1

4.04

13

Тестовые задачи (задачи, решаемые с конца)

1

11.04

14

Математические ребусы. Решение олимпиадных задач.

1

18.04

15

Геометрические задачи на разрезание.

1

25.04

16

Тестовые задачи (переливание).

1

15.05

17

Логические задачи. Зачет

1

22.05

Формы проведения занятий

При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:

- построение алгоритма действий;

-фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя;

- работа в парах, взаимопроверка

- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;

- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;

- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.

КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса ,  математических игр,  математических праздников.

Творческие работы учащихся по темам:

1. Счет у первобытных людей

2.Цифры  у разных народов.

3.Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.

4. « Пифагор и его школа»

5. Биография Архимеда.

7.П. Ферма и его теорема.

8.Биография  Б. Паскаля

9. Биография  Р. Декарта

10.И. Ньютон и его открытия.

11.Задачи в стихах.

ЛИТЕРАТУРА:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», - Волгоград: изд. Учитель, 2005 г.

8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М.,  1969 г.

9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

11. Час занимательной математики./Под ред. Л.Я.Фальке. – М.:Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003.

12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Просвещение», 1974 г.

13. А.  Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»

14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.

16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

 17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.

19. М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Москва .Просвещение 1995.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Юный горожанин" 2 класс

Рабочая программа "Я и город" ,предназначена для внеурочной работы во 2 классе по краеведению Пояснительная записка Рабочая программа,  к курсу «Юный горожанин» 2класс,  составлена  н...

Рабочая программа "Юный горожанин" 2 класс

Программа предназначена для внеурочной деятельности...

Рабочая программа "Юный биолог" 7 класс

Рабочая программа кружка "Юный биолог"...

Рабочая программа "Юный журналист" (5-7 классы)

Создание электронной школьной газеты является одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся. Работа по созданию газеты помогает выявить особо активных, увлечённых и талантливых детей...

Рабочая программа "Юный музеевед" 5-6 класс

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, освоение системы общече-ловеческих ценностей и культурны...

Элективный курс . Рабочая программа «Юный филолог» 5 класс.

Элективный курс. Рабочая программа "Юный филолог" 5 класс....

Рабочая программа «Юный генетик» по внеурочной деятельности 10 класс

Рабочая программа «Юный генетик» по внеурочной деятельности 10 класс...