Урок математики в 5 классе по теме "Задачи на части и уравнивание"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Конспект урока обобщения по решению задач на части и уравнивание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задачи на части и уравнивание75.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Решение задач на части и уравнивание»

Класс: 5

Автор: Николаева Ольга Анатольевна учитель математики и информатики МОБУ «Поярковская СОШ№1»

Тип урока: обобщение знаний

Цели:

  • Обучающие: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Решение задач на части и уравнивание»
  • Воспитательные: совершенствовать навыки общения, уважения мнения других, формировать чувства ответственности, воспитывать самостоятельность учащихся, увеличение степени дисциплинированности, организованности.
  • Развивающие: развивать коммуникативную и графическую культуры, логическое мышление, познавательную активность.  Формировать умения обобщать, сравнивать, оценивать, контролировать, анализировать, делать выводы.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: научиться решать задачи на уравнивание и задачи на части.
  • Метапредметные: Коммуникативные - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные - составлять план последовательности действий; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; работать по алгоритму.

Познавательные - владеть общим приемом решения учебных задач; уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий; уметь выделять существенную информацию из текстов; уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: компьютер, проектор, листы формата А2,  заранее заготовленные задачи (по количеству групп).

Ресурсы: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/под редакцией  Г. В. Дорофеева,  И. Ф. Шарыгина. – 3-е издание. М.: Просвещение, 2015.

Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности:

Учащимся предлагается фраза с пропущенными словами:

Прежде, чем … задачу, полезно познакомиться с ее … .

- Подумайте, какие слова пропущены

Учащиеся предлагают свои варианты.

Прежде, чем решать задачу, полезно познакомиться с ее условием.

- Объясните, как вы понимаете эту фразу?

Учащиеся высказываются.

На столах у учащихся лежат несколько формулировок задач.

- Прочитайте данные задачи и разделите их по группам

Задачи:

  1. Чтобы сварить гречневую кашу, надо взять 2 части крупы и 3 части воды. Сколько потребуется воды, если в кастрюлю положили 150 грамм крупы?
  2. В магазине за день продали 750 кг картофеля. До обеда продали в 2 раза больше картофеля, чем после обеда. Сколько картофеля продано после обеда? Сколько картофеля продано до обеда?
  3. В двух коробках 75 подарков для победителей аттракционов, причем в белой коробке на 5 подарков больше, чем в серой коробке. Сколько подарков в каждой коробке?
  4. Купили 20 пирамид: больших – по 7 колец и маленьких – по 5 колец. У всех пирамид 128 колец. Сколько купили больших пирамид?
  5. Число Гугол, которое представляет собой единицу со 100 нулями, стало известным благодаря известной поисковой системе Google, которая слегка исказила название числа "гугол" (Googol). От него произошло число "гуголплекс", которое представляет собой 10 в степени гугол. Насколько большое это число? Если всю Вселенную наполнить листками бумаги и на каждом написать "нули", то окажется, что мы написали только половину этого числа.

Учащиеся разбивают задачи на две группы ( на части  и на уравнивание). Один текст остается, не попадает ни в какую группу или учащиеся определяют его в третью группу.

- Покажите, как вы разделили задачи по группам?

Учащиеся показывают как они разделили тексты задач по группам и объясняют. И объясняют, почему один текст не попал ни в одну из групп. (один текст не является задачей).

- Я думаю, что вы готовы сформулировать тему и цель урока

Учащиеся формулируют тему и цель.

III Актуализация знаний:

- Я предлагаю наполнить «корзину идей», связанную с нашей темой и первая в эту корзину положу свою идею («Нарисовать схему к задаче»)

- Вы пишите свои идеи и складываете в корзину

Учащиеся работают. Корзина находится на доске. Свои идеи учащиеся озвучивают, объясняют и прикрепляют на магниты.

- Кто – то пошутил надо мной и разрезал задачу, которую я приготовила к уроку. Помогите мне пожалуйста и склейте задачу.

Учащиеся склеивают задачу.

Задача: На трех полках расставили чашки так,

что на второй полке чашек вдвое больше, чем на первой,

 а на третьей втрое больше, чем на второй.

Сколько чашек на каждой полке, если всего их 27?

- Сформулируйте, пожалуйста, свою задачу

Учащиеся формулируют, если необходимо, то корректируют задачу.

IV  Применение знаний и умений в новой ситуации:

- А теперь необходимо решить эту задачу. Не забывайте про «корзину идей» при решении этой задачи.

Учащиеся решают задачу.

Задача проверяется по образцу. (Схема, решение)

1

2

3

  1. 1+2+6=9(частей) всего
  2. 27:9=3(чашки) 1 часть, стоит на 1 полке
  3. 3·2=6(чашек) на 2 полке
  4. 3·6=18(чашек) на 3 полке

Ответ: 3ч, 6ч, 18ч

- Необходимо сформулировать задачу по рисунку

                                ?                 4                  50

                         ?             5         4

                  ?

Учащиеся формулируют задачу по рисунку.

- Необходимо составить алгоритм решения данной задачи.

1. Уравняй количество предметов в трех группах до самой большой группы;

2. Раздели полученное число на количество групп, и найти количество предметов в большей группе;

3. Найти количество предметов в других группах (используем вопрос задачи);

4. Запиши ответ (сколько вопросов, столько ответов).

- Решаем задачу по алгоритму

Учащиеся решают задач

1)50+4+9=63(пр)всего если уравнять

2) 63:3=21(пр) в 1 группе

3) 21-4=17(пр) во 2 группе

4)17- 5=12(пр) в 3 группе

Ответ: 21пр, 17пр, 12пр

Проверяется задача по образцу.

V Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Предлагаю поработать самостоятельно.

Каждой формулировке задачи  из левого столбца поставьте в соответствие  решение из правого столбца

Проверка с проговариванием. Объяснение выбора ответа.

VI Рефлексия: Заполнение карточки урока. Комментарии.

Карточка урока

Тема:_______________________

________________________________

Отметь «галочками» пункты, с которыми ты согласен.

□ Принимал активное участие в работе на протяжении всего урока;

 □ Не всегда был включен в работу на уроке;

□ Не работал на уроке;

Напиши термины, которые использовались на уроке _____________

_________________________________

Оцени себя. Отметь на шкале:

      Тему освоил слабо, нужны дополнительные занятия;

      Я достиг очень многого, уверен в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по математике к уроку в 5 классе по теме "Отыскание части от целого и целого по его части"

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме " Отвскание части от целого и целого по его части" Урок изучения новой темы....

Математика 6 класс ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ

Математика 6 классЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ...

Интегрированный урок математики, русского языка, литературы по теме "Части», 5 класс

Интегрированный урок  математики, русского языка, литературы  по теме "Части», 5 класс...

Интегрированный урок математики, русского языка, литературы по теме "Части», 5 класс

Интегрированный урок  математики, русского языка, литературы  по теме "Части», 5 класс...

Урок математики 5 класс "Задачи на части"

Полная разработка урока 5 класса по теме "Задачи на части"...

Конспект урока в 5 классе "Решение задач на части и уравнивание", учебник Г.В. Дорофеева. Презентация

Повторительно обобщающий урок по теме "Решение задач на части и уравнивание"...

Конспект открытого урока математики 5 класс Задачи «на части»

Конспект открытого урока математики Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 12.10.2021Предмет: математикаТема урока: Задачи на частиКласс: 5Учитель: Трофимова Н.А..Тип урока:  П...