Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс
рабочая программа по математике на тему

Кривонос Таисия Васильевна

Рабочие программы по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_spetskurs.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                Согласовано                         УТВЕРЖДАЮ                        на заседании МОШ               зам. директора  по УВР         директор МКОУ СОШ №12                                                                                                                                        протокол №  __ от _____                                                         приказ № ___ от ______

           Кривонос Т.В.                  ______/В.Н.Харченко/            _______/А.И.Кривонос/      

                                                           

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №12 с.Бурукшун

 Ипатовского района Ставропольского края

Рабочая программа элективного курса по математике

«Математика после уроков»

6 класс

Учитель  Кривонос Таисия Васильевна

2018год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом примерной программы по математике, рабочей программы УМК: Т. С. Безлюдова. Факультативные занятия: Математика после уроков. 6 класс: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений /4-е изд.- Мозырь: Белый ветер. 2016-147с.

Программа курса предлагает задачи основного курса математики 6 класса, которые углубляют и расширяют знания обучающихся по изучаемым в образовательной организации темам, способствует привитию интереса к предмету, увлекает исследованием. Это задачи на умножение и деление десятичных дробей, на пропорции, проценты и др.

Актуальность данного элективного курса заключается в расширении и систематизации знаний учащихся, развитии логического мышления, в подготовке их к более осмысленному применению теоретических сведений при решении математических задач. Данный курс имеет образовательное значение для изучения математики.

Научность 
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная Программа относится к научно-познавательной деятельности, служит для раскрытия и реализации познавательных способностей учащихся, воспитания успешного поколения граждан страны, работающих на развитие собственных творческих возможностей.

Программа позволяет шестиклассникам ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики на данном этапе обучения. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, а также совершенствовать у детей навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.

      Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 
Не менее важным фактором реализации данной программы в рамках ФГОС является и стремление развить у учащихся УУД: умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы общего образования, в которой предусмотрено духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся.

Цель курса:

  • Развивать у обучающихся интерес к изучаемому предмету и логическое мышление
  • Прояснить и дополнить школьный материал, связанный с пропорциями, процентами;
  • Прививать интерес к предмету;
  • Достичь более высокого уровня математической подготовки;
  • Совершенствовать и развить математические знания и умения;

Формировать математическую культуру;

Задачи:

  • Расширение знаний школьного курса математики;
  • Овладение навыками и умениями для решения сложных нестандартных задач;
  • Приобретение навыков исследовательской работы, элементов анализа;
  • Приобретение навыков рассуждения, наблюдательности, умения проводить аналогии, обобщать, обосновывать, анализировать, делать выводы.

В ходе занятий обучающиеся

  • расширяют математический кругозор;
  • обогащают знания по предмету.

Планируемые предметные результаты освоения курса «Математики после уроков»

В результате обучающиеся должны знать:

  • основные темы курса математики 6 класса;
  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий.

В результате обучающиеся должны уметь:

  • решать логические задачи;
  • выполнять действия с дробями: десятичными и обыкновенными;
  • самостоятельно приобретать дополнительные знания из истории математики;
  • применять оригинальные приѐмы решения;
  • нестандартно мыслить.

Методы и приемы обучения:

  • укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
  • знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
  • иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
  • индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением
  • решение классических и нетрадиционных задач
  • дидактические игры.

Реализуется безоценочная форма организации обучения.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); умение отбирать  наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства; способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; оригинальность ответа. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников. “Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса”, “Успешно освоил курс”, “Прослушал курс”, “Посещал занятия курса”.  Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.

Домашние задания выполняются по желанию обучающихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса

Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

•   развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

•  воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,  способность принимать самостоятельные решения;

•    формирование  качеств мышления, необходимых  для адаптации в современном информационном обществе;

•   развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2)  в метапредметном направлении

•   формирование представлений о математике  как  части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

•   развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математическою моделирования;

•   формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3)  в предметном направлении

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для  математического  развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Форма организации: факультатив для учащихся 6 классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 34 ч.

      Особенности возрастной группы детей.

Программа учитывает возрастные особенности шестиклассников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая усиливает умственную работу. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, физкультминутки, предусмотрено передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий и участия в игровых ситуациях.

Содержание программы курса

  • Решение задач кругами Эйлера.
  • Признаки делимости.
  • Логические задачи.
  • Принцип Дирихле.
  • Четность.
  • Графы.
  • Делимость.
  • Десятичные дроби.
  • Обыкновенные дроби.
  •  Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями.
  • Геометрия и плоскости.
  • Ромб, квадрат и треугольник – все это многоугольники.
  •  Сложение и вычитание рациональных чисел.
  • Текстовые задачи на проценты и пропорции. Задачи «на работу».
  • Логические задачи.
  • Центральная симметрия помогает решать задачи.

Занятие может быть построено по плану:

  1. Историческая справка или занимательный математический сюжет, или задачи – шутки.
  2. Изучение теоретического материала, соответствующего данной теме. 
  3. Разбор решения задач по теме занятия, в том числе повышенной трудности.
  4. Самостоятельное решение задач.
  5. Задание на дом. (может включать в себя исследовательскую работу или решение задач по изученной теме)

Календарно-тематическое планирование

№занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Виды деятельности

Основная форма организации учебных занятий

Дата

1

1

Решение задач кругами Эйлера

Решают задачи, используя понятия круга Эйлера

Практическое занятие

01.09

2

1

Правило перемножения возможностей

Формулируют и записывают правило перемножения возможностей

Практическое занятие

08.09

3

1

Правило суммы и произведения

Формулируют и записывают правило суммы и произведения

Практическое занятие

15.09

4

1

Признаки делимости

Формулируют признаки делимости

Практическое занятие

22.09

5

1

Календарные задачи

Решение календарных задач

Практическое занятие

29.09

6

1

Логические задачи и принцип Дирихле

Решение логических задач используя принцип Дирехле

Практическое занятие

06.10

7

1

Задачи, решаемые с конца

Решение задач с конца

Практическое занятие

13.10

8

1

Инвариантность. Четность

Формулируют правило четности

Практическое занятие

20.10

9

1

Задачи на переливание

Решение задач на переливание

Практическое занятие

27.10

10

1

Рассмотрение частных и крайних случаев

Решение логических задач

Практическое занятие

10.11

11

1

Логические задачи и графы

Решение логических задач

Практическое занятие

17.11

12

1

Логические задачи и делимость

Решение логических задач

Практическое занятие

24.11

13

1

Хитрости обыкновенных дробей

Использование свойств обыкновенных дробей

Практическое занятие

01.12

14

Ключи к угадыванию цифры

Решение логических задач

Практическое занятие

08.12

15

1

Тупиковые ситуации. Выход

Решение логических задач

Практическое занятие

15.12

16

1

Решение задач на взвешивание

Решение задач на взвешивание

Практическое занятие

22.12

17

1

Арифметика остатков

Решение

Практическое занятие

29.12

18

1

Решение задач методом подобия

Решение задач методом подобия

Практическое занятие

12..01

19

1

Проценты

Решение задач на проценты

Практическое занятие

19.01

20

1

Геометрические миниатюры

Решение геометрических задач

Практическое занятие

26.01

21

1

Ромб, квадрат и треугольник – все это многоугольники

Решение геометрических задач

Практическое занятие

02.02

22

1

Сложение и вычитание рациональных чисел

Решение задач на сложение и вычитание рациональных чисел

Практическое занятие

09.02

23

1

Нахождение процентов от числа

Решение задач на проценты

Практическое занятие

02.03

24

1

Текстовые задачи на пропорции и проценты

Решение текстовых задач

Практическое занятие

09.03

25

1

Работает догадка

Решение логических задач

Практическое занятие

16.03

26

1

Логические задачи и таблицы

Решение логических задач

Практическое занятие

23.03

27

1

Примени смекалку

Решение логических задач

Практическое занятие

06.04

28

1

Текстовые задачи на проценты

Решение логических задач

Практическое занятие

13.04

29

1

Задачи со спичками

Решение задач со спичками

Практическое занятие

20.04

30

1

Задачи «на работу»

Решение задач на работу

Практическое занятие

27.04

31

1

Везде нужна сноровка, смекалка, тренировка!

Занимательная игра

Занимательная игра

04.05

32

1

Задачи на догонялки. Интересные движения

Решение задач на движение

Практическое занятие

11.05

33

1

Симметрия помогает решать задачи

Решение логических задач

Практическое занятие

18.05

34

1

Путешествие в удивительную страну «Математика»

Занимательная игра

Занимательная игра

25.05

35

1

Путешествие в удивительную страну «Математика

Занимательная игра

Занимательная игра

25.05

ИТОГО:     35часов

Учебно-методические средства

Основная литература:

1. Безлюдова Т.В. Факультативные занятия: Математика после уроков. 6 класс: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений /4-е изд.- Мозырь: Белый ветер. 2016

Дополнительная литература:

  • Аменицкий, Н. Н. Забавная арифметика / Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров. — М. : Наука, 1991. — 125 с.
  • Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. — М. : Просвещение, 1994. — 128 с
  • Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. М., 1994.
  • Балк, М. Б. Математика после уроков / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. — М. : Просвещение, 1971. — 464 с.
  • Беррондо М. Занимательные задачи / М. Беррондо; пер. с фр. Ю. Н. Сударева; под ред. И. М. Яглома. — М. : Мир, 1983. — 229 с.
  • Болгарский, Б. В. Очерки по истории математики / Б. В. Болгарский; под ред. В. Д. Чистякова. - Минск : Вышэйш. школа, 1974. — 288 с.
  • Виленкин, Н. Я. Тайны бесконечности / Н. Я. Виленкин // Квант. — 1970. — № 3. — С. 3—13.
  • Вырежи и сложи: Игры-головоломки / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. — Минск : Нар. асвета, 1992. — 179 с.
  • Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. М., 1994.
  • Альхова З.Н. Внеклассная работа по математике /З.Н.Альхова, А.В.Маркеева, Саратов, 2001.
  • Баврин И.И., Занимательные задачи по математике /И.И.Баврин,Е.А.Фрибус, М., 2003.
  • Олимпиада для 5-6 классов, Весенний турнир Архимеда. Задания с решениями, технология проведения /Т.А.Баранова и др., М., 2003
  • Григорьева Р.И., нестандартные уроки математики. 5-6 классы /Р.И.Григорьева, Волгоград,2004
  • Дрозд, В.Л., Задачник практикум по решению арифметических задач: учеб. Пособие /В.Л.Дрозд, М.А.Урбан, Мн., 1991
  • Каннель-Белов А.Я., Как решают нестандартные задачи /под ред. В.О.Бугаенко, 2-изд., перераб. М.,2001
  • 8 Миракова Т.Н., Развивающие задачи на уроках математики в 5-8 классах: пособие для учителей /Т.Н.Миракова, Львов, 1991
  • 24. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку : учеб. пособие для 5–6 классов общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М. : Просвещение, 2006.
  • 25. Шарыгин, И. Ф. Наглядная геометрия. 5–6 классы : пособие для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. – М. : Дрофа, 2010.

Интернет – ресурсы:

  1. Интерактивный учебник. Математика 6 класс. Правила, задачи, примеры http://www.matematika-na.ru
  2. Энциклопедия для детей  http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika 
  3. Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.h
  4. Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm 
  5. Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"

Сдача    экзамена   в  форме   ЕГЭ   требует   от   учащихся  обширных   знаний  по  всему  школьном...

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Рабочая программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» 6 класс.

Программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» в 6 классе рассчитана на 35 часов и направлена на то, чтобы увеличить интерес  учеников шестого  класса к математ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Единый экзамен по математике: теория и практика решения задач».11 класс

     Изучение данного курса позволит  повторить школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии, подготовить учащихся к сдаче экзамена .Поэтому в содержание курса вкл...

Рабочая программа элективного курса по математике для 8 класса "Математика плюс"

Программа  образовательной программы «Математика плюс» предназначена для учащихся 8 класса, которые интересуются математикой и хотят узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услыша...