Сложение отрицательных чисел
план-конспект занятия по математике (6 класс)

Чит Марина Маннайовна

Аннотация к уроку математики в 6 классе

по теме «Сложение отрицательных чисел»

Данный урок изучается в разделе  «Рациональные числа». Урок проводится в 6 классе по теме «Сложение отрицательных чисел», используя методы системно-деятельностного подхода. Актуализация знаний проводится в форме дидактической игры «Математическое лото». Всем группам раздаются конвертики с заданиями. В шести заданиях с помощью координатной прямой находят сумму двух отрицательных чисел. В седьмом задании им дается пример на сложение трехзначных отрицательных чисел. Вот здесь ученики сталкиваются с трудностями. С помощью учителя формулируют тему и цель урока. Преподаватель проводит в группах лабораторно-практическую работу и дети сами делают выводы. Формулируют правила сложения отрицательных чисел. Сравнивают правило по учебнику.

Урок сопровождался презентацией. В ходе поставленной проблемной ситуации, учащиеся смогли поставить цель урока. Со всеми заданиями, предлагаемыми на уроке учащиеся справились. Активно работали в группах и парах, самостоятельно, смогли договориться друг с другом принять верное решение, проверить задание.

В конце урока был сделан вывод, что поставленная цель урока была выполнена. Учащиеся адекватно оценили свою деятельность на уроке.

Актуальность: любое число в жизни каждого человека играет важную роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.03 МБ
Файл statya.docx68.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложение отрицательных чисел Учитель математики: Чит Марина Маннайовна

Слайд 2

Сообщение 6 группы

Слайд 3

В Туве снежного барса называют ирбиш , всегда почитали «Хозяин гор». Он – родственник льва, тигра, леопарда и домашней кошки. Их так и называют – кошачьи. Самые сильные животные в своих краях. Около 40 – 60 особей снежного барса обитает в республике Тува. Следы пребывания и сами животные встречаются в хребтах Монгун -Тайга. Одна из самых серьезных угроз для снежного барса – браконьерство. Продают шкуру за большие деньги. Продолжительность жизни барсов составляет 10 – 15 лет. Одним махом перепрыгивает барс ущелья шириной до 10 метров, одним прыжком ловко может преодолеть высоту в 3 метра.

Слайд 4

Сообщение 5 группы Архар красивое стройное животное и является самым большим представителем рода баранов . Отличительная особенность, это его рога, которые закручены в спираль . Они могут вырастать в длину до 180см , и весить около 30 кг. Врагов у них много : волки, росомаха, рысь, хищные птицы ( беркут, бородач) атакуют маленьких ягнят. Много гибнет архаров, когда сходят снежные лавины с гор.

Слайд 5

Сообщение 4 группы Этот вид похож и на лису, и на волка. У красных волков отлично развит слух. Спящие животные улавливают шелест бумаги на расстоянии 10метров.Он хорошо плавает и не боится холодной воды . Жив отные виртуозно и далеко прыгают, быстро бегают. Говорят , что волки чуткие и осторожные , их практически невозможно выследить или обмануть. Они неожиданно появляются , и также неожиданно исчезают.

Слайд 6

Сообщение 3 группы В Туве манул охраняется в заповеднике « Убсунурская котловина». В Красную книгу республики (2002) внесен как восстанавливающийся вид . Зверек размером с домашнюю кошку. Масса 2,5–4,5 кг. Длина тела 48–62 см, длина хвоста 21–31, длина уха 4–5 см. Мех очень длинный, пушистый. Встречается у россыпей камней, на останцах или в скалах. Питается в основном пищухами и мелкими грызунами, также насекомыми, птицами и ягодами (шиповник, боярышник ).

Слайд 7

Сообщение 2 группы Единственная сохранившаяся до наших дней популяция обитает только на реке Азас в ее нижнеми среднем течении. Азасские бобры устраивают жилища в норах со входом под водой на глубине 1,5 – 2 м наиболее активны в темное время суток, питаются корой и молодыми побегами мягких лиственных пород деревьев (ивы, тополя, осины и березы)

Слайд 8

Сообщение учащихся 1 группы Животное кабарга – это одна из разновидностей оленей . Этот олень имеет два передних клыка, которые растут из верхней челюсти. Излюбленным местом кабарги является лес. Поэтому именно здесь животное проводит большую часть времени. Этот вид оленя привык к одиночному образу жизни.

Слайд 9

Найдите правильный ответ



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДА КЫЗЫЛА

 РЕПУБЛИКИ ТЫВА»

Фестиваль-конкурс «Лучший практик»

Тема урока:

Сложение отрицательных чисел  

Автор: Чит Марина Маннайовна – учитель математики.

Стаж работы в занимаемой должности – 31 год.

2017 – 2018 учебный год

Цель урока:

Сформировать знания о правилах сложения отрицательных чисел

Задачи урока:

 ввести правила сложения отрицательных чисел, расширение кругозора учащихся через использование дидактической игры;

— развитие познавательного интереса учащихся, умения ориентироваться в нестандартных ситуациях;

— способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, любви к природе и животному миру.

Форма организации познавательной деятельности:  командная, индивидуальная.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Форма проведения: Урок  с применением исследовательской деятельности, с применением технологии групповой работы   и проблемного обучения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки.

Ход урока

Организационный момент (3 мин.)

Ребята! Знаете ли вы, каким годом объявлен 2017 год в России? (2017 год объявлен годом экологии). Есть ли в Туве проблемы с экологией? (Есть).

Какие? (Лесные пожары, мусор, загрязнение воздуха,  исчезновение растений и животных и т.д.). Почему возникают лесные пожары? (от непотушенного костра, в результате выжигания травы, мусора). Что мы должны соблюдать, чтобы наш город был чистым? (Не бросать мусор где попало).

Актуализация знаний (10 мин.)

В красную книгу Тывы занесены редкие исчезающие виды животных. Сегодня мы узнаем о них. Для этого нужно выполнить задания дидактической игры «Математическое лото». (В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек.  Их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. На большой карте нарисовано 4 прямоугольника, а у учеников 5 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученики достают из конверта карточку, решают пример и накрывают ею соответствующий. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют  рисунок животного. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы).

Задания 1 группы:

1.  Найдите модуль числа: ;

2.  К модулю числа -3,6 прибавить модуль числа – 1,8;

3. Найдите сумму:  ;

4. Столбик  термометра  установлен  на  -30. Какой станет температура, если столбик изменить на - 40?    

5. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: −2 + (−3);

6. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: −3 + (−5);

7. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел : - 242 + (-158).

1,8

- 5

7

-7

5,4

- 8

                                   Ответ:                                                     Снежный барс (Слайд 2)

Задания 2 группы:

1.  Найдите модуль числа: ;

2.  К модулю числа -3,5 прибавить модуль числа – 2,2;

3. Найдите сумму:  ;

4. Столбик  термометра  установлен  на  -40. Какой станет температура, если столбик изменить на - 20?    

5. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: −5 + (−3);

6. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: −1 + (−6);

7. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел : - 242 + (-158).

2

- 8

9

-6

5,7

- 7

                                   Ответ: Архар (Слайд 3)                                                    

Задания 3 группы:

1.  Найдите модуль числа: ;

2.  К модулю числа -5,3 прибавить модуль числа – 2,2;

3. Найдите сумму:  ;

4. Столбик  термометра  установлен  на  -10. Какой станет температура, если столбик изменить на - 40?    

5. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: −6 + (−2);

6. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: −3 + (−4);

7. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел : - 242 + (-158).

2

- 8

3

-5

7,5

- 7

                                     Ответ: Манул (Слайд 4)

                               

Задания 4 группы:

1.  Найдите модуль числа: ;

2.  К модулю числа  −3,3 прибавить модуль числа – 2,8;

3. Найдите сумму:  ;

4. Столбик  термометра  установлен  на  -40. Какой станет температура, если столбик изменить на - 30?    

5. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: −7 + (−1);

6. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: −2 + (−2);

7. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел : - 242 + (-158).

2

- 8

5

-7

6,1

- 4

                                   

                                      Ответ: Красный волк

                                                    Слайд 5          

                                                                                                                                       

Задания 5 группы:

1.  Найдите модуль числа: ;

2.  К модулю числа  −7,3 прибавить модуль числа – 2,6;

3. Найдите сумму:  ;

4. Столбик  термометра  установлен  на  - 30. Какой станет температура, если столбик изменить на - 20?    

5. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: −4 + (−2);

6. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: −3 + (−5);

7. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел : - 242 + (-158).

2

- 6

8

-5

9,9

- 8

                                     Ответ: Тувинский бобер

                                                     (Слайд 6)

                                           

Задания 6 группы:

1.  Найдите модуль числа: ;

2.  К модулю числа  −8,3 прибавить модуль числа – 2,7;

3. Найдите сумму:  ;

4. Столбик  термометра  установлен  на  - 50. Какой станет температура, если столбик изменить на - 10?    

5. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: −3 + (−4);

6. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: −5 + (−4);

7. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел : - 242 + (-158).

2

- 7

1

- 6

11

- 9

                                     Ответ:                                               Кабарга   (Слайд 7)

                                         

Итак, какие же животные занесены в Красную книгу Тывы? (Ответы групп). Давайте сначала послушаем сообщение про этих животных, а потом можете задавать вопрос. Всех животных показать на слайдах и к доске вызвать заранее подготовленного ученика, чтобы прочитать сообщение.

Сообщение ученика

В Туве снежного барса называют ирбиш, всегда почитали «Хозяин гор». Он – родственник льва, тигра, леопарда и домашней кошки. Их так и называют – кошачьи. Самые сильные животные в своих краях.  Около 40 – 60 особей снежного барса обитает в республике Тува. Следы пребывания и сами животные встречаются в хребтах Монгун-Тайга. Одна из самых серьезных угроз для снежного барса – браконьерство. Продают шкуру за большие деньги. Продолжительность жизни барсов  составляет 10 – 15 лет. Одним махом перепрыгивает барс ущелья шириной до 10 метров, одним прыжком ловко может преодолеть высоту в 3 метра.

Красный волк. Этот вид похож  и на лису, и на волка. У красных волков отлично развит слух. Спящие животные улавливают шелест бумаги на расстоянии 10метров.Он хорошо плавает и не боится холодной воды. Животные далеко прыгают, быстро бегают.

Говорят, что волки чуткие и осторожные, их практически невозможно выследить или обмануть. Они неожиданно появляются, и также неожиданно исчезают.

Архар красивое стройное животное и является самым большим представителем  рода баранов. Отличительная особенность, это его рога, которые закручены в спираль. Они могут вырастать в длину до 180см,

 и весить около 30 кг.

Манул размером с домашнюю кошку. Масса 2,5–4,5 кг. Длина тела 48–62 см, длина хвоста 21–31, длина уха 4–5 см. Мех очень длинный, пушистый. Встречается  у россыпей камней, на останцах или в скалах.

Тувинский бобер. Единственная сохранившаяся до наших дней популяция обитает только на реке Азас. Эти бобры устраивают жилища в норах со входом под водой на глубине 2 м, наиболее активны в темное время суток. Животное кабарга – это одна из разновидностей оленей. Этот олень имеет два передних клыка, которые растут из верхней челюсти. Излюбленным местом кабарги является лес. Поэтому именно здесь животное проводит большую часть времени. Этот вид оленя привык к одиночному образу жизни.

(Задания 1 – 6 решаются по предыдущим темам)

7. -242 + 158

(Задание 7 содержит подвох. Способ сложения чисел с помощью координатной прямой применять неудобно, на этом моменте ученики сталкиваются с необходимостью получения правила сложения  отрицательных чисел.)

- Удобна ли складывать числа – 242 и  158 с помощью координатной прямой?                                                                        

                                                                                      [Нет, не удобно.]

- Как же нам быть?  

 [Вывести правило сложения чисел с разными знаками.]

- Тогда какая цель будет у нас на этом уроке?

[Узнать правило сложения отрицательных чисел.]

Учитель. Запишите в тетрадь тему урока: «Сложение отрицательных чисел».

Изучение нового материала (10 мин.)

Учитель. Сейчас вы станете исследователями и, работая  в парах, выведите правило сложения чисел с разными знаками. Для этого вам нужно будет выполнить лабораторно-практическую работу и, ответив на поставленные вопросы, сформулировать правило сложения отрицательных чисел. Раздать карточки с таблицей.

Лабораторно-практическая работа

Задача: вывести правило сложения отрицательных чисел.

Ход работы

1.С помощью координатной прямой выполните сложение чисел:

а) −7 + (−2) = _____ ;                                              б) −2 + (−1) = _____ ;

в) −3 +(− 3) = _____ .

2.Заполните таблицу.

Пример

Значение

суммы

Модуль

каждого слагаемого

Сумма модулей

а) – 7 + (−2)

б) – 3 + (−3)

 в) −2 + (− 1)

3. Ответьте на вопросы.

  1. Чем различаются значение сумма отрицательных чисел и сумма модулей? ____________________________________________________________
  2. Какое число будет получаться при сложении отрицательных чисел? ____________________________________________________________

4. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел:

Чтобы сложить два отрицательных числа надо:

  1. поставить знак _________________________________ ,
  2.  _____________________   модули слагаемых.

Учитель. Устно проверим полученные результаты, сравним «наше» определение с определением из учебника  на с. 33 и обсудим, в какой момент лучше ставить знак минус.

(Для подтверждения того, что сначала лучше ставить знак «минус», возвращаемся к примеру 7 из математического лото.)

Учитель. Вернемся к нашему примеру  и воспользуемся правилом сложения отрицательных чисел: −242 + (−158) = − (242 + 158) = −390.

(Ученики смотрят образец оформления, а затем записывают его в тетрадь.)

Первичное закрепление (7 мин.)

Учитель. Чтобы закрепить применение правила сложения отрицательных чисел, выполним задание из рабочей тетради (с.155, №3).

№ 3

Выполните сложение:

а) −35 + (−24)=                                             д)                           

б)  −147 + (−256) =                                            

в) −17,2 + (−5,9) =                                             е)  

г) −0,48 + (−0,76) =                                            ж)

        Задания №3 (а,б,д) Фронтальная письменная работа. К доске вызывается  ученики по очереди, которые проговаривают правило и оформляют по образцу решение на доске.

Задания № 3 (в,г,е,ж). Решение с параллельным комментированием. Ученики выполняют задание на своих местах, по очереди проговаривая вслух ход своего решения.

Домашнее задание

Учебник, с.33, п.32, читать, ответить на вопросы;

№ 1056, 1056

Контроль усвоения материала (7 мин.)

(Решение на листочках с дублированием ответов в тетрадь)

Вариант 1                   Ф.И. ________________________ 6 класс

а) – 43 + (−17);        б)  +

в) +        г) – 0,54 +(−0,06);         д) +(− 3)

Вариант 2                   Ф.И. ________________________ 6 класс

а) – 37 + (−13);        б)  +

в) +        г) – 0,87 +(−0,03);         д) + 

 (Листочки сдаются учителю на проверку, а ученики сравнивают свои ответы, записанные в тетради, с ответами, которые диктует учитель, что дает представление о будущей оценке.)

Рефлексия  (3 мин.)

− Какая цель была у нас сегодня на уроке?

− Была ли она достигнута?

− Стало ли вам проще складывать числа с разными знаками?

− Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.

Литература и интернет ресурсы:

1.Дидактические материалы по математике: 6 класс: практикум/ А.С. Чесноков, К.И. Нешков.- 6-е изд.−М.: Академкнига/учебник 2014.

2.Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2013.

3.Рабочая тетрадь по математике к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: 6 класс» Т.М. Ерина., М.: Мнемозина, Издательство «Экзамен» Москва·2013.

4. https://multiurok.ru/

5. https://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Сложение отрицательных чисел", п.32

Тестовая работа, 6 класс,  п. 32, УМК Н.Я. Виленкин. Тест выполнен в программе Excel - 2003, с применением макросов....

Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками

Урок-обобщение по теме "Сложение  отрицательных чисел и чисел с разными знаками" разработан в форме дидактической игры...

План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"

Урок изучения нового материала.Содержательная основа учебного занятия: 1)опорные знания: понятие координатной прямой, понятие отрицательных иположительных чисел, понятие модуля числа; 2) опорные ...

Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками

Задачи занятия:1. Учебная:• выработать навыки сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.2. Воспитательная:• воспитать внимание;• умение работать в паре.3. Развивающая:• развивать ло...

Урок по математике "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"

Материал к уроку по математике "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"Технологическая картаПрезентацияТест...

Методическая разработка урока по теме: ««Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.»

Материал содержит конспект урока комплексного применения знаний  в 6 классе....