Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика""
методическая разработка по математике (8 класс)

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения. Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8-9 классов. Рабочая программа  учебного курса по геометрии разработана на основе: программы внеурочной деятельности для основной школы. Математика. 7-9 классы / сост. М. С. Цветкова, О.Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014; внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx58.99 КБ

Предварительный просмотр:

     

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения и  на основе следующих документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

-приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.;

- примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15);

-письмо Министерства образования и науки РФ от 16 мая 2018 г. № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;

- письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
-примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы,  сост. А. А. Кузнецов,— М.: Просвещение, 2016. — 64с. — (Стандарты второго поколения);

-примерная основная образовательная программа образовательной организации. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2016), (Стандарты второго поколения);

-программы внеурочной деятельности для основной школы. Математика. 7-9 классы / сост. М. С. Цветкова, О.Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;

-внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 223с. – (Стандарты второго поколения);

-  основная образовательная программа основного общего образования  МКОО «Старомостякская средняя школа»;

- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;

-учебного плана МКОО «Старомостякская средняя школа» на 2018-2019 учебный год

    Данная программа рассчитана на проведение  1 часа в неделю,  35 часов в год.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

Личностные:

          Обучающийся  получит возможность научиться:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  •  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

1) Регулятивные.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • составлять план и последовательность действий;
  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  •  предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
  •  осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  •  адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

2) Познавательные.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  •  формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  •  оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) Коммуникативные.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  •  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  •  прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

           Обучающийся  научится:

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках,
  • уметь решать нестандартные уравнения и неравенства, квадратные уравнения; уметь формализовать и структурировать информацию,
  • уметь выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – в таблицы, схемы, графики, диаграммы с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и  компьютера;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

  1. Элементы математической логики. Теория чисел. Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле.

Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:

  • уметь решать логические задачи;
  • отображать логические рассуждения геометрически;
  • записывать сложные высказывания, формулировки теорем, аксиом, используя символы алгебры и логики;
  • уметь применять графы и принцип Дирихле при решении задач;
  • анализировать и осмысливать текст задачи, моделировать условие с помощью схем, рисунков, графов;
  • строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль.
  • уметь решать  задачи повышенной сложности;
  • применять различные способы разложения  на множители при решении задач;
  • научится решать уравнения и системы уравнений первой степени с двумя переменными.
  1. Геометрия многоугольников. Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула. Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические  задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.

Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:

  • распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры;
  • уметь разделять фигуры на части по заданному условию из частей конструировать различные фигуры;
  • уметь решать задачи на нахождение площади и объема фигур, знать старинные меры измерения площадей;
  • познакомиться с историческими сведениями о развитии геометрии, расширить кругозор в области изобразительного искусства, архитектуры, получить практические навыки изображения увеличенных картин;
  • научиться работать над проектами, развивая исследовательские навыки.
  1. Геометрия окружности. Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы  в олимпиадных задачах.

Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:

  • распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях окружности;
  • уметь решать задачи на применение свойств окружности, касательной, вписанных углов и др.
  1. Теория вероятностей. Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:

  • иметь представление об элементарном событии уметь вводить обозначения для элементарных событий простого опыта, интерпретировать условия задач в виде схем и рисунков;
  • знать, что сумма вероятностей всех элементарных событий равна единице;
  • понимать что такое объедение и пересечение событий, что такое несовместные события;
  • уметь решать вероятностные задачи с применением формул сложения вероятностей для несовместных событий, формулы умножения вероятностей независимых событий.
  1. Уравнения и неравенства. Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение  на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема  Безу о делителях свободного члена,  деление «уголком», решение  уравнений и неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.

Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:

  • познакомиться с методами решения уравнения с параметрами, простых и более сложных, применением графического способа решения;
  • овладеть навыками разложения на множители многочленов 5,3,4 степеней;
  • научиться решать уравнения и неравенства с модулем, «двойным» модулем;

  1. Проекты. Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. Работа над проектами.

Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:

  • спланировать и подготовить творческий проект по выбранной теме, получат опыт публичных выступлений;
  • познакомиться с основами исследовательской деятельности, приобретет опыт работы с источниками информации, интерпретировать информацию (структурировать, презентовать с помощью таблиц, диаграмм и пр.), обрабатывать информацию с помощью компьютерных программ, ресурсов Интернет;
  • приобретет навыки самостоятельной работы для решения практических заданий, опыт коллективной работы в сотрудничестве.

 Примерная тематика проектов:

 Роль математики в  архитектурном творчестве.  

 Архитектура – дочь геометрии.

 Симметрия знакомая и незнакомая.

 Пропорции  человеческого тела. Золотое сечение.

 Задачи о мостах. Понятие эйлерова и гамильтоновых циклов.

 Логические задачи – мой задачник.

 Дерево решений  - применение для вероятностных задач.

 Приложение теории графов в различных областях науки и техники.

 Мой задачник – уравнения и неравенства с модулем.

 Квадратные уравнения – многообразие методов решения.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

1.

Элементы математической логики. Теория чисел.

7

2.

Геометрия многоугольников.

10

3.

Геометрия окружности.

3

4.

Теория вероятностей.

4

5.

Уравнения и неравенства.

6

6.

Проекты.

5

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Количество часов

Форма и вид деятельности

Примечание

план

факт

Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел. (7 ч.)

06.09

Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна.

1

Беседа-лекция, Решение занимательных задач

13.09

Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними.

1

Беседа. Практическая работа в группах

20.09

Задачи на комбинации и расположение.

1

Решение задач, индивидуальная работа

27.09

Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач.

1

Мини-лекция, «Конкурс знатоков»

04.10

Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители.

1

Решение задач, работа в группах

11.10

Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах.

1

Решение задач, работа в группах

18.10

Графы в решении задач. Принцип Дирихле.

1

Мини-лекция Решение задач, работа в группах

Тема 2. Геометрия многоугольников. (10 ч.)

25.10

Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции.

1

Беседа. Знакомство с научно-популярной литературой. Практическая работа в группах

9-10

08.11

15.11

Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формула Пика.

2

Практическая работа в группах

11

22.11

Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула.

1

Практическая работа в группах, «Математический КВН»

12

29.11

Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора.

1

Беседа. Просмотр  фрагментов фильма. Оформление математической газеты, работа с источниками информации.

13

06.12

Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии.

1

Мини-лекция . Беседа. Оформление математической газеты, работа с источниками информации.

14

13.12

Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические  задачи.

1

Творческая работа в группах

15

20.12

Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические  задачи.

1

Решение занимательных задач, Творческая работа в группах

16

27.12

О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение.

1

Творческая работа в группах, диагностическая работа в виде викторины «Своя игра»

17

17.01

Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.

1

Мини-лекция Практическая работа

Тема 3. Геометрия окружности (3 ч.)

18

24.01

Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи.

1

Беседа. Просмотр  фрагментов фильма. работа с источниками информации, игра «Конкурс знатоков» 

19

31.01

Окружности, вписанные углы, вневписанные углы  в олимпиадных задачах.

1

Творческая работа в группах.  Решение олимпиадных и занимательных задач

20

07.02

Окружности, вписанные углы, вневписанные углы  в олимпиадных задачах.

1

Творческая работа в группах.  Решение олимпиадных и занимательных задач

21

14.02

Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование.

1

Мини-лекция. Выполнении е коллективного мини проекта.

Тема 4. Теория вероятностей. (4 ч.)

22

21.02

Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности.

1

Мини-лекция. Беседа. Решение задач. Практическая работа в группах

23

28.02

Геометрическая вероятность.

1

Мини-лекция. «Математический КВН»

24

07.03

Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

1

Творческая работа в группах.  Решение олимпиадных и занимательных задач

25

14.03

Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

1

Практическая работа. Диагностическая работа в виде теста. Оформление брошюры-пособия

26

21.03

Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации.

1

Проективная работа, индивидуальная работа над проектами,  экскурсия

Тема 5. Уравнения и неравенства. (6 ч.)

27

04.04

Уравнения с параметрами – общие подходы к решению.

1

Мини-лекция. Решение заданий в парах.

28

11.04

Разложение  на множители.

1

Беседа. Практическая работа в группах.

29

18.04

Деление многочлена на многочлен. Теорема  Безу о делителях свободного члена,  деление «уголком»

1

Мини-лекция Практическая работа в парах.

30

25.04

Решение  уравнений и неравенств.

1

Решение задач, работа в группах Участие в математическом конкурсе

31

02.05

Решение  уравнений и неравенств.

1

«Конкурс знатоков»,

работа с источниками информации, ресурсами Интернет.

32

16.05

Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.

1

Практическая работа. Диагностическая работа в виде теста. Оформление брошюры-пособия

Тема 6. Проекты. (5 ч.)

33

23.05

Работа над проектами.

1

Работа с источниками информации. Беседа.

34

30.05

Защита проектов.

1

Конференция

35

3.05

Защита проектов. Заключительное занятие.

1

Конференция, викторина «Своя игра»

Формы проведения занятия и виды деятельности

Формы проведения занятия

и виды деятельности

Примерная тематика

Игры, конкурсы

«Конкурс знатоков», «Математический КВН», «Игра «Веришь или нет», «Своя игра»

Беседы

«Математика в разные периоды истории», «Пифагор и его школа», «Роль схоластики в современном мире» и др.

Участие в математических олимпиадах

Участие в олимпиадах, дистанционных конкурсах

Оформление математических газет, брошюр и пособий

 «Ребусы и головоломки»», «Математическая газета», «Задачки и картинки», «Тренажер для счета» и др.

Решение занимательных задач, задач повышенной трудности, решение практических задач

«Решение занимательных задач в стихах», «Решение олимпиадных задач», «Решение задач повышенной трудности», решение задач практической направленности.

Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

 «Доклады о великих математиках», знакомство с математической энциклопедией, «Невозможный мир», «Заповеди Пифагора» и др.

Творческая работа в группах, проективная работа, экскурсии

«Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Лист Мебиуса», изготовление объемных многогранников, упаковок, изучение архитектуры зданий города  и пр.

Практическая работа, диагностическая работа

Индивидуальные задания, дифференцированные задания разного уровня сложности

Оборудование:

Литература :

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе 7–8 кл.: Пособие для

учителей / Г.И. Глейзер.– М.:Просвещение,1982. – 240с.

  1. Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Под ред. С.И. Шварцбурда, М.:Просвещение, 1977 – 288с.
  2. Виленкин Н.Я. и др. Факультативный курс. Избранные вопросы математики (7-8 класс). М.:Просвещение, 1978. – 192с.
  3. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.-79с.
  4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.- М.:Просвещение, 2001.- 96.
  5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных):книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996. – 144с.
  6. Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012. – 117с.
  7. Марков С.И. курс истории математики / С.И. Марков. – Иркутск, 1995.
  8. Майер Р.А. История математики. Курс лекций. Ч.1, Ч. 2. Красноярск, 2001, 2006.
  9.  Михайленко Е.А., Тумашева О.В. Методика обучения схоластической линии в школьном курсе математики: учебно-методическое; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, - Красноярск, 2009.- 116с.
  10.  Фрибус Е.А. Старинные задачи с историко-математическими экскурсами: Методические рекомендации в помощь учителям математики /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1988-1990. – Ч1,2.
  11.  Фрибус Е.А. Избранные старинные задачи науки о случайном: Методические рекомендации /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1989.
  12.  Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта + , 2002.
  13.  Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.  

Интернет ресурсы:

http://fgosreestr.ru/  Реестр примерных образовательных программ (ФГОС)

http://school.znanika.ru/  - страница электронной школы «Знаника».

http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru/zadachi/2016goda русская страница конкурсов для школьников.

http://www.yaklass.ru/  страница образовательного проекта «Я-класс»

http://www.unikru.ru/  страница «Мир конкурсов от уникум» . Центр интеллектуальных и творческих состязаний.

http://nsportal.ru/ страницы учительского портала Социальной сети работников образования

http://www.rosolymp.ru/  Всероссийская олимпиада школьников материалы, результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Математика для увлеченных"

Программа  «Математика для увлеченных», направлена на развитие логического мышления обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике, выявление и развитие их математических способносте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...

Программа внеурочного курса " Математика в задачах" 6 класс.

Программа составлена в соответствии с ФГОС.Предлогаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающтхся,для формирования элементов логической грамотности,коммуникативных умений ...

Программа внеурочной деятельности " Математика для увлеченных "

Цель программы: развитие у учащихся устойчивого интереса собственно к математике, знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика являетс...

Программа внеурочной деятельности "Математика для всех" для учащихся 8 класса

Программа  внеурочной деятельности «Математика для всех» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики школьной программы и вопросами, выходящими за рамки школьной п...