ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Математика для любознательных»
материал по математике (5 класс)

Пятышева Анна Ивановна

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Математика для любознательных» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и адресована учащимся 5 класса.

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Творческие задания позволяют решить поставленные задачи и вызвать интерес обучающихся. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Математика для любознательных»

для учащихся 5 класса,

срок реализации – один учебный год, 34 часа,

направление – общеинтеллектуальное

                                                                                                                                               Автор  – составитель:

                                                                                                                                               Пятышева Анна Ивановна,

                                                                                                                                                              Учитель математики

2018

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Математика для любознательных» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и адресована учащимся 5 класса.

Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.  

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Творческие задания позволяют решить поставленные задачи и вызвать интерес обучающихся. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Обучение по данной программе способствует формированию новых знаний, умений, навыков,  предметных компетенций в области математики и повышению общего уровня математической культуры пополнять математические знания из специальной литературы.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности

Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности ученика на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • раскрытие творческих способностей учащихся;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи;
  • отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • делать выводы на основе обобщения знаний.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  • познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
  • познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков;
  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
  • познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
  • познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач.

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Математика для любознательных» для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем: «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций,  игр. Предлагаемая система занятий позволит успешно решать задачи развития внимания, памяти, воображения, быстроты реакции, пробудить интерес  к самому процессу познания.    

Интерес программного материала у учащихся значительно повышается, если учитель предлагает им различные математические головоломки. В программе курса с учётом обязательных  результатов обучения математике для учащихся данного возраста рассматриваются различные арифметические и логические головоломки.

Развитие пространственного воображения способствуют задачи геометрического содержания. Рассматриваются занимательные геометрические задачи, которые имеют прикладную направленность. Изучая вопросы геометрического содержания, учащиеся создают геометрический образ, оперируют данным образом в односложных связях и изменённых условиях. Ученики участвуют в творческом конструировании образа.

 Основным методом реализации программы является системно-деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности. Вся информация теоретического характера даѐтся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, решением ребусов, кроссвордов и т.д. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня. В программе присутствуют темы и задания, которые стимулируют обучающихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.

Место курса в учебном плане

 Программа рассчитана на 34 часа в год, один час в неделю.

Тематическое планирование

№п/п

Тема раздела

Предметные результаты

Характеристика учебной деятельности

личностные

метапредметные

предметные

Введение в «Удивительный мир математики» История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.

Устойчивый познавательный интерес к математике и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели

Проведение несложных рассуждений и обоснований в процессе решения задач.

Организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Ученик узнает историю возникновения науки, познакомится ся с биографией и открытиями древнейших математиков

Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями.

Магия чисел Приемы устного счета:

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач.

Могут устно прикидывать и оценивать результаты

Ученик научится быстро считать устно используя изученные приемы

Объясняет выбор нужного приема устного счета

Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду

Умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Узнают интересные свойства чисел, познакомятся с названием чисел, класс которых больше миллиарда, расширят понятие степени числа, познакомятся с методом проектов

Используют свойства степени, разрабатывают собственные проекты, занимаются исследовательской работой

Математическая логика. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

Первые шаги в геометрии  Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных логических задач;

Формирование эстетических потребностей, ценностей

Умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. 

Находят наиболее рациональные способы решения логических задач

Могут устно прикидывать и оценивать результаты.

Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах; Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами; Распознают плоские геометрические фигуры, умеют применять их свойства при решении различных задач;

Решают текстовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»; Решение логических задач матричным способом.

Осознают отличие плоскости от пространства, плоскостных геометрических фигур от пространственных. Решают нестандартные задачи разрезание. Решают танграмы.

Решая задачи, анализируют и осмысливают текст задачи, умеют переформулировать условие, извлекают необходимую информацию

Изготавливают модели многогранников, решают задачи на разрезание, решают шуточные геометрические задачи. Выполняют исследовательскую работу.

Математические игры. Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».

Формирование устойчивого познавательного интереса к результатам ,полученным при соревновании со сверстниками. Понимание причины успеха в учебной деятельности, формирование мотивации и стремления к победе.

Умение ставить цели, самостоятельно оценивать условия их достижения.

Принимать и сохранять учебную задачу, уметь работать в группах, командах, отстаивать собственную точку зрения, правильно и грамотно излагать свои мысли.

Применяют вычислительные навыки; геометрические навыки; анализируют и осмысливаюттекст задачи; моделируют условие с помощью схем, рисунков; строят логическую цепочку рассуждений; критически оценивают полученный ответ

Знакомятся с основными видами математичеких игр и на практике знакомятся с их условиями.

Календарно тематическое планирование

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Введение в «Удивительный мир математики»

2

1

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

1

2

Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.

1

Магия чисел.

10

3

Приемы устного счета:

умножение на 5(50)

деление на 5(50),25(250)

1

4

Признаки делимости

умножение двузначных чисел на11

возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5

1

5

Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел

умножение однозначного или двузначного числа на 37 Биографические миниатюры (Блез Паскаль)

1

6

Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков Биографические миниатюры (Пьер Ферма)

способ сложения многозначных чисел

1

7

Умножение на 9,99,999

умножение на 111, умножение «крестиком»

1

8

Простые числа. Интересные свойсва чисел.

1

9

Мир больших чисел (степени).

1

10

11

12

Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.)

3

Математическая логика

6

13

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

1

14

Решение логических задач матричным способом.

1

15

16

Решение олимпиадных задач.

2

17

Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика».

1

18

Задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

1

Первые шаги в геометрии.

10

19

Пространство и плоскость. Геометрические фигуры.

1

20

21

Разрезание и складывание фигур.

2

22

23

Изготовление многогранников.

2

24

25

Искусство оригами

2

26

27

Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры).

2

28

Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

1

Математические игры

6

29

Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки.

1

30

Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики».

1

31

32

Игра «Математическая Абака».

2

33

34

Игра «Математический бой».

2

Литература

  1. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2017. – 128с.: ил.
  2. Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
  3. Гаврилова Т.Д.. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
  4. Гейдман Б.П. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
  5. Козлова Е. Г.. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.–М.: МЦНМО, 2010;
  6. Мардахаева Е.Л. « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» 2012 год.
  7. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с.
  8. Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К.Задачи на смекалку.–М.: Дрофа, 2005;
  9. Предметные олимпиады. 5-11 классы. Математика / авт.-сост. Л.Н.Дегтярь [и др.]. – Волгоград : Учитель. – 95 с.
  10. Смирнова И.М., Смирнов В.А.. Геометрия. Нестандартные и исследовательские задачи. Учебное пособие 7–11.–М.: Мнемозина, 2004;
  11. Спивак А. В.. Тысяча и одна задача по математике.–М.: Просвещение, 2005
  12. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
  13. Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы.  ФГОС / А.В.Фарков. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 191, [1] c. (Серия «Учебно-методический комплект»)
  14. Фарков А.В. Математические олимпиады: методика подготовки. 5-8 классы. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016 – 176с. – (Мастерская учителя математики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Математика для увлеченных"

Программа  «Математика для увлеченных», направлена на развитие логического мышления обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике, выявление и развитие их математических способносте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...

Программа внеурочной деятельности " Математика для увлеченных "

Цель программы: развитие у учащихся устойчивого интереса собственно к математике, знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика являетс...

Программа внеурочной деятельности "Математика для всех" для учащихся 8 класса

Программа  внеурочной деятельности «Математика для всех» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики школьной программы и вопросами, выходящими за рамки школьной п...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных" для 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"...

Программа внеурочной деятельности."Математика для любознательных".

Спецкурс для  учащихся 5 классов, 35 часовПрограмма курса направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащ...