Анализ работы ШМО точных наук
материал по математике

Шибанова Наталья Николаевна

Школьное методическое объединение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_matematika_2017.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы школьного методического объединения

учителей точных наук МБОУ СОШ №23

за 2016-2017 учебный год

               Деятельность методического объединения учителей математики, физики и информатики в 2016 – 2017 учебном году строилась в соответствии с Положениями о методической работе ШМО,  планом методической работы школы. Работа была направлена на решение проблемы «Системно-деятельностного  подхода в образовательном процессе как основа для введения стандартов второго поколения и для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ».

             Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания. Обновление содержания образования в настоящее время требует от учителя широкого кругозора, понимания философии образования, знания и владения современными педагогическими технологиями, рефлексивных и прогностических умений. Методическая работа в МО – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Она направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников.      

В состав методического объединения Точных наук в 2016-2017  учебном году входило 4 педагога: Шибанова Н.Н., Зуева Л.Ф., Самсонова А.С., Табунчик Т.Е.

 Качественный показатель состава М.О. определяет следующее:

- все педагоги имеют высшее образование (двое – высшее педагогическое);

-высшую категорию имеет 1 педагог;

- 1 категорию имеют 2 педагога;  

-  соответствие занимаемой должности –1 педагог.

Со стажем работы: до 5 лет – 0 учителей;

                                  от 5 до 10 лет – 0 учитель;

                                  от 10 до 15 лет – 0 педагогов;

                                  от 15 до 20 лет – 3 педагога;

                                  старше 20 лет –1 учитель.

В 2016-2017 учебном году коллектив МО продолжал работать  над темой «Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС». По данной теме ШМО работало второй год, поэтому  основным условием реализации темы по-прежнему являлось расширение информационной компетентности учителя как базовой профессиональной компетентности независимо от преподаваемого предмета и как определяющей уровень образованности человека.

Цель работы:

Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, реализация современных технологий обучения на уроке через инновационные процессы обучения и создание условий для перехода на новые ФГОС.

 В этом году расширился список учителей, которые работали в рамках внедрения ФГОС, это – учителя: Зуева Л.Ф., Самсонова А.С., Шибанова Н.Н.и Табунчик Т.Е. Члены МО вместе с другими педагогами школы активно работали над данной темой, сосредоточив свое внимание в основном на вопросах, связанных с внедрением ФГОС в образовательный процесс. В соответствии с направлением работы школы педагоги МО ставили перед собой следующие задачи:

Задача №1: Продолжать актуализировать работу ШМО по повышению качества образования школьников в условиях перехода на ФГОС ООО.

Задача №2. Приступить к созданию единой модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе, включающей согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений в этом направлении.

Задача №3. Для укрепления результатов и повышения уровня знаний учащихся выпускных классов усилить и систематизировать зачѐтную форму работы, проводить поэлементный анализ школьного пробного ЕГЭ, с учѐтом результатов которого строить дальнейшую учебную работу, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками. На уроках проводить контрольные работы по материалам и в форме ЕГЭ. Начиная с 5-х классов проводить контроль в форме тестов.

Задача №4. Расширять возможности  для повышения квалификации, роста профессионального мастерства и распространения передового опыта педагогических кадров, применение технологий дистанционного обучения.

Задача №5. Уделять особое внимание развитию природных способностей, коммуникативных, научно-исследовательских компетентностей в ходе подготовки учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам.  

Задача №6. Формировать  основы  самостоятельности у учащихся 5-8 классов, вовлекать их в посильное участие в интеллектуальных марафонах, играх, предметных конкурсах, олимпиадах по предметам точных наук.

Реализация поставленных задач:

Задача №1: Продолжать актуализировать работу ШМО по повышению качества образования школьников в условиях перехода на ФГОС ООО.

                В этом учебном году четыре  члена ШМО Самсонова А.С., Зуева Л.Ф. и Шибанова Н.Н. и Табунчик Т.Е. преподавая математику, ИВТ и физику  в 5, 6 и 7  классах, внедряя в свою деятельность новые государственные стандарты образования. Данные педагоги   работали по учебному плану, который определён примерной программой полного и общего образования по математике (базовый уровень), ИВТ и физике.          На августовском заседании ШМО членами объединения было представлено планирование по новой,  утвержденной на заседании членов методсовета школы, форме.                                                                             

В учебном процессе использовались следующие УМК:

 Математика: 

Виленкин Н.Я., Жохов В.И. «Математика 5 класс», 

Виленкин Н.Я., Жохов В.И. «Математика 6 класс».

Алгебра: Макарычев «Алгебра », 7,8 и 9 классы;

Алгебра и начала анализа: Мордкович А.Г. «Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень) 10-11 класс»,

Колмогоров «Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс»,

Геометрия:  Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.  «Геометрия 7-9 классы»,  

                      Атанасян Л.С. , Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.  «Геометрия 10-11 классы»

Информатика: Угринович Н.Г.  «Информатика и информационные технологии 8 класс»;

Угринович Н.Г.  «Информатика и информационные технологии 9 класс».

Угринович Н.Г.  «Информатика и информационные технологии  10–11».                                                                                                    Физика: Громцева О.И. "Физика" 7-11 классы.

Все перечисленные учебники рекомендованы Министерством образования РФ до 2017-2018 учебного года. Также учителями МО использовались дидактические, сборники тестовых заданий, сборники дополнительных задач для 5 – 11 классов по математике, методические рекомендации для учителя,  рабочие тетради, Интернет - ресурсы.

Учебные программы за 2016-2017 учебный год по предметам «математика», «физика»  и «информатика»  выполнены.

В течение всего учебного года учителя математики, физики и ИВТ проводили индивидуальную работу с отстающими учениками, как на уроке, так и во внеурочное время. Проводилась работа по отработке вычислительных навыков учащихся, проводилась регулярная работа над ошибками во всех видах работ по дополнительным сборникам, тестам, индивидуальным карточкам, оказывалась помощь в выполнении домашних заданий. Особое внимание в работе МО было уделено  подготовке учащихся к сдаче экзаменов. Учителями Зуевой Л.Ф. и Самсоновой А.С. осуществлялась индивидуальная работа по подготовке учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации в ходе проведения учебных занятий, дополнительных консультаций. Учителями математики проводилась работа с родителями по организации учебной деятельности учащихся.

        Анализ качества знаний на конец года показал, что качество обучения учащихся 6 классов по сравнению с прошлым годом упал на  11%, что связано с резким падением успеваемости 6б класса. Причину падения можно объяснить прибытием в класс детей из приюта (5 человек), а также западением некоторых навыков, которые должны отрабатываться в начальной школе: знание таблицы умножения, навыки устного счета. В 6а классе качество знаний остается на высоком уровне: 90% .                                                                                                                             Учащиеся 5 классов прошли адаптационный период, показав средний процент качества знаний учащихся.                                                                                                                               Вырос процент качества знаний  в 7а и 7 б классах по математике, учителя Зуева Л.Ф. (на 4%) и Самсонова А.С. (на 11%).                                  Качество знаний в 7 классах по физике чуть ниже среднего, что вероятно связано с  ведением этого предмета первый год  в обучении.  Высокий 100%  показатель качества знаний у учащихся 7 классов по предмету ИВТ, учитель Самсонова А.С.

         Качество  знаний учащихся 5,6 и 7  классов по математике, ИВТ и физике:

Класс

Качество знаний 2015-2016

Качество знаний 2016-2017

Учитель

7а, математика

55%

66%

Самсонова А.С.

38%

42%

Зуева л.Ф.

итого

46%

54%

7а,б

ИВТ

-

100%

Самсонова А.С.

7а,б

физика

-

48%

Табунчик т.Е.

94%

90%

Шибанова Н.Н.

54%

31%

Шибанова Н.Н.

итого

72%

61%

62%

Зуева Л.Ф.

43%

Зуева Л.Ф.

итого

53%

          Вывод: Качество знаний учащихся 5 классов по математике (ФГОС) за 2016-2017 год составил  53%, т.е. программный материал освоен на среднем  уровне. В 6-ых классах по математике (ФГОС) выше среднего 61%, в 7-ых классах по математике (ФГОС)  на среднем уровне 54%, по физике  (ФГОС)  на среднем уровне 48%, по ИВТ в 7-ых классах на высшем уровне 100%.

 Участие МО в работе по повышению качества образования школьников в условиях перехода на ФГОС ООО  показало свои положительные стороны, но и выявило ряд проблем:

  • отсутствие внешних рецензий на рабочие программы педагогов;
  • недостаточность современных УМК, включающих учебные пособия нового поколения, которые бы отвечали всем требованиям стандарта;
  • недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.

Задача №1 на новый учебный год: Продолжать актуализировать работу ШМО по повышению качества образования школьников в условиях перехода на ФГОС ООО.

Задача №2. Организация преемственности обучения в реализации современных педагогических технологий и создание единой модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе, включающей согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений в этом направлении.

Преемственность начального общего и основного общего образования – важнейшая составляющая в образовательной действительности, смысл которой состоит в создании системы отношений между начальной и средней школой в реализации ФГОС, направленной для выявления, согласования и реализации интересов всех участников отношений, деятельность которых направлена на формирование способностей обучающихся к саморазвитию, личностному самоопределению.

В период перехода образования от Стандарта НОО к Стандарту ООО преемственность начального общего и основного общего образования как условие формирования личности обучающихся, способной к саморазвитию и личностному самоопределению, должна способствовать оптимизации организационно-педагогических условий в школе, направленных на успешную реализацию требований ФГОС.

При этом ожидаемыми результатами работы должны являться следующие показатели:

- рост качества знаний обучающихся;

-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;

-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

           В нашем образовательном учреждении преемственность НОО и ООО при реализации ФГОС соблюдается, но не в полном объёме. Существует  проблема создания единой модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе, включающей согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений в этом направлении. Основные проблемы при реализации задачи №2:

  • нет инструментария для оценки УУД учащихся (отсутствие четкого механизма оценивания УУД);
  • нет общих подходов к оцениванию результатов учащихся.

Задача №2 на новый учебный год. Создания единой модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном этапе, включающей согласованные виды и процедуры мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений в этом направлении.

Задача №3. Для укрепления результатов и повышения уровня знаний учащихся выпускных классов усилить и систематизировать зачѐтную форму работы, проводить поэлементный анализ школьного пробного ЕГЭ, с учѐтом результатов которого строить дальнейшую учебную работу, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками. На уроках проводить контрольные работы по материалам и в форме ЕГЭ. Начиная с 5-х классов проводить контроль в форме тестов.

       В 2016-2017 учебном году при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по системе СтатГрад  в 9 классах проведено 5 диагностических работ и пробный экзамен по математике, в 11 классе 5 диагностических работ. Учителя Зуева Л.Ф., Самсонова А.С. систематически проводили анализ данных работ, разбирали с учащимися задания, вызвавшие у ребят большие затруднения в решении. В работе с учащимися при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ использовались специальные сборники для подготовки к экзаменам, а также демоверсии, выложенные на сайте ФИПИ.

          В этом учебном году учащиеся 11классов успешно сдали экзамен по математике как базового, так и профильного уровня, учитель Самсонова А.С.

          Хуже справились с экзаменом учащиеся 9 классов. Несмотря на то, что уровень обученности по сравнению с пробным экзаменом увеличился, не все учащиеся сдали экзамен. Учитель ЗуеваЛ.Ф.    

Итоги ОГЭ выпускников 9 классов  по математике

Класс

Кол-во

уч - ся

Получили оценку

Качество знаний

Успевае-мость

Учитель

 

«5»

«4»

«3»

«2»

ОГЭ

Год

ОГЭ

Год

Зуева Л.Ф.

Зуева Л.Ф.

Итого

Результаты ЕГЭ по математике

Класс

11А

Средний балл по школе

Средний балл по району

Средний балл

по области

Средний балл по России

Кол-во уч-ся

Задача №3 на новый учебный год. Совершенствовать систему индивидуальной учебной помощи обучающимся по предметам физико-математического цикла, используя мониторинг качества образования, систему по подготовке выпускников 9 классов к ОГЭ и 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задача №4. Совершенствование  педагогического мастерства и профессиональной компетентности  учителей математики, информатики, физики и совершенствование  работы учителя по изучению инновационного опыта других педагогов.

        Для повышения  педагогического мастерства  и профессиональной компетенции каждый учитель работал над самообразованием, выбрав интересующую его тему.

      Летом 2016 года дистанционные курсы повышения квалификации в Московском технологическом институте  прошли три педагога: Табунчик Т.Е., Самсонова А.С. и Шибанова Н.Н. Учитель Зуева Л.Ф. прошла курсы переподготовки.

        Учитель физики Табунчик Т.Е. участвовала в районном конкурсе методических разработок с использованием средств ИКТ, посвящённого 445-летию со дня рождения И.Кеплера, заняв в нем 3 место и в конкурсе педагогического мастерства «Лучшая презентация».                                                 В течении года все члены ШМО участвовали в заседаниях ШМО (8 заседаний).

         Все это способствовало повышению уровня профессионального мастерства учителей, их ориентации на решение современных задач образования, что, в конечном счете, направленно на повышение качества образовательного процесса.  

 Однако методическому объединению следует активизировать работу по созданию условий для повышения результативности работы учителей, их активного участия в различных конкурсах, что может служить основанием для выдвижения на награждение и повышения категории.  

Задача №4 на новый учебный год. Расширение возможностей для повышения квалификации, роста профессионального мастерства и распространения передового опыта педагогических кадров, применение технологий дистанционного обучения.

Задача №5.  Совершенствование  системы раннего выявления и поддержки одаренных детей через индивидуализацию обучения, как на уроках, так и во внеурочное время.

        В первом полугодии прошли школьные и районные олимпиады   по всем предметам физико-математического цикла. В этом учебном году среди участников районных олимпиад  победителей и призеров школа не имеет. Что объясняется совпадением даты проведения олимпиад со вспышкой вирусных заболеваний и не попаданием многих победителей школьного уровня на уровень муниципальный.

             Из всего следует, что ШМО точных наук необходимо продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования, так как высоких результатов на олимпиадах районного и международного уровня  школа не имеет.

Задача №5 на новый учебный год. Уделить особое внимание развитию природных способностей, коммуникативных, научно-исследовательских компетентностей в ходе подготовки учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам.   

Задача№6. Формирование основ самостоятельности у учащихся 5-8 классов, вовлечение их в посильное участие в интеллектуальных марафонах, играх, предметных конкурсах, олимпиадах по предметам точных наук.

    Во втором полугодии прошла «Неделя точных наук»,    все намеченные мероприятия которой проводились в хорошем темпе, укладывались в отведённое время, поддерживалась хорошая дисциплина за счёт интересного содержания конкурсов и контроля со стороны учителей-организаторов. Наблюдалась слаженная работа всех членов  методического объединения, своевременная координация действий, взаимопомощь и поддержка. Основные цели и задачи предметной недели достигнуты благодаря чёткому и своевременному планированию.

        Активное участи в этом учебном году школа приняла в конкурсах районного и муниципального уровней. Среди участников есть один победитель  в муниципальном конкурсе по ИВТ -- Ножова Анна (учитель Самсонова А.С.). А также большое количество призеров по физике (учитель Табучик Т.Е.) и ИВТ( учитель Самсонова А.С.).

КОНКУРСЫ

№№

п/п

Предмет

Уровень (муниципальный,

региональный, российский)

Результативность (1-3 место)

Место

Класс

Ф.И. уч-ся

Ф.И.О. учителя

Физика

региональный

2

8

Малоземова П

Табунчик ТЕ

Физика

региональный

3

8

Атакишиева А

Табунчик ТЕ

Физика

муниципальный

2

8

Малоземова

Атакишиева

Паксимадий

Табунчик ТЕ

ИВТ

муниципальный

2

7

Чернецов Егор

Самсонова АС

ИВТ

муниципальный

2

10

Вощечкова София

Самсонова АС

ИВТ

муниципальный

2

11

Ягупова Настя

Самсонова АС

ИВТ

муниципальный

1

7

Ножова Анна

Самсонова АС

ИВТ

муниципальный

2

8

Белоусов Илья

Самсонова АС

Задача №6 на новый учебный год. Повышать качество образования и развивать интерес к дисциплинам, используя деятельностный подход в обучении, организацию проектной деятельности учащихся.

Проблемы, возникшие при реализации задач ШМО:

  • недостаточно современных УМК, включающих учебные пособия нового поколения, которые бы отвечали всем требованиям стандарта;
  • нет инструментария для оценки УУД учащихся (отсутствие четкого механизма оценивания УУД);
  • нет общих подходов к оцениванию результатов учащихся;
  • недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе;
  • отсутствие внешних рецензий на рабочие программы педагогов.

                                                                                 Руководитель ШМО учителей

                                                                                                                точных наук

 МБОУ СОШ №23

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного методического объединения учителей точных наук

План работы школьного методического объединения учителей точных наук...

Внеурочная работа. Мероприятия Декады точных наук (физика)

С 18 по 28 января 2016 года в СП №1 прошла «Декада точных наук».На уроках физики учащиеся 8-х классов приняли участие в «Физическом марафоне». 9-е классы на уроке-проекте увлеченно погрузились в творч...

План работы МО точных наук на 2017 - 2018 учебный год

Раздел математика. План работы МО  учителей точных наук на учебный год...

Анализ работы ШМО учителей точных наук за 2018-2019 уч. год

В материале предоставлен полный анализ работы учителей школьного методического обьединения точных наук за 2018-2019 учебный год....

Анализ работы кафедры точных наук.

В 2017 -2018 учебном году наша кафедра работала по теме: «Внедрение современных образовательных технологий в преподавании математики, информатики, физики как условие обеспечения качества образования...

План работы школьного методического объединения учителей кафедры Точных наук

План работы школьного методического объединения учителей кафедры Точных наук...