конспект урока «Умножение и деление на 10»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Ахметшина Фарида Рифкатовна

урок проведен в 5 классе в коррекционной школе 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                   Предмет: Математика

             Тема: «Умножение и деление на 10»

тип урока   комбинированный урок.

Базовый учебник: математика. Автор: М. Н. Перова, Г.М.Капустина (учебник для 5 класса специальных  (коррекционных )  образовательных учреждений VIII вида.)

 Цель: Познакомить с приёмом умножения и деления на 10, обобщить и систематизировать знания  обучающихся  по теме: «Таблица  умножения и деления чисел  от 2 до 9».

  Задачи:

 Образовательная:  

  • сконструировать таблицу умножения  на 10, опираясь на различные свойства умножения;
  • находить закономерности и особенности данной таблицы с целью быстрого её запоминания; применять ее на практике,
  •  исследовать связь между изменяющимся множителем и цифрами в произведении;
  •  закрепить знания учащихся  по таблице умножения и деления на 2- 9, учиться

 решать задачи на нахождение произведения и суммы.

Коррекционно - развивающая: 

Корригировать мыслительную деятельность через решение примеров и задач.

Развивать память и внимание через решение примеров в быстром темпе, устно.  

Развивать мелкую моторику через письменные работы в тетради.

Развивать логическое мышление через анализ, обобщение, классификацию, сравнение предметов.

Развивать адекватную самооценку.

Формировать знания математической терминологии.

Воспитательная:

 Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

совершенствовать коммуникативные навыки, дисциплинированность.

Формы работы учащихся – коллективная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная с последующей самопроверкой, дифференцированное обучение.

Оборудование: компьютер,  индивидуальные карточки, карточки – тесты с заданиями, учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, экран.

 

                                                       

                                                                           Ход урока:

 

Организационный момент.                          30 сек

Слайд 2                                    

  Здравствуйте ребята! Садитесь!

«Все расселись по местам,

Никому не тесно!

По секрету скажу Вам,

Будет интересно!

Будем мы считать, писать,

И решать задачи!

Чтоб сегодня как всегда,

В руки шла удача!

Узнаем новый материал,

Закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать,

Это всё  умею я!»

Начнём  урок  с хорошего настроения, как у нашего солнышка!! Слайд 3

У вас на столе разноцветные круги. С помощью их вы оцените свою работу в конце урока.

И ещё  убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только  руку подними. Слайд 4

2. Сообщение темы и цели урока.                                        Слайд 5

Сегодня на уроке мы будем решать примеры и задачи на умножение и деление числа  на 10.

3.Устный счет.                                                                    Слайд 6 -11                                          7мин

Что такое Умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней — умножить раз,
Чем слагать всё целый час.

Как называются компоненты умножения? (первый множитель, второй множитель, произведение)

Какое действие является обратным умножению? (деление). Вспомните, как называются числа при делении.(делимое, делитель, частное)

Повторение таблицы умножения и деления в пределах 9.

Четверо  веселых лягушат

Комаров ловили.

Каждый съел уже по пять.

Как же всех их сосчитать?(20)

Мышки с поля колосья таскали.

Все они в норки их убирали.

Каждая спрятала их по восемь.

Двое всех мышек.

А сколько колосьев?(16)

Мы картошку убирали,

Ведрами в мешки ссыпали.

Пятнадцать  ведер – поровну в пять мешков.

А сколько ведер в одном?(3)


Испекла нам бабушка 
Вкусные оладушки. 
Всего оладий 27. 
По 3 нам хватило всем. 
Кто ответит из ребят, 
Сколько было же внучат? (9) 

Сколько ушей у двух мышей? (4)

Сколько ножек у двух кошек? (8)


 Работа по индивидуальным карточкам. ( каждому ребенку выдается карточка с задачей.  Ребенок зачитывает карточку и отвечает на вопрос задачи)

Взаимопроверка

1.Сколько жевательной резинки купила Катя на 32 рубля, если одна пачка стоит 8 рублей?(4)

 2. У папы в шкафу 6 рубашек, а галстуков — в 3 раза меньше. Сколько галстуков у папы в шкафу?(2)

 3. В коробку умещается 6 пирожных. Сколько пирожных в 6 таких коробках?(36)

7..У волчицы пять волчат, У лисицы пять лисят. Малыши играют дружно. Обижаться им не нужно. Кто ответит всех быстрей: Сколько будет малышей? ( 10)

4. Упражнения на тренировку зрительной памяти и внимания.                          Слайд 12         30сек

 Запомните и назовите геометрические фигуры, их цвет, форму. Назовите, какая фигура лишняя.

 5.Работа в тетрадях.                                                    

Математический диктант.                                                              Слайд 13 -18                                 7мин

Записать только ответы:

1) 5 умножить на 8(40)

2)4 умножить на 7(28)

3) Первый множитель 8 второй множитель 2 записать произведение(16)

4) 24 разделить на 4,(6)

5) Делимое 27 делитель 9 найти частное,(3)

6) 7 умножить на 2,(14)

7) 16 разделить на 2,(8)

8) Произведение чисел 3 и 5,(15)

6.Физминутка.                                             Слайд 19                                        30 сек

Мы топаем ногами -1,2,3;

Мы хлопаем руками -1,2,3;

Киваем головой – 1,2,3.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ – топ – топ.

Мы хлопаем руками:

Хлоп – хлоп –хлоп.

Мы руки разведем

И побежим потом.

7.Обьяснение  нового материала.                                   7 мин  

Устно.

Слайд 20

Решите данные примеры:

10+10+10=30

10+10+10+10+10=50

10+10+10+10+10+10=60

10+10+10+10+10+10+10+10=80

Скажите, как можно по  другому записать эти примеры?

(Действием умножения.)

10х3=30

10х5=50

10х6=60

10х8=80

Что вы заметили при умножении этих примеров?

(Что при умножении ко второму множителю добавляется 0)

При умножении любого числа на 10 можно использовать правило.

Прочитайте правило про себя. Вслух .Слайд 21

Чтобы умножить10 на число и число на 10, можно к этому числу приписать справа один нуль.     3х10=30           3·10 = 30  

   

Составьте обратные примеры.                              Слайд 22

30:10=3

50:10=5

60:10=6

80:10=8

-Что общего заметили во всех равенствах?

(делимое и делитель содержат в числе 0)

Что интересного заметили при вычислении примеров?

( В частном записали делимое без нуля)

Каким правилом можно воспользоваться при делении круглого числа на 10?

Прочитайте правило.

                                                                                   Слайд 23

При делении круглого числа на 10, у делимого надо отбросить один нуль. 30:10=3                         

  • Постарайтесь запомнить это правило. Оно вам будет помогать быстро находить результаты в других подобных примерах.

9.Физминутка для глаз и рук.                                      Слайд 24                                         30 сек

8. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.                                                         Слайд 25

Решение примеров. Дети выходят и записывают по одному примеру на доске.                3 мин

Учебник №  17 (1,2 столбики)                                                                                                                       

30:10+43=46               10 х 8 -75=5

10 х 7-55=15                90:10 + 41=50

80 : 10+67=75              10 х 5 – 8 =42

10 х 4-18 =22               40 : 10 +96 =100

Решение задачи.                                                                                                                   7 мин

Задача по учебнику

Условие:

Малины—  10 кг

 Черники - ? в 2 раза больше, чем малины (х)

Земляники -? в 5 раз меньше, чем черники (:)

Решение:

  1. 10кг х 2 =20 (кг) – собрали черники.
  2. 20 кг : 5 = 4 (кг) – собрали земляники.

Ответ: 4 кг земляники собрали.


 10. Самостоятельная работа.                                                               4 мин

Тест на закрепление раннее изученного материала.

1.Составьте три примера на деление числа на 10 и три примера на умножение числа на10.

2.Реши примеры:

10х4=             10х3:10=                

60:6=               5х8:10=

10х2=              70:10-7=

90:10=            100:10+5=

11.Занимательная минутка. (Закрепление и повторение терминов и компонентов,   используемых на уроке)                                                          1мин

12.Итог урока.                                                         1-5 мин               

    Рефлексия.

–  Чему мы учились сегодня на уроке?

Ответ: умножать и делить на число 10.

- Как можно умножить число на 10?

- Как можно разделить число на 10?

Что понравилось? Что не понравилось? Что трудно, почему? Что легко?

 Оцените свою работу на уроке.                                                    Слайд  28

Самооценка – (дети поднимают зеленые, желтые, красные круги) Почему такую оценку поставили?

Зеленый – доволен собой, у меня всё получилось;
Жёлтый – доволен собой, хотя у меня не всё получилось;
Красный – мне нужна помощь. 

Выставление оценок за урок.

Запись  домашнего задания. с. 147 № 17 (3 столбик)

Раздача памяток по запоминанию таблицы умножения на 10.(Приложение)

                                                                   Слайд  29                                                              30сек

Много чудес на планете

ТАМ существует и ЗДЕСЬ…

Но УМНОЖЕНИЕ дети –тоже одно из чудес.

Помните твердо ТАБЛИЦУ

Хоть наяву,

Хоть во сне!

В жизни она пригодится.

Как пригодилась и мне.

Всем спасибо. Урок окончен.                    Слайд 3

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока"Умножение и деление комплексных чисел"

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР....

Конспект урока "Умножение и деление десятичных дробей на однозначное число. История вычислительной техники"

Разработка урока с презентацией предназначена для учащихся 7 класса. На данном уроке идет закрепление правил, расширение кругозора учащихся. Предусмотрена работа учащихся на компьютере....

Конспект урока "Умножение и деление алгебраических дробей"

Разработка урока по теме " Умножение и деление алгебраических дробей" для 7 класса и презентация к уроку....

Конспект урока": Умножение и деление степеней"

Цели урока:•        образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, создать условия контроля усвоения знаний и умений•...

конспект урока "Умножение и деление обыкновенных дробей"

Конспект урока ппо математике в 6 классе "Умножение и деление обыкновенных дробей"...

Конспект урока "Умножение и деление смешанных дробей"

для учащихся 5 классов, автор учебника Никольский...