Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа по математике (5 класс)

Николаева Людмила Геннадьевна

Рабочая программа внеурочной деятельности. Направление общее интеллектуальное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_5a.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Надым

Согласовано

зам. директора по ВР

_______________Л.А.Щербовских

«____»______________ 2019 года 

 

Утверждаю

директор МОУ СОШ №1

______________ И.А. Труханова

«____»______________ 2019года 

 Программа внеурочной деятельности

Направление: общее интеллектуальное

Академия юных исследователей

«Умники и умницы»

5а класс

Руководитель: Николаева Людмила Геннадьевна, учитель математики, 2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа для учащихся 5класса разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Актуальность проблемы

       Природа наградила нас такими волшебными качествами,  как:  память, внимание, воображение,  коммуникативность,  любознательность, сообразительность,  способность мыслить. Нам осталось это волшебство не потерять, не задавить ленью. Мы все волшебники, все маги своего дела. Магией мысли люди запускают в небо самолеты, строят электростанции, возводят дома, поддерживают жизнь в больницах. Всего не перечислить.

      Но не все в этой жизни дается просто так, бесплатно. Только постоянное самосовершенствование, постановка каждый раз новой задачи и  ее полное решение, есть гарантия успешности, которая не позволит упасть лицом в грязь, столкнувшись с жизненной проблемой. Необходимо уметь думать, думать логически на несколько шагов вперед, предвидя все подводные камни на жизненном пути, все варианты обхождения преград, дабы не набить себе шишку. Мы волшебники своей жизни!

     Курс «Умники и умницы» направлен на развитие навыков контроля и самоконтроля, познавательной активности.
    Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
    Все задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка, тренировка и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности: внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. Создание на занятиях ситуации активного поиска, представление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволит семиклассникам реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
 

Цель данного курса:

-Развитие навыков контроля и самоконтроля, познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

- эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности в основной школе, формирование интеллектуальной активности.

Основные задачи курса:

  • развить познавательные способности и общеучебные умения и навыки
  • Развить языковую культуру и сформировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • Сформировать  интеллектуальные  умения,   связанные   с   выбором   стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • Развить познавательную активность и самостоятельность учащихся;
  • Сформировать   способности   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;
  • Сформировать     пространственное     представление     и     пространственное  воображение;
  • Привлечь учащихся  обмениваться информацией в ходе свободного общения на  занятиях.
  • Развить память, личностную сферу.
  • сформировать и развить коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • сформировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей.

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.      

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Умники и умницы». Развитие познавательных способностей является формирование следующих умений:

- проявлять любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий

- быть внимательным, настойчивым, целеустремленным, уметь преодолевать трудности- качества весьма важные в практической деятельности любого человека.

- воспитывать чувство справедливости, ответственности

- развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.
  • Моделировать алгоритм решения задачи и использовать его в ходе самостоятельной работы
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбирать наиболее эффективный способ решения.
  • Давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в тексте, выделять условие и вопрос, искомое и данное.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, содержащуюся на рисунке или таблице, в тексте задачи, используя свой жизненный опыт.
  • Перерабатывать полученную информацию: моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Применять изученные способы учебной работы и разнообразные приемы для работы с головоломками
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего мнения.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать свое мнение и аргументировать его.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей;

- определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности и проводить аналогии;

-объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия

-объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;      

       Создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. Включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у школьников.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления;
  • задания на развитие речи.

Учебно-тематическое планирование 5 класс

(35 часов)

Тема занятия

Всего часов

УУД

1

Вводное занятие

03.09.2019

Совершенствовать воображение.

Развивать наглядно образное мышление.

Формирование интереса к изучению курса

2,3,4

 Разрезание и складывание плоских фигур

10.09.2019

17.09.2019

24.09.2019

Развивать логическое и образное мышление.

Обучаться поиску закономерностей.

Формировать умения решать задачи на разрезание.

5,6

Точки и ломаные

01.10.2019

08.10.2019

Развивать быстроту реакции.

Совершенствовать мыслительные операции.

Формировать умения выбирать наиболее эффективный способ решения с использованием чертежа

7,8

Решение олимпиадных задач

15.10.2019

22.10.2019

Развивать концентрацию внимания.

Формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных.

Формировать умение рассуждать как компонент логической грамотности.

9,10

Решение практико-ориентированных задач в ким ОГЭ

29.10.2019

12.11.2019

Тренировать внимание.

Формировать способность наблюдать, сравнивать,  обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы.

11,12

Упражнения со спичками

19.11.2019

26.11.2019

Тренировать смысловую и слуховую память.

Развивать смекалку, способность предвидеть результат и образное мышление

Формировать умение рассуждать как компонент логической грамотности.

13,14

Отрезок, графики

03.12.2019

10.12.2019

Формировать умение решать задачи на нахождение чисел по их сумме, используя отрезки

Тренировать зрительную память.

Осваивать эвристические приемы рассуждений.

Формировать умение моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи

15,16

Техника решения текстовых  задач повышенной сложности

17.12.2019

24.12.2019

Развивать логическое мышление.

Обучаться поиску закономерностей.

Формировать умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.

17,18

Решение комбинаторных задач

15.01.2020

22.01.2020

Совершенствовать воображение.

Формировать умение моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи

Развивать наглядно образное мышление.

19,20

Решение олимпиадных задач

29.01.2020

04.02.2020

Развивать логическое мышление.

Обучаться поиску закономерностей.

Формировать умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.

21,22

Задачи с возможными жизненными ситуацичми

11.02.2020

18.02.2020

Развивать концентрацию внимания.

Формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных.

Формировать умение рассуждать как компонент логической грамотности.

23,24

Комбинированные фигуры, вычисление их площадей

25.02.2020

03.03.2020

Тренировать внимание.

Формировать способность наблюдать, сравнивать,  обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы.

25,26

Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов

10.03.2020

17.03.2020

Тренировать зрительную память.

Осваивать эвристические приемы рассуждений.

Формировать умение моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи

27,28

Полимино

24.03.2020

07.04.2020

Развивать логическое мышление.

Обучаться поиску закономерностей.

Формировать умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.

29,30

Решение логических задач

14.04.2020

21.04.2020

Совершенствовать воображение.

Развивать наглядно образное мышление.

Формировать пространственное воображение и пространственное представление.

31,32

Решение практико-ориентированных задач в ким ОГЭ

28.04.2020

05.05.2020

Развивать быстроту реакции.

Совершенствовать мыслительные операции.

Формировать умения выбирать наиболее эффективный способ решения. Выявлять уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления у шестиклассников в конце учебного года

33,34,35

Решение олимпиадных задач

12.05.2020

19.05.2020

26.05.2020

Развивать логическое мышление.

Обучаться поиску закономерностей.

Формировать умения доказывать выбор способа действия при заданном условии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Умники и умницы» (с календарно-тематическим планированием) 6,7 класс

Рабочая программа предметного кружка по математике может служить хорошим подспорьем при составлении тематического планирования кружка для начинающих педагогов....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Программа для учащихся 6 класса разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего образования с использованием...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности(научно-познавательная направленность) по русскому языку "Умники и умницы" для 3 класса. содержит пояснительную записку и КТП на 34 часа в год, 1 ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"  3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Программа «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по  направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность  которы...