Решение текстовых задач. Подготовка к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (9 класс)

Самбуева Нина Степановна

решение задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический семинар по подготовке учащихся к ОГЭ.

Решение текстовых задач.

Для учителей математики не секрет, что решение текстовых задач вызывает у учащихся трудности, в каком бы возрасте они не находились. Трудности связаны элементарно с прочтения текста задачи, у значительного процента школьников средней школы не сформировано умение читать и понимать текст одновременно. Понятно, что дефицит такого качества чтения делает весьма затруднительным выбор структурированной информации и поиск нужной стратегии при решении, сформулированной в  виде сюжетного смыслового текста учебной задачи.

Текстовые задачи являются традиционным разделом на экзамене по математике . Как правило, основная трудность при решении текстовой задачи состоит в переводе её условий на математический язык уравнений. Общего способа такого перевода не существует. Однако многие задачи ОГЭ, достаточно типичны. Можно разделить их на такие группы:

Задачи на движение

  • по прямой (навстречу и вдогонку)
  • по замкнутой трассе
  • по воде
  • на среднюю скорость
  • протяженных тел

Задачи на производительность

  • задачи на работу
  • задачи на бассейны и трубы

Задачи на проценты, концентрацию, части и доли

  • Задачи на проценты и доли
  • Задачи на коцентрацию, смеси и сплавы

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Методы решения этих задач имеют много общего и одновременно некоторые специфические особенности

Весь процесс решения задач можно разбить на несколько этапов.

1-й этап: анализ условия;
2-й этап: схематическая запись;
3-й этап: поиск способа решения;
4-й этап: осуществление решения;

5-й этап: проверка решения;
6-й этап: исследование задачи;
7-й этап: формулировка ответа;
8-й этап: анализ решения.


Рассмотрим более подробно каждый этап решения задачи.

1. Анализ задачи.  Назначение этапа — осмыслить ситуацию, отраженную в задаче; выделить условия и требования, назвать данные и искомые, выделить величины и зависимости между ними (явные и неявные). На этом этапе решения задачи можно использовать такие приемы:

а) представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче – выполняется фактически при чтении или слушании задачи. Вместе с тем мысленное воспроизведение всех объектов задачи и связей между ними может проводиться и позже. Цель такого воспроизведения — выявление основных количественных и качественных характеристик ситуации, представленной в задаче;

б) постановка специальных вопросов и поиск ответов на них – включает следующий «стандартный» набор вопросов, ответы на которые позволяют детально разобраться в содержании задачи:

  1. О чем говорится в задаче?
  2. Что известно в задаче?
  3. Что требуется найти в задаче?
  4. Что в задаче неизвестно? и др.;

в) «переформулировка» задачи — состоит в замене данного в задаче описания некоторой ситуации другим описанием, сохраняющим все отношения, связи, качественные характеристики, но более явно их выражающим. Вся лишняя, несущественная информация при этом отбрасывается, текст задачи преобразуется в форму, облегчающую поиск пути решения. В ходе переформулировки выделяются основные ситуации, о которых идет речь в задаче, при необходимости строится вспомогательная модель задачи: краткая запись условия, таблица, рисунок, чертеж, диаграмма и т.п.;

г) моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью реальных предметов, предметных или графических моделей и др. Вспомогательные модели являются действенным средством поиска пути решения задачи и составления плана ее решения.

Рассмотрим задачи, которые вызывают трудности у учащихся:

Во-первых это задачи на проценты.

Тема «Решение задач на проценты» проходят в 5-6 классах , но назвать эту тему легкоусвояемой нельзя поэтому перед учителем математики стоит непростая задача: научить обучающихся общим подходам в решении задач на проценты. Этого можно достигнуть только при систематической работе с учениками над этой темой с 5-го по 11-й класс

Существует три основных вида задач на проценты:

1.    Найти число а, составляющее п процентов от числа Ь.
Решение: а =   п/100   * Ь         

2.   Обратная задача: найти число Ь, если п процентов от него равно а.
Решение: Ь = а  : п/100

      3. Найти, сколько процентов составляет число а от числа Ь.

          Решение: п = а/Ь * 100.

Большинство учащихся с легкостью скажут заученную фразу, что процент от числа находится умножением ,а число по величине его процента находится делением , но почему то встречаясь с задачами на проценты возникает ступор.

Типичные задачи, в которых учащиеся испытывают затруднения, хотя уровень этих задач невысок, именно на эти задачи необходимо обращать внимание учащихся, обращаясь к ним вновь и вновь.

1.Мясо теряет при варке около 35% своего веса. Сколько нужно сырого мяса, чтобы получить 520 гр. вареного?

Решение:

Пусть х гр. - масса сырого мяса 0.35х – теряет при варке.

По условию:

х-0,35х=520

х=520/0,65=800 (гр.)

 Ответ: нужно взять 800гр. сырого мяса.

2.Вкладчик положил в банк некоторую сумму денег под 30% годовых. Через год он получил прибыль в 7500 руб. Найдите величину вклада.

Решение:

30% - это 0,3;

7500:0,3=25 000 (руб.)

Ответ: 25 000 руб.

3.Сумма двух чисел равна 120. Найти эти числа, если 40% одного равны 60%

другого.

Решение:

Основная идея решения состоит в том, чтобы на основании условия задачи

составить уравнение.

Пусть х - одно число, тогда (120-х) - другое число. По условию задачи:

0,4х=0,6(120-х)

х=72

120-72=48

Ответ: 72 и 48.

4. После повышения цены на 30% книга стала стоить 52 руб. Сколько стоила книга до повышения цены?

Решение:

Первоначальная цена книги составляет 100%.

Поэтому52руб., т.е.     цена     после    подорожания,     составляет    

 100%+30%=130%     от первоначальной цены. Теперь можно решить задачу на нахождение величины по известному ее проценту.

Рассуждать можно по-разному:

1)1%- это 52:130=0,4 руб., а 100% - это 0,4*100=40 руб.;

2)           10% - это 52:13=4 руб., а 100% - это 4*10=40 руб.;

3)           130% - это 1,3, поэтому 52 руб. составляют 1,3

первоначальной цены, а поэтому первоначальная цена равна 52:1,3=40 руб.

Более удобное рассуждение в этой задаче –это решать ее с помощью уравнения

Пусть х-цена книги до повышения, тогда 0,3х- на столько цена повысилась, и стала х+0,3х=1,3х ,что по условию 52руб.

уравнение:

1,3х=52

х=40

5.Виноград содержит 90% влаги, а изюм — 5%. Сколько килограммов винограда требуется для получения 20 килограммов изюма?

Задачи о продуктах все одинаковы: то есть такая, где из винограда получается изюм, из абрикосов урюк, из хлеба сухари или из молока творог — а на самом деле это задача на растворы. Виноград мы тоже можем условно изобразить как раствор. В нем есть вода и «сухое вещество». У «сухого вещества» сложный химический состав, а по его вкусу, цвету и запаху мы могли бы понять, что это именно виноград, а не картошка. Изюм получается, когда из винограда испаряется вода. При этом количество «сухого вещества» остается постоянным. В винограде содержалось hello_html_72b794c8.png воды, значит, «сухого вещества» было hello_html_5fe253f1.png. В изюме hello_html_3f95da78.png воды и hello_html_m52e16df6.png «сухого вещества». Пусть из hello_html_m38b1bd83.png кг винограда получилось hello_html_4dd315d5.png кг изюма.

Тогда

hello_html_5fe253f1.png от hello_html_m3607fa80.png от hello_html_4dd315d5.png

уравнение:


hello_html_430e1e52.png

Ответ: hello_html_4ddcfc87.png.

6.Имеется два сплава. Первый сплав содержит hello_html_5fe253f1.png никеля, второй — hello_html_m45366d08.png никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой hello_html_7d74b2b1.png кг, содержащий hello_html_mdfe8136.png никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?

Пусть масса первого сплава равна x, а масса второго равна y. В результате получили сплав массой hello_html_1ad97a78.png.

hello_html_m33839925.png

Запишем простую систему уравнений:

hello_html_7f5b5555.png
Первое уравнение — масса получившегося сплава, второе — масса никеля.

Решая, получим, что hello_html_7a751b99.png.

Ответ: hello_html_m6e08f162.png.


Однако задачи такого плана легче решаются нестандартными методами. Задачам подобного типа уделялось значительное внимание в старинных рукописях и «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого. Данный способ позволяет получить правильный ответ за очень короткое время и с минимальными усилиями решение производится по правилам креста или квадрат Пирсона

Пусть требуется приготовить раствор определенной концентрации. В распоряжении имеется два раствора с более высокой и менее высокой концентрацией, чем нужно.

Если обозначить массу первого раствора через 1, а второго – через 2, то при смешивании общая масса смеси будет складываться из суммы этих масс.

Пусть массовая доля растворённого вещества в первом растворе – ω 1, во втором – ω 2, а в их смеси – ω 3. Тогда общая масса растворённого вещества в смеси будет складываться из масс растворённого вещества в исходных растворах:

1 ω 1 + m 2 ω 2 = ω 3(m 1 + m 2),

1(ω 1 – ω 3) = m 2(ω 3 – ω 2),

Очевидно, что отношение массы первого раствора к массе второго раствора есть отношение разности массовых долей растворённого вещества в смеси и во втором растворе к разности соответствующих величин в первом растворе и в смеси.

При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешения или квадрат Пирсона.

При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.

Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.

ω1 ω3  ω2

ω3

ω2 ω ω3

Например:

7.Имеется два сплава меди и олова. Один сплав содержит 72% меди, а другой 80% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 800 г сплава, содержащего 75% меди?

72 80-75=5

75 800:( 5+3)=100г приходится на одну часть

80 75-72=3

для получения 800 г 75%-ного сплава нужно взять: 72%-ного сплава 100·5 = 500 г,

а 80%-ного 100·3 = 300 г.

Ответ:500 г, 300 г.

8.Морская вода содержит 5% соли (по массе). Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составила 1,5%?

hello_html_m1f14f270.gif

Ответ: 7 килограммов.

Задачи этого типа служат базовыми для успешного усвоения учащимися методов решения других, более сложных задач на проценты.

Еще один тип задач, который вызывает у учащихся трудности это задачи на нахождение среднего значения.

 Например, задачи на среднюю скорость - это целый класс задач на движение, которые включены в экзамен по математике. Задачи простые, важно понять и запомнить формулу:

hello_html_49da63fb.gif

Если участков пути было два, тогда 

hello_html_7b9296ca.gif

Если три, то соответственно:

hello_html_m54efa8f5.gif

и так далее.

9.Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 61 км/ч, а вторую половину времени – со скоростью 87 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Чтобы найти среднюю скорость нужно весь путь разделить на всё время движения.

В задаче сказано о двух участках пути, тогда среднюю скорость будем искать по формуле:

hello_html_134ef750.gif

Пусть на весь путь автомобиль затратил t часов.

За первую половину времени со скоростью 61 км/ч автомобиль прошёл 0,5∙t∙61 километров, а за вторую половину времени 0,5∙t∙87 километров, тогда:

hello_html_m7a4250f6.gif

Ответ: 74


10.Первую треть трассы автомобиль ехал со скоростью 90 км/ч, вторую треть – со скоростью 60 км/ч, а последнюю – со скоростью 45 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Чтобы найти среднюю скорость нужно весь путь разделить на всё время движения. В задаче сказано о трёх участках пути. Будем использовать по формулу:

hello_html_mac00917.gif

Обозначим весь пусть S. Тогда первую треть пути автомобиль ехал:

hello_html_1f640883.gif

Вторую треть пути автомобиль ехал:

hello_html_758dccd6.gif

Последнюю треть пути автомобиль ехал:

hello_html_de627cf.gif

Таким образом

hello_html_m52ca978f.gif

Ответ: 60км/ч.


11.Первый час автомобиль ехал со скоростью 100 км/ч, следующие два  часа – со скоростью 90 км/ч, а затем два часа – со скоростью 80 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Чтобы найти среднюю скорость нужно весь путь разделить на всё время движения. В задаче сказано о трёх участках пути.

среднюю скорость будем искать по формуле:

hello_html_m18504d94.gif

Исходя из условия мы можем определить протяжённость каждого участка:

Первый участок пути составил 1∙100 = 100 километров.

Второй участок пути составил 2∙90 = 180 километров.

Третий участок пути составил 2∙80 = 160 километров.

Находим скорость:

hello_html_2d78b749.gif

Ответ: 88 км/ч

Единственная небольшая сложность в подобных задачах – это когда отрезки пути или время заданы неявно. в этом случае их необходимо найти используя основную формулу движения:

hello_html_19fb6367.gif

А затем полученные данные необходимо подставить в формулу средней скорости.

Задачи с развернутым ответом.

К решению этих задач приступают не многие учащиеся. Примерно 26 % учащихся справляются с заданием.

Решение задач – это сложная работа. Обучение решению текстовых задач - это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, целью которого является формирование у учащихся умения решать и понимать задачи.

В задачах на движение используются обычно формулы, выражающие законы равномерного движения: S=V·t , где S- пройденное расстояние, V- скорость равномерного движения, t - время движения.

При составлении уравнений в таких задачах часто бывает удобно прибегнуть к геометрической иллюстрации процесса движения: путь изображается в виде отрезка прямой, место встречи движущихся с разных сторон объектов точкой на отрезке и т.д.

Часто для усложнения задачи её условие формулируется в различных единицах измерения (метры, километры, часы, минуты и т.д.). В этом случае при выписывании уравнений необходимо пересчитывать все данные задачи в одинаковых единицах измерения.

Между величинами, описывающими равномерное движение и величинами, характеризующими процесс работы, имеется полная аналогия.

Рассмотрим еще примеры решения задач из  Открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике:

12. Маша спустилась по движущемуся вниз эскалатору за 36 секунд. По неподвижному эскалатору с той же скоростью относительного него она спустится за 1 минуту 3 секунды. За сколько секунд она спустится, стоя на ступеньках движущегося эскалатора?

Основная проблема данной задачи — неизвестно общее расстояние, т.е. длина эскалатора. В некотором смысле эта задача очень похожа на движение по воде: при спуске скорости эскалатора и человека складываются. Однако, в отличие от задач на движение, здесь недостаточно просто решить систему — требуется еще и понять, какую именно величину записывать в ответ.

Пусть х – скорость Маши, а у- скорость эскалатора

Бежит по эскалатору

у не равно 0

1

х+у

1/(х+у)=36

Бежит по эскалатору

У=0

1

х

1/х=63

Стоит на эскалаторе

1

у

1/у

Получаем систему уравнений

1/(х+у)=36

1/х=63

Решая эту систему находим у, а затем 1/у

Ответ: 84 сек.

Еще одна задача про эскалатор

 13.Вовочка сбежал вниз по движущемуся вниз эскалатору и насчитал 45 ступенек. Затем он пробежал вверх по тому же эскалатору с той же скоростью относительно эскалатора и насчитал 105 ступенек. Сколько ступенек насчитал бы Вовочка, спустившись по неподвижному эскалатору?

Бежит вниз по эскалатору

у не равно 0

1

х+у

1/(х+у)=45

Бежит вверх по эскалатору

у не равно 0

1

х-у

1/(х-у)=105

Стоя, спускаясь вниз

1

х

1/у

В таких задачах 1 ступенька – 1 секунда движения , относительно эскалатора Вовочка движется с одной и той же скоростью, это значит ,куда бы он не двигался каждую ступеньку эскалатора он пробегает за одно и то же время ,чему равно это время это не важно, потому что итоговое расстояние ему нужно пробежать одно и то же.

Получаем систему

1/(х+у)=45

1/(х-у)=105

Ответ: 63 ступеньки.

 Данная задача очень похожа на задачи про движение по воде. Здесь так же есть две скорости: скорость Вовочки и скорость движения самого эскалатора. Так же, как и в задачах про воду, при движении вниз скорости складываются, а вверх — вычитаются. И даже таблица заполняется примерно в такой же последовательности. Поэтому эскалатор, можно заменить на движение по воде — с точки зрения математики это одно и тоже, поэтому ответ получится одинаковым.

14.Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 75 км/ч, проезжает мимо пешехода, идущего параллельно путям со скоростью 3 км/ч навстречу поезду, за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах.

Первое на что надо обратить внимание учащихся , это то, что дано время 30 секунд, которые необходимо перевести в часы. Длина поезда это ни что иное, как расстояние ,которое считается по формуле ( V1+V2)*t

(75+3)*30/3600=0,65км=650 м

Ответ : 650м


Если пешеход идет параллельно путям в том же направлении что и едет поезд , то в формуле будет разность скоростей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение текстовых задач при подготовке к ЕГЭ

Данный урок был проведен в общеобразовательном классе, в рамках подготовки учащихся к Единому Государственному  Экзамену по математике. Он обеспечивает контроль знаний, умений и навыков учащихся ...

Решение текстовых задач при подготовке к ЕГЭ и ГИА

Как известно, что текстовые задачи один из трудных разделов математики. Задачи на  "движение", "работу", "концентрацию", "прогрессии"  обязательны на ЕГЭ и ГИА. Презентация составлена для по...

Решение текстовых задач при подготовке к ГИА

Материал о видах задач на ГИА, методы их решения....

Решение текстовых задач при подготовке к ГИА

Материал о видах задач на ГИА, методы их решения....

Подготовка к ЕГЭ. Решение текстовых задач.

На данном уроке учитель применял различные педагогические приемы.В начале урока учитель актуализировал тему, используя слайды мультимедийной презентации. Было акцентировано внимание учащихся на то, чт...

Программа элективного курса "Решение текстовых задач. Подготовка к ЕГЭ"

Структура экзаменационной работы ЕГЭ отличается от традиционной контрольной работы, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.В школе подготовка к экзамену осуществляется на уроках, а также н...

Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)

Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...