Решение текстовых задач. Подготовка к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (9 класс)

Самбуева Нина Степановна

решение задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический семинар по подготовке учащихся к ОГЭ.

Решение текстовых задач.

Для учителей математики не секрет, что решение текстовых задач вызывает у учащихся трудности, в каком бы возрасте они не находились. Трудности связаны элементарно с прочтения текста задачи, у значительного процента школьников средней школы не сформировано умение читать и понимать текст одновременно. Понятно, что дефицит такого качества чтения делает весьма затруднительным выбор структурированной информации и поиск нужной стратегии при решении, сформулированной в  виде сюжетного смыслового текста учебной задачи.

Текстовые задачи являются традиционным разделом на экзамене по математике . Как правило, основная трудность при решении текстовой задачи состоит в переводе её условий на математический язык уравнений. Общего способа такого перевода не существует. Однако многие задачи ОГЭ, достаточно типичны. Можно разделить их на такие группы:

Задачи на движение

  • по прямой (навстречу и вдогонку)
  • по замкнутой трассе
  • по воде
  • на среднюю скорость
  • протяженных тел

Задачи на производительность

  • задачи на работу
  • задачи на бассейны и трубы

Задачи на проценты, концентрацию, части и доли

  • Задачи на проценты и доли
  • Задачи на коцентрацию, смеси и сплавы

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Методы решения этих задач имеют много общего и одновременно некоторые специфические особенности

Весь процесс решения задач можно разбить на несколько этапов.

1-й этап: анализ условия;
2-й этап: схематическая запись;
3-й этап: поиск способа решения;
4-й этап: осуществление решения;

5-й этап: проверка решения;
6-й этап: исследование задачи;
7-й этап: формулировка ответа;
8-й этап: анализ решения.


Рассмотрим более подробно каждый этап решения задачи.

1. Анализ задачи.  Назначение этапа — осмыслить ситуацию, отраженную в задаче; выделить условия и требования, назвать данные и искомые, выделить величины и зависимости между ними (явные и неявные). На этом этапе решения задачи можно использовать такие приемы:

а) представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче – выполняется фактически при чтении или слушании задачи. Вместе с тем мысленное воспроизведение всех объектов задачи и связей между ними может проводиться и позже. Цель такого воспроизведения — выявление основных количественных и качественных характеристик ситуации, представленной в задаче;

б) постановка специальных вопросов и поиск ответов на них – включает следующий «стандартный» набор вопросов, ответы на которые позволяют детально разобраться в содержании задачи:

  1. О чем говорится в задаче?
  2. Что известно в задаче?
  3. Что требуется найти в задаче?
  4. Что в задаче неизвестно? и др.;

в) «переформулировка» задачи — состоит в замене данного в задаче описания некоторой ситуации другим описанием, сохраняющим все отношения, связи, качественные характеристики, но более явно их выражающим. Вся лишняя, несущественная информация при этом отбрасывается, текст задачи преобразуется в форму, облегчающую поиск пути решения. В ходе переформулировки выделяются основные ситуации, о которых идет речь в задаче, при необходимости строится вспомогательная модель задачи: краткая запись условия, таблица, рисунок, чертеж, диаграмма и т.п.;

г) моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью реальных предметов, предметных или графических моделей и др. Вспомогательные модели являются действенным средством поиска пути решения задачи и составления плана ее решения.

Рассмотрим задачи, которые вызывают трудности у учащихся:

Во-первых это задачи на проценты.

Тема «Решение задач на проценты» проходят в 5-6 классах , но назвать эту тему легкоусвояемой нельзя поэтому перед учителем математики стоит непростая задача: научить обучающихся общим подходам в решении задач на проценты. Этого можно достигнуть только при систематической работе с учениками над этой темой с 5-го по 11-й класс

Существует три основных вида задач на проценты:

1.    Найти число а, составляющее п процентов от числа Ь.
Решение: а =   п/100   * Ь         

2.   Обратная задача: найти число Ь, если п процентов от него равно а.
Решение: Ь = а  : п/100

      3. Найти, сколько процентов составляет число а от числа Ь.

          Решение: п = а/Ь * 100.

Большинство учащихся с легкостью скажут заученную фразу, что процент от числа находится умножением ,а число по величине его процента находится делением , но почему то встречаясь с задачами на проценты возникает ступор.

Типичные задачи, в которых учащиеся испытывают затруднения, хотя уровень этих задач невысок, именно на эти задачи необходимо обращать внимание учащихся, обращаясь к ним вновь и вновь.

1.Мясо теряет при варке около 35% своего веса. Сколько нужно сырого мяса, чтобы получить 520 гр. вареного?

Решение:

Пусть х гр. - масса сырого мяса 0.35х – теряет при варке.

По условию:

х-0,35х=520

х=520/0,65=800 (гр.)

 Ответ: нужно взять 800гр. сырого мяса.

2.Вкладчик положил в банк некоторую сумму денег под 30% годовых. Через год он получил прибыль в 7500 руб. Найдите величину вклада.

Решение:

30% - это 0,3;

7500:0,3=25 000 (руб.)

Ответ: 25 000 руб.

3.Сумма двух чисел равна 120. Найти эти числа, если 40% одного равны 60%

другого.

Решение:

Основная идея решения состоит в том, чтобы на основании условия задачи

составить уравнение.

Пусть х - одно число, тогда (120-х) - другое число. По условию задачи:

0,4х=0,6(120-х)

х=72

120-72=48

Ответ: 72 и 48.

4. После повышения цены на 30% книга стала стоить 52 руб. Сколько стоила книга до повышения цены?

Решение:

Первоначальная цена книги составляет 100%.

Поэтому52руб., т.е.     цена     после    подорожания,     составляет    

 100%+30%=130%     от первоначальной цены. Теперь можно решить задачу на нахождение величины по известному ее проценту.

Рассуждать можно по-разному:

1)1%- это 52:130=0,4 руб., а 100% - это 0,4*100=40 руб.;

2)           10% - это 52:13=4 руб., а 100% - это 4*10=40 руб.;

3)           130% - это 1,3, поэтому 52 руб. составляют 1,3

первоначальной цены, а поэтому первоначальная цена равна 52:1,3=40 руб.

Более удобное рассуждение в этой задаче –это решать ее с помощью уравнения

Пусть х-цена книги до повышения, тогда 0,3х- на столько цена повысилась, и стала х+0,3х=1,3х ,что по условию 52руб.

уравнение:

1,3х=52

х=40

5.Виноград содержит 90% влаги, а изюм — 5%. Сколько килограммов винограда требуется для получения 20 килограммов изюма?

Задачи о продуктах все одинаковы: то есть такая, где из винограда получается изюм, из абрикосов урюк, из хлеба сухари или из молока творог — а на самом деле это задача на растворы. Виноград мы тоже можем условно изобразить как раствор. В нем есть вода и «сухое вещество». У «сухого вещества» сложный химический состав, а по его вкусу, цвету и запаху мы могли бы понять, что это именно виноград, а не картошка. Изюм получается, когда из винограда испаряется вода. При этом количество «сухого вещества» остается постоянным. В винограде содержалось hello_html_72b794c8.png воды, значит, «сухого вещества» было hello_html_5fe253f1.png. В изюме hello_html_3f95da78.png воды и hello_html_m52e16df6.png «сухого вещества». Пусть из hello_html_m38b1bd83.png кг винограда получилось hello_html_4dd315d5.png кг изюма.

Тогда

hello_html_5fe253f1.png от hello_html_m3607fa80.png от hello_html_4dd315d5.png

уравнение:


hello_html_430e1e52.png

Ответ: hello_html_4ddcfc87.png.

6.Имеется два сплава. Первый сплав содержит hello_html_5fe253f1.png никеля, второй — hello_html_m45366d08.png никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой hello_html_7d74b2b1.png кг, содержащий hello_html_mdfe8136.png никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?

Пусть масса первого сплава равна x, а масса второго равна y. В результате получили сплав массой hello_html_1ad97a78.png.

hello_html_m33839925.png

Запишем простую систему уравнений:

hello_html_7f5b5555.png
Первое уравнение — масса получившегося сплава, второе — масса никеля.

Решая, получим, что hello_html_7a751b99.png.

Ответ: hello_html_m6e08f162.png.


Однако задачи такого плана легче решаются нестандартными методами. Задачам подобного типа уделялось значительное внимание в старинных рукописях и «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого. Данный способ позволяет получить правильный ответ за очень короткое время и с минимальными усилиями решение производится по правилам креста или квадрат Пирсона

Пусть требуется приготовить раствор определенной концентрации. В распоряжении имеется два раствора с более высокой и менее высокой концентрацией, чем нужно.

Если обозначить массу первого раствора через 1, а второго – через 2, то при смешивании общая масса смеси будет складываться из суммы этих масс.

Пусть массовая доля растворённого вещества в первом растворе – ω 1, во втором – ω 2, а в их смеси – ω 3. Тогда общая масса растворённого вещества в смеси будет складываться из масс растворённого вещества в исходных растворах:

1 ω 1 + m 2 ω 2 = ω 3(m 1 + m 2),

1(ω 1 – ω 3) = m 2(ω 3 – ω 2),

Очевидно, что отношение массы первого раствора к массе второго раствора есть отношение разности массовых долей растворённого вещества в смеси и во втором растворе к разности соответствующих величин в первом растворе и в смеси.

При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешения или квадрат Пирсона.

При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.

Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.

ω1 ω3  ω2

ω3

ω2 ω ω3

Например:

7.Имеется два сплава меди и олова. Один сплав содержит 72% меди, а другой 80% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 800 г сплава, содержащего 75% меди?

72 80-75=5

75 800:( 5+3)=100г приходится на одну часть

80 75-72=3

для получения 800 г 75%-ного сплава нужно взять: 72%-ного сплава 100·5 = 500 г,

а 80%-ного 100·3 = 300 г.

Ответ:500 г, 300 г.

8.Морская вода содержит 5% соли (по массе). Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составила 1,5%?

hello_html_m1f14f270.gif

Ответ: 7 килограммов.

Задачи этого типа служат базовыми для успешного усвоения учащимися методов решения других, более сложных задач на проценты.

Еще один тип задач, который вызывает у учащихся трудности это задачи на нахождение среднего значения.

 Например, задачи на среднюю скорость - это целый класс задач на движение, которые включены в экзамен по математике. Задачи простые, важно понять и запомнить формулу:

hello_html_49da63fb.gif

Если участков пути было два, тогда 

hello_html_7b9296ca.gif

Если три, то соответственно:

hello_html_m54efa8f5.gif

и так далее.

9.Половину времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 61 км/ч, а вторую половину времени – со скоростью 87 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Чтобы найти среднюю скорость нужно весь путь разделить на всё время движения.

В задаче сказано о двух участках пути, тогда среднюю скорость будем искать по формуле:

hello_html_134ef750.gif

Пусть на весь путь автомобиль затратил t часов.

За первую половину времени со скоростью 61 км/ч автомобиль прошёл 0,5∙t∙61 километров, а за вторую половину времени 0,5∙t∙87 километров, тогда:

hello_html_m7a4250f6.gif

Ответ: 74


10.Первую треть трассы автомобиль ехал со скоростью 90 км/ч, вторую треть – со скоростью 60 км/ч, а последнюю – со скоростью 45 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Чтобы найти среднюю скорость нужно весь путь разделить на всё время движения. В задаче сказано о трёх участках пути. Будем использовать по формулу:

hello_html_mac00917.gif

Обозначим весь пусть S. Тогда первую треть пути автомобиль ехал:

hello_html_1f640883.gif

Вторую треть пути автомобиль ехал:

hello_html_758dccd6.gif

Последнюю треть пути автомобиль ехал:

hello_html_de627cf.gif

Таким образом

hello_html_m52ca978f.gif

Ответ: 60км/ч.


11.Первый час автомобиль ехал со скоростью 100 км/ч, следующие два  часа – со скоростью 90 км/ч, а затем два часа – со скоростью 80 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Чтобы найти среднюю скорость нужно весь путь разделить на всё время движения. В задаче сказано о трёх участках пути.

среднюю скорость будем искать по формуле:

hello_html_m18504d94.gif

Исходя из условия мы можем определить протяжённость каждого участка:

Первый участок пути составил 1∙100 = 100 километров.

Второй участок пути составил 2∙90 = 180 километров.

Третий участок пути составил 2∙80 = 160 километров.

Находим скорость:

hello_html_2d78b749.gif

Ответ: 88 км/ч

Единственная небольшая сложность в подобных задачах – это когда отрезки пути или время заданы неявно. в этом случае их необходимо найти используя основную формулу движения:

hello_html_19fb6367.gif

А затем полученные данные необходимо подставить в формулу средней скорости.

Задачи с развернутым ответом.

К решению этих задач приступают не многие учащиеся. Примерно 26 % учащихся справляются с заданием.

Решение задач – это сложная работа. Обучение решению текстовых задач - это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, целью которого является формирование у учащихся умения решать и понимать задачи.

В задачах на движение используются обычно формулы, выражающие законы равномерного движения: S=V·t , где S- пройденное расстояние, V- скорость равномерного движения, t - время движения.

При составлении уравнений в таких задачах часто бывает удобно прибегнуть к геометрической иллюстрации процесса движения: путь изображается в виде отрезка прямой, место встречи движущихся с разных сторон объектов точкой на отрезке и т.д.

Часто для усложнения задачи её условие формулируется в различных единицах измерения (метры, километры, часы, минуты и т.д.). В этом случае при выписывании уравнений необходимо пересчитывать все данные задачи в одинаковых единицах измерения.

Между величинами, описывающими равномерное движение и величинами, характеризующими процесс работы, имеется полная аналогия.

Рассмотрим еще примеры решения задач из  Открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике:

12. Маша спустилась по движущемуся вниз эскалатору за 36 секунд. По неподвижному эскалатору с той же скоростью относительного него она спустится за 1 минуту 3 секунды. За сколько секунд она спустится, стоя на ступеньках движущегося эскалатора?

Основная проблема данной задачи — неизвестно общее расстояние, т.е. длина эскалатора. В некотором смысле эта задача очень похожа на движение по воде: при спуске скорости эскалатора и человека складываются. Однако, в отличие от задач на движение, здесь недостаточно просто решить систему — требуется еще и понять, какую именно величину записывать в ответ.

Пусть х – скорость Маши, а у- скорость эскалатора

Бежит по эскалатору

у не равно 0

1

х+у

1/(х+у)=36

Бежит по эскалатору

У=0

1

х

1/х=63

Стоит на эскалаторе

1

у

1/у

Получаем систему уравнений

1/(х+у)=36

1/х=63

Решая эту систему находим у, а затем 1/у

Ответ: 84 сек.

Еще одна задача про эскалатор

 13.Вовочка сбежал вниз по движущемуся вниз эскалатору и насчитал 45 ступенек. Затем он пробежал вверх по тому же эскалатору с той же скоростью относительно эскалатора и насчитал 105 ступенек. Сколько ступенек насчитал бы Вовочка, спустившись по неподвижному эскалатору?

Бежит вниз по эскалатору

у не равно 0

1

х+у

1/(х+у)=45

Бежит вверх по эскалатору

у не равно 0

1

х-у

1/(х-у)=105

Стоя, спускаясь вниз

1

х

1/у

В таких задачах 1 ступенька – 1 секунда движения , относительно эскалатора Вовочка движется с одной и той же скоростью, это значит ,куда бы он не двигался каждую ступеньку эскалатора он пробегает за одно и то же время ,чему равно это время это не важно, потому что итоговое расстояние ему нужно пробежать одно и то же.

Получаем систему

1/(х+у)=45

1/(х-у)=105

Ответ: 63 ступеньки.

 Данная задача очень похожа на задачи про движение по воде. Здесь так же есть две скорости: скорость Вовочки и скорость движения самого эскалатора. Так же, как и в задачах про воду, при движении вниз скорости складываются, а вверх — вычитаются. И даже таблица заполняется примерно в такой же последовательности. Поэтому эскалатор, можно заменить на движение по воде — с точки зрения математики это одно и тоже, поэтому ответ получится одинаковым.

14.Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 75 км/ч, проезжает мимо пешехода, идущего параллельно путям со скоростью 3 км/ч навстречу поезду, за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах.

Первое на что надо обратить внимание учащихся , это то, что дано время 30 секунд, которые необходимо перевести в часы. Длина поезда это ни что иное, как расстояние ,которое считается по формуле ( V1+V2)*t

(75+3)*30/3600=0,65км=650 м

Ответ : 650м


Если пешеход идет параллельно путям в том же направлении что и едет поезд , то в формуле будет разность скоростей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение текстовых задач при подготовке к ЕГЭ

Данный урок был проведен в общеобразовательном классе, в рамках подготовки учащихся к Единому Государственному  Экзамену по математике. Он обеспечивает контроль знаний, умений и навыков учащихся ...

Решение текстовых задач при подготовке к ЕГЭ и ГИА

Как известно, что текстовые задачи один из трудных разделов математики. Задачи на  "движение", "работу", "концентрацию", "прогрессии"  обязательны на ЕГЭ и ГИА. Презентация составлена для по...

Решение текстовых задач при подготовке к ГИА

Материал о видах задач на ГИА, методы их решения....

Решение текстовых задач при подготовке к ГИА

Материал о видах задач на ГИА, методы их решения....

Программа элективного курса "Решение текстовых задач. Подготовка к ЕГЭ"

Структура экзаменационной работы ЕГЭ отличается от традиционной контрольной работы, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.В школе подготовка к экзамену осуществляется на уроках, а также н...

Решение текстовых задач: задач на смеси, сплавы и растворы при подготовке к ГИА по математике. ( рекомендации учащимся)

Решение задач на смеси, сплавы, растворы требует определенной теоретической базы.Это различные определения, такие как концентрация, процентное содержание и др., а также и всевозможные допущения, напри...

Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»

Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1)   Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2)   Формиров...