Карточки и памятки
материал по математике

Милованова Алена Васильевна

Предварительный просмотр:

ГЛАСНЫЕ

  Звуки:       [ а ]           [ о ]           [ ы ]         [ и ]            [ у ]           [ э ]

 Буквы:     а      я        о      ё           ы              и            у      ю        э     е    

Звуков – 6, букв – 10.

Гласные звуки бывают ударные и безударные.

СОГЛАСНЫЕ

звонкие парные                             звонкие непарные

[б] [в] [г] [д] [ж] [з]                        [л]  [м]  [н]  [р]  [й']

глухие парные                               глухие непарные

[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]                         [х]   [ц]  [ч']   [щ']

-------------------------------------------------------------------------

ТВЁРДЫЕ

[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с]                                                      [л]    [м]     [н]      [р]      [х] – твёрдые парные

[ж]  [ш]  [ц] – твёрдые непарные (не имеют мягкой пары!)

МЯГКИЕ

[б′] [п′] [в′] [ф′] [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′]                                                      [л′]    [м′]     [н′]      [р′]      [х′] –  мягкие парные

[ч′]  [щ′]  [й′] – мягкие непарные (не имеют твёрдой пары!)

ГЛАСНЫЕ

  Звуки:       [ а ]           [ о ]           [ ы ]         [ и ]            [ у ]           [ э ]

 Буквы:     а      я        о      ё           ы              и            у      ю        э     е    

Звуков – 6, букв – 10.

Гласные звуки бывают ударные и безударные.

СОГЛАСНЫЕ

звонкие парные                             звонкие непарные

[б] [в] [г] [д] [ж] [з]                        [л]  [м]  [н]  [р]  [й']

глухие парные                               глухие непарные

[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]                         [х]   [ц]  [ч']   [щ']

-------------------------------------------------------------------------

ТВЁРДЫЕ

[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с]                                                      [л]    [м]     [н]      [р]      [х] – твёрдые парные

[ж]  [ш]  [ц] – твёрдые непарные (не имеют мягкой пары!)

МЯГКИЕ

[б′] [п′] [в′] [ф′] [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′]                                                      [л′]    [м′]     [н′]      [р′]      [х′] –  мягкие парные

[ч′]  [щ′]  [й′] – мягкие непарные (не имеют твёрдой пары!)



Предварительный просмотр:

Повествовательный текст

Повествовательный текст отвечает на такие вопросы: кто? что делал? где? когда? как? Действия протекают во времени, чередой, одно за другим. Для того, чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как: сначала, потом, затем, тогда, снова, сначала,  ещё, уже и др.

Главная особенность повествования – сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. В повествовании должно быть много глаголов.

Схема построения повествовательного текста.

  1. Начало действия: место, время.
  2. Развитие действия: сообщение о действующем лице, особенности и порядок действий.
  3. Кульминация.
  4. Вывод.

Описание как тип речи.

Описание – это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой? Для текста-описания нужны имена прилагательные, так как текст отвечает на вопрос какой? каков? Описанию помогают сравнения с чем-либо, для чего используются слова как будто, как, словно, похож на…

В описании нет движения, описанные признаки неизменны и постоянны. Описание делается для того, чтобы читатель (слушатель) видел предмет описания, представил его.

Описание – это текст, который указывает признаки объекта речи (размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид).

Схема построения описания.

  1. Представление объекта речи.
  2. Наиболее характерные признаки объекта речи.
  3. Оценка объекта речи.
  4. Заключение и вывод.

Рассуждение как тип речи.

В рассуждении даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Почему это есть? Почему так произошло, случилось? Почему так? Вот  основные вопросы, на которые отвечает рассуждение. В написании рассуждения используются слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.

Построение рассуждения чаще всего бывает таким: высказывается какая-либо мысль, потом идут доказательства этой мысли, а затем даётся итог, то есть вывод в результате приведённых доказательств.

Схема построения  текста- рассуждения.

  1. Вступление.
  2. Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
  3. Аргументы (доказательства): доводы, примеры, факты, случаи, цифры, мнения авторитетных людей, цитаты.
  4. Вывод.

ГЛАСНЫЕ

  Звуки:       [ а ]            [ о ]            [ ы ]           [ и ]              [ у ]               [ э ]

 Буквы:     а      я         о      ё             ы                и              у      ю           э       е

Звуков – 6, букв – 10.

Гласные звуки бывают ударные и безударные.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

(О ком или о чём говорится в предложении)

Кто? Что?

_____________________________________________

СКАЗУЕМОЕ

(Действие предмета, его состояние, чувства)

Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков?

_____________________________________________

ДОПОЛНЕНИЕ

(На какой предмет или явление направлено действие)

Кого? Чего?      Кому? Чему?    О ком? О чём?

Кого? Что?        Кем? Чем?

_______________________________________________

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(Признак предмета)

Какой? Какая? Какое? Какие?

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

_______________________________________________

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

(Как, когда, где, по какой причине  совершается действие)

Где? Куда? Когда? Откуда?

Почему? Зачем? Как?

   

                                                                                                 



Предварительный просмотр:

Главные члены предложения

 подлежащее

Кто? Что?

Выражено существительным, местоимением

Рыжие белки в лесу строят гнёзда.

сказуемое

Что делает? Что сделать? И т.д.

Выражено глаголом

Рыжие белки в лесу строят гнёзда.

Второстепенные члены предложения

определение

Какой? Какая?  чей?  который по счету?

Выражено прилагательным

Рыжие белки в лесу строят гнёзда.

дополнение

Падежные вопросы

Выражено существительным с предлогом

Рыжие белки в лесу строят гнёзда.

обстоятельство

Как? где? Когда? Почему? Зачем?

Выражено наречием, существительным с предлогом

Рыжие белки в лесу строят гнёзда.

Однородные члены предложения:

Сложное предложение:

Одна грамматическая основа

Две и более грамматических основы

Есть слова, которые относятся к  одному  слову и отвечают на один и тот же вопрос

Хлопья снега укрыли землю и нарядили в пушистую шубу лес.

Хлопья снега укрыли землю, и лес нарядился в пушистую шубу

Соединяются интонацией перечисления, союзами а, но.  ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ

Соединяются интонацией перечисления, союзами а, но.  ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ

Идут, идут, а с места не сойдут

На рассвете поднялся ветер, а днем зашумела буря

Соединяются союзом и. ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ

Соединяются союзом и. ЗАПЯТАЯ  СТАВИТСЯ

В зимнем тумане встает холодное и тусклое солнце

В зимнем тумане встает солнце, и всё оживает

Порядок работы с предложением:

  • Прочитай с правильной интонацией.
  • Выдели грамматичскую (ие) основу(ы). Определи вид предложения по количеству грамматических основ (простое/сложное) Если сложное, поставь запятую.
  • Найди слова, которые относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.
  • Чем соединены  однородные члены. (Если интонацией перечисления, союзами а, но – запятая ставится, если союзом и, запятая не ставится)

Характеристика предложения:

По цели высказывания

Повествовательные

(Цель: сообщить о чем-то)

Точка, восклицательный знак

Васи звонит Пете каждый день.

Вопросительные

(Цель: спросить о чем-то)

Вопросительный знак

Почему Вася звонит Пете каждый день?

Побудительные

(Цель: посоветовать, приказать, попросить, пожелать, побудить к действию)

Точка, восклицательный знак

Вася, позвони Пете.

По интонации

Восклицательные:

Восклицательный знак

Вопросительный и восклицательный знаки

Вася, сейчас же позвони Пете!

А не позвонить ли мне Пете?!

Невосклицательные:

Точка, Вопросительный знак

Вася звонит Пете.

По количеству грамматических основ

Простые (одна грамматическая основа)

Вася позвонит Пете вечером.

Сложные (две и более грамматических основы)

Вася позвонит вечером Пете, а он будет на тренировке.

По наличию второстепенных членов

Нераспространенные (только грамматическая основа)

Вася звонит.

Распространенные (грамматическая основа и второстепенные члены предложения)

Вася звонит по телефону.

В словосочетании есть главное и зависимое слово. От главного можно задать вопрос. Грамматическая основа не является словосочетанием.

На вершине высокой сосны ворковал дикий голубь.

Голубь (какой?) дикий

Ворковал (где?) на вершине

На вершине (чего?) сосны

Сосны (какой?) высокой

Из предложения можно выписать столько словосочетаний, сколько второстепенных членов там есть.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                           

                         

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                               

                                                                                                                                 

                                                                                                                                  яблочко - йаблачка

                                                                                                                                                                                                                                                                     



Предварительный просмотр:

                                               КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ

     - РАБОТАЙ  НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО,

 УКАЗЫВАЙ НОМЕР ОШИБКИ ПО ПАМЯТКЕ

1.Большая буква в начале предложения.                                                     

 Выпиши предложение, подчеркни первую букву.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.

2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

     Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак.

      Например: Москва – столица нашей Родины.

3.Слог.                                                                                                                      

   Раздели слова на слоги. Делай так:

    У – чи – тель

    ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.  

                                                                                                                   

4. Перенос слова.

    Раздели слово на слоги для переноса:     Оси – на

    ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак на конце слова.

    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    Например: окунь, рысь, уголь.

6. Мягкий знак в середине слова.

    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    Например: мальчик, школьник, коньки.

7. Гласные после шипящих.

    Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

  Например: машина, малыши, карандаши.

 ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу -  с буквой у.

   8. Сочетания чк-чн.

    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    Например: девочка, ночка.

    ЗАПОМНИ! Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь).

9. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.

    Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень.

     Делай так:  волна́ , во́лны

     ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.

10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово).

       Выпиши слово, в котором была допущена ошибка,  правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.

        Запомни, как оно пишется: ребя́та, ребя́та, ребя́та.

 11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).

        Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово.

 Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.

     ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласными.

12. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

      Например: Таня, Саша, Андрей.

      ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.

13. Большая буква в кличках животных.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Мурка, Зорька, Пушок.

      ЗАПОМНИ! Клички животных пишутся с большой буквы.

14. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

       Например: река Угра, Австралия, Куликовская улица, деревня Простоквашино.

       ЗАПОМНИ! Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.

15. Разделительный мягкий знак (ь).

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.

     ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

16. Двойные согласные в слове.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса:

группа, рассказ, коллектив

груп-па, рас-сказ, кол-лектив 

     ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.

17. Разбор предложения по членам.

      Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так:

       Утренняя роса покрывала траву.

        роса (какая?) утренняя

        покрывала (что?) траву

        ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.

18. Состав слова.

       Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Делай так:

        поездка, походка

19. Правописание непроизносимых согласных.     

      Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.

      звёздный (звезда, звёздочка)

20. Гласные и согласные в приставках.

       Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.

       Например: полетели, побежали, подержали.    

21. Правописание приставки со словом.

      Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

      Например: заехал, уехал, приехал, переехал.

      ЗАПОМНИ! Приставка  –  это часть слова, она   пишется слитно со словом.

 22. Правописание суффиксов.

    Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.

23. Правописание предлога со словом. 

      Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.

    к (какому?) берегу;    к (крутому) берегу    

ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.

24. Разделительный твёрдый знак (ъ). 

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление

      ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю.

25. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.

       Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.

       Луч, товарищ, шалаш (муж. род)

       Ночь, речь, печь   (жен. род)

26. НЕ с глаголами.

      Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило.

      не  был,  не  выучил,  не  знал

ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.

27. Разбор предложения по частям речи.

      Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи

является каждое слово.

 предл.        сущ.               глаг.                 прил.         сущ.

    По      овражкам          заиграли       весенние    ручейки.

28. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.

      Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Прилепили – при-ле-пи-ли.

29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.

     Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.

30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

       Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.  

      Например: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., П.п.

31. Предлог перед местоимением. 

      Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило.

      Например: у  нас,  ко  мне, с  тобой,  к  нему. 

      ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

32. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

    Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.

    Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь. 

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).

     Липовый - дубовый, кленовый, осиновый.

. Мягкий знак  (ь) в глаголах неопределённой формы.

      Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.

               (что делать?)  улыбаться

  ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?  и пишутся с мягким знаком (ь).

34. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

      Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед  ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.

   Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)

                       ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)

35. Правописание наречий.

      Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.

       Например: справа, справа, справа.

       ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.

36. Однородные члены предложения.

      Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках между однородными членами.

      Например: Сильный ветер  сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

37. Звукобуквенный разбор.

      Выполни правильно, без ошибок.

  



Предварительный просмотр:

Как подготовиться

к письму по памяти

  1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.

  1. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

  1. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.

  1. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.

Как подготовиться к изложению

  1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. Озаглавь.

  1. Найди в тексте опорные слова.

  1. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.

  1. Найди слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

  1. Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

    После того как напишешь изложение, не

    забудь проверить свою работу.

Как составить текст-повествование

   Определи:

  1. О чём ты будешь рассказывать (какова тема текста)?

  1. Какая мысль в рассказе будет основной?

  1. Как лучше озаглавить текст?

  1. С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части - зачине)?

  1. О чём ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завер-

        шилось)?

  1. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?

Как составить текст-описание

  1. Выдели признаки предмета, который нужно описать.

  1. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.

  1. Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать.

Как составить текст-рассуждение

  1. Кратко назови то, что ты будешь доказывать.

  1. Подумай, как можно построить своё доказательство. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…»

Как составить план текста

Чтобы составить план текста, нужно:

  1. Разделить текст на законченные по смыслу части.
  2. Определить основную мысль каждой части.
  3. Озаглавить каждую часть текста.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Тема объединяет предложения в тексте.

Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

Порядок

звуко-буквенного разбора слова

  1. Сколько в слове слогов?
  2. На какой слог падает ударение?
  3. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?
  4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  5. Количество звуков и букв в слове.

Порядок разбора слова по составу

  1. Окончание 

Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.

  1. Корень

Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.

  1. Приставка

Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки.

  1. Суффикс

Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.

Образец устного разбора

Дошкольник

  1. Изменяю по падежам: дошкольник, у дошкольника, к дошкольнику. В слове дошкольник – нулевое окончание.
  2. Однокоренные слова: школьник, школа. В слове дошкольник корень –школ-.
  3. Пришкольный, школьный, дошкольник. Приставка до-.
  4. Школа – дошкольник. Суффикс –ник-.

Образец письменного разбора

                                            дошкольник

Порядок разбора имени

существительного

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  3. Род. Склонение.
  4. Падеж. Число.
  5. Роль в предложении.

Образцы разбора

Солнце освещает землю.

Устный разбор

  1. Землю – существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?
  2. Начальная форма – земля.
  3. Женского рода, 1-го склонения.
  4. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе.
  5. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: освещает (что?) землю.

Письменный разбор

  1. Землю – сущ. (что?)
  2. Н.Ф. – земля
  3. Ж.р., 1-го скл.
  4. В вин.п., в ед.ч.               5. Вт.чл.

Как определить падеж существительного

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
  2. По вопросу и предлогу определить падеж.

Над озером кружились чайки.

Кружились (над чем?) над озером (Т.п.)

Как определить склонение

имени существительного

(в именительном падеже)

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения

Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце; в И.п. ед.ч. нулевое окончание; значит, существительное тетрадь 3-го склонения.

Порядок разбора имени прилагательного

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой

    вопрос отвечает.

  1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
  2. Род (в ед.числе),  падеж, число.
  3. Роль в предложении.

Образцы разбора

Цветёт алая гвоздика.

Устный разбор

  1. Алая – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая?
  2. Начальная форма – алый.
  3. Употреблено в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
  4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: гвоздика (какая?) алая.

Письменный разбор

  1. Алая – прилаг. (какая?)
  2. Н.Ф. – алый
  3. В ж.р., в Им. п., в ед.ч.
  4. Вт.чл.

Как определить падеж имени прилагательного

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить падеж существительного.
  3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)

Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.

в небе (каком?) синем – П.п.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются. Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:

к  домам (Д.п.)  (каким?) новым (Д.п.);

за  домами (Т.п.)  (какими?) новыми (Т.п.)


Порядок разбора глагола

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (неопределённая форма глагола). Спряжение.
  3. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
  4. Роль в предложении.

Образцы разбора

Дует лёгкий ветерок.

Устный разбор

  1. Дует – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?
  2. Начальная форма – дуть, I спряжение.
  3. Глагол употреблён в настоящем времени, в

     3-м лице, в единственном числе.

  1. В предложении является сказуемым: ветерок (что делает?) дует.

Письменный разбор

  1. Дует – гл. (что делает?)
  2. Н.Ф. – дуть, I спр.
  3. В наст.вр., в 3-м л., в ед.ч.
  4. Сказуемое

Правописание безударных личных окончаний глаголов

  1. Определить время, лицо и число глагола.
  2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (таять, светить).
  3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

I спряжение                    II спряжение

-ешь                                 -ишь

-ет                                    -ит

-ем                                   -им

-ете                                  -ите

    -ут (-ют)        -ат (-ят)

Глаголы-исключения II спряжения

Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть;

глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Содержание:

                                                                                   стр

  1. Как подготовиться к письму по памяти           2                
  2. Как подготовиться к изложению                      3
  3. Как составить текст-повествование                 4
  4. Как составить текст-описание                          5
  5. Как составить текст-рассуждение                    5
  6. Как составить план текста                                6
  7. Порядок звуко-буквенного разбора слов         7
  8. Порядок разбора слова по составу                   8
  9. Порядок разбора имени существительного    9

10.Как определить падеж имени                         10

     существительного

11.Как определить склонение имени                  10

     существительного

12.Порядок разбора имени прилагательного     11

13.Как определить падеж имени  

     прилагательного                                              12

14.Порядок разбора глагола                                13

15.Правописание безударных личных      

     окончаний глаголов                                         14



Предварительный просмотр:

Словарь понятий и терминов

Аллегория - иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. 

Аллитерация - повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность. 

Амфибрахий - трехсложный размер стиха ,в строке которого повторяются группы из трех слогов. 

Анапест - трехсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трех слогов. 

Анекдот - краткий устный рассказ с остроумной концовкой. 

Антитеза - противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. Антитеза помогает передать мысль и чувство, усиливает эмоциональность речи.

Баллада - стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему. 

Басня- краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами часто выступают животные, предметы в которых появляются человеческие качества.

Герой - персонаж, действующее лицо, художественный образ человека в художественном произведении. 

Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. 

Дактиль - трехсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трех слогов. 

Диалог - разговор двух или нескольких лиц. В пьесах, кино сценариях диалог - основная форма раскрытия характеров. Драматическое произведение, или драма- произведение, предназначенное для постановки на сцене. 

Жанр - вид художественных произведений: басня, повесть, рассказ и др. 

Загадка - произведение устного народного творчества. В нем содержится иносказательное изображение предмета по которому надо отгадать предмет. 

Идея - основная мысль художественного произведения. 

Инверсия - необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи. 

Интонация - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и собеседнику. 

Ирония - выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение. 

Комедия - драматическое произведение, в основе которого лежит юмор. 

Композиция - построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. 

Легенда - произведение, созданное народной фантазией, где сочетаются реальное и фантастическое. 

Лирическое произведение - произведение, в котором автор выражает свое душевное состояние , свои мысли о мире и человеке. 

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство. 

Метонимия - слово или выражение, употребленное вместо другого, потому что между обозначаемыми ими предметами есть связь. 

Мифы - сказания, передающие представления древних о происхождении мира, о явлениях природы, богах и легендарных героях.

Монолог - речь одного человека в произведении. Монолог преобладает в лирических произведениях, употребляется в эпических - когда герой говорит сам с собой. 

Новелла - малый прозаический жанр. Новелла отличается строгостью композиции, остротой сюжета, отсутствием описательности. 

Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ. Описание - словесное изображение картины (портрет героя, пейзаж, интерьер) 

Пейзаж - картина природы в художественном произведении. Повествование - рассказ о событиях, фактах, действиях, поступках героя. 

Повесть - один из жанров эпических произведений. Поговорка - меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без вывода, без заключения. 

Портрет - изображение внешности героя в произведении. 

Пословица - краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. 

Поэзия -1) стихотворные произведения, 2)поэтичность: прекрасное, глубоко действующее на чувство. 

Поэма - один из видов лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события и открытое выражение автором своих чувств. 

Притча - небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. 

Проза - произведения не стихотворные. 

Прозаическая речь - речь, свободно движущаяся от предложения к предложению, не стихотворная. В ней есть свой ритм и другие средства художественной выразительности. 

Псевдоним - вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. 

Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Рассказчик - в литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование. 

Ритм - повторение однородных явлений через равные промежутки. 

Рифма -созвучие окончаний стихотворных строк. 

Роман - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. 

Сатира - высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. 

Символ - предмет, действие или слово, служащее условным обозначением какого-либо явления. 

Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. 

Сказка - произведение устного народного творчества , повествование, основанное на вымысле. 

Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим. 

Стих - стихотворная строка, наименьшая единица деления стихотворных произведений. 

Стихотворение - небольшое произведение в стихах. 

Стихотворная речь - в отличие от прозы речь ритмически упорядоченная, состоящая из сходно звучащих отрезков-строк, строф. 

Строфа - группа строк, составляющее единство, с определенным, повторяющимся расположением рифм. 

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении. 

Тема - круг жизненных явлений, изображенных в произведении. 

Устное народное творчество или фольклор - словесное поэтическое творчество народа. Виды устного народного : пословица, поговорка, загадка, песня, сказка, легенда, и др.

Фантастика - мир невероятных, чудесных представлений и образов, рожденных воображением. 

Феерия - театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. 

Хорей - двусложный размер стиха. 

Художественная литература - один из видов искусства- искусство слова. Слово в художественной литературе- средство создания образа, оно служит для изображения явления, выражения чувства и мысли. 

Эпиграф - краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль. 

Эпизод - отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью. 

Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. 

Эпическое произведение - произведение, в котором автор рассказывает о людях, об окружающем мире, о различных событиях. 

Юмор - изображение героев в смешном виде. Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. 

Ямб - двусложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из двух слогов.



Предварительный просмотр:

Средства выразительности речи

Языковое средство

Характеристика приёма

Примеры

Аллегория

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

Прекрасен царскосельский сад,
Где 
льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) 
                                                   (А. Пушкин)

Аллитерация

Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков

Свищет ветер, серебряный ветер
В 
шёлковом шелесте снежного шума...
                                                 (С.Есенин)

Анафора

Одинаковое начало нескольких соседних предложений

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.       (О.Высотская)

Антитеза

Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления

"Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.

Ассонанс

Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков

Мело, мело по всей земле
Во вс
е пределы.
Св
еча горела на столе,
Св
еча горела...                     (Б.Пастернак)

Гипербола

Художественное преувеличение

шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Градация

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости

Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.                                                (Н.Заболоцкий)

Именительный темы

Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях

Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!

Инверсия

Нарушение прямого порядка слов

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле... (А.Пушкин)

Ирония

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

                   Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел 
бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов...      (А.Пушкин)

Композиционный стык

Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его

На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков)

Лексический повтор

Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромнымисоснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Литота

Художественное преуменьшение

"мальчик с пальчик"

Метафора

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)

Метонимия

Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий

Сюда по новым им волнам 
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

Многосоюзие

Намеренное использование повторяющегося союза

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. 
                                               (В.Инбер)

Окказионализмы

Индивидуальные авторские словообразования

...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов

Туристы в родном городе. (Тэффи)

Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Утешится безмолвная печаль, 
И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)

Парцелляция

Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

Перифраз

Замена слова (словосочетания) описательным оборотом

"люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Выражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?      (Н.Некрасов) 

Ряды, парное соединение однородных членов

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста

...Удивительное сочетание простоты и сложностипрозрачности иглубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак)

Сарказм

Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры

Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.

Синекдоха

Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного

Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)

Синтаксический параллелизм

Сходное, параллельное построение фраз, строк

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Сравнение

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Да, есть слова, что жгут, как пламя.                                                  (А.Твардовский)

Умолчание

Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить... (И.А.Крылов)

Эллипсис

Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.

Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)

Эпитет

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, 
чудно смешанный шум... 
(Н.Некрасов)

Эпифора

Одинаковая концовка нескольких предложений

Весну заклинати, зиму провожати.
Рано, рано 
зиму провожати.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки-памятки по английской грамматике.

Карточки-памятки по грамматике английского языка....

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...

Карточки-памятки по английскому

Степени сравнения прилагательных, формы и спряжение глагола, а также многое другое.Сохраняйте себе!...

Сохрани себе жизнь. Карточки-памятки.

СБОРНИК памяток по тематике ЗОЖ...

Предлагаю вашему вниманию образцы карточек к зачету по геометрии в 8 классе, а также набор задач к зачету. Учитель может по своему усмотрению либо добавить в карточки задачи, либо заменить уже имеющиеся задачи на другие.

ЗачётГлавная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:формирование умений учиться;выявление пробелов в зн...

Дидактические карточки по природоведению «Неживая природа», 6 класс (карточки для домашней работы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Дидактические карточки по природоведению «Неживая природа», 6 класс (карточки для домашней работы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...