урок в 5 классе "Углы. Измерение углов"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Миронова Марина Викторовна

Урок "Углы. Измерение углов".  УМК "МГУ - школе" С. М. Никольский, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_60_ugly._izmerenie_uglov.docx82.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по математике «Углы. Измерение углов»

УМК "МГУ - школе" С. М. Никольский, 5 класс

 

 

Подготовила учитель математики

МБОУ г. Керчи РК «Школа №9»

Миронова Марина Викторовна

 

Тема урока: Углы. Измерение углов

Урок № 60

Дата: __________

Цель: помочь учащимся сформулировать понятие угла, равенство углов, вершина и стороны угла; познакомить с транспортиром; формировать умение измерять углы; рассмотреть все виды углов: развернутый, прямой, тупой и острый; формировать у учащихся умение строить угол; ввести понятие перпендикулярных прямых и соответствующие обозначение; развивать логическое мышление, память; развивать познавательный интерес; воспитывать культуру устной и письменной математической речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • познакомить с понятием угла, равенства углов, вершиной и сторонами угла;
  • познакомить с транспортиром;
  • научить строить и измерять углы;
  • познакомить с понятием перпендикулярных прямых и ввести соответствующие обозначения.
  1. Развивающие:
  • развивать коммуникативные способности (через высказывания);
  • развивать логическое мышление (через операции анализа, синтеза, сравнения, через решение логических задач);
  • развивать самостоятельность и творческие способности (через дифференцированную самостоятельную работу);
  • развивать познавательную активность обучающихся;
  • развивать внимание и память;
  • развивать саморегуляцию (через самоконтроль и самооценку).
  1. Воспитательные:
  • воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, потребность в знаниях;
  • воспитывать интерес к урокам математики и математике как науке;
  • воспитывать культуру устной и письменной математической речи.

Формирование УУД:

Личностные:
воспитывать трудолюбие, чувство локтя, взаимопомощь, правильное поведение; умение делать выбор, как поступить в предложенной ситуации.
Регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; отслеживание собственных учебных успехов на уроке;
отслеживание правильности работы товарища.
Познавательные:
воспитывать интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

Коммуникативные:
приобретения навыков учебного сотрудничества в процессе работы в паре и в группе, умение правильно оформлять свою устную речь, слушать, понимать и контролировать речь других.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать понятие угла, вершины, сторон угла, единиц измерения;
  • уметь строить развёрнутый, прямой, острый и тупой углы и перпендикулярные прямые.

Метапредметные:

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы.

Личностные:

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

 Оборудование: доска, проектор, презентация, учебник, задания на карточках, набор углов, транспортир, линейка, смайлики.


Ход урока

  1. Организационный момент, 1мин.

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к работе.

  • А для чего надо учиться математике? (ответы детей)
  • Сегодня мы будем знакомиться с новым материалом. Скажите, а что вы знаете о науке геометрии? (ответы детей)
  • С какими геометрическими фигурами мы уже успели познакомиться? (прямая, луч, отрезок)
  1. Актуализация знаний. Мотивация, 5 мин.Картинки по запросу устный счет

Устный счет (Слайд № 1)

  • Давайте вспомним определения прямой, луча, отрезка. (ответы детей)
  • Разделите на 3 группы: отрезки; лучи; прямые. (Слайд № 2: отрезки – BE, AM, лучи – DO, NR, CP, AS, AK, прямые – HF)

Похожее изображение

  1. Тема, постановка цели и задач урока, 3 мин.
  • С какой из фигур на экране мы еще с вами не знакомились? Как бы вы ее назвали? (SAK, KAS)
  • Из чего данная фигура состоит? (из двух лучей с одним началом)
  • Эта фигура называется Углом! И записать ее имя можно: SAK, KAS.
  • Как вы считаете какая цель нашего урока? Тема? (ответы детей) (Слайд № 3)
  1. Восприятие и первичное осознание нового материала,

Давайте начертим наш угол! С чего нам начать? (ответы детей) Правильно! Начнем с точки. Эта точка называется вершиной угла. Давайте дадим ей имя. (называют букву латинского алфавита, и она должна быть заглавной)

Теперь начертим 2 луча с началом в этой точке. (ставим 2 точки на этих лучах) Эти лучи называются сторонами угла. Отмечаем дугой получившиеся углы. Угол можем называть тремя заглавными буквами или одной: ABC, B.

У вас на столе карточки, на которых изображены пары углов. Как проверить есть ли среди них равные? (ответы детей)

Два угла называют равными, если они совпадают при наложении. Проверьте опытным путем какие из углов будут равными. (проверяют, обсуждаем ответы)

На карточках вы увидели разные углы. Давайте рассмотрим виды этих углов и как их отличать друг от друга. Возьмите в руки закрытый учебник, и посмотрите на него сбоку. Корешок учебника – это начало луча. Теперь немного откройте книгу. Вы сможете прикоснуться корешком учебника к соседу? (Да) Такой угол будем называть острым.

Теперь еще приоткройте книгу, вот так. Попробуйте коснуться соседа корешком. (касание не только корешком, но и открытой частью). Посмотрите какой ровный у нас угол! Такой угол называется прямым.

Откроем книгу еще больше. Получилось достать кого-то корешком? (Нет) Посмотрите какой большой угол у нас получился! Он называется тупым.

Откройте книгу полностью! Какая у нас книга? (Раскрытая, развернутая). Такой угол называется развернутым.

Начертите у себя в тетрадях эти углы и подпишите их названия.

А теперь давайте научимся определять величину этих углов. У вас на партах транспортиры (Слайд № 4). Давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры. Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов (градус – это единица измерения углов); также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развёрнутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.

Запишем алгоритм построения углов:

  1. Совместить вершину угла с центром транспортира. (Слайд № 5)
  2. Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчёта на шкале транспортира (т.е. совместить с 0°)  (Слайд № 6).
  3. Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона (Слайд № 7).
  4. Проверить, соответствует ли полученная мера угла его виду (Слайд № 8).
  1. Физминутка, 2 мин. (Слайд № 9). Построение углов руками. Учитель произносит вид угла (или градусную величину), дети показывают угол с помощью рук. Скорость постепенно увеличивается.
  2. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного, мин.

Устно отвечаем на вопросы № 419 – № 421.

Дети решают в тетрадях № 423, разбивая углы на три группы (острые, прямые, тупые).

Самостоятельно решают № 424. Обмен тетрадями, взаимопроверка, обсуждение ошибок.

Решаем в тетрадях и у доски № 425.

Самостоятельная работа на карточках. Определить вид угла между часовой и минутной стрелками часов. Найти градусную меру. (Циферблат – шаблон на карточках)

Класс_____, ФИО

Показания

часов

18:00

09:00

13:00

16:00

22:00

08:00

Вид угла

Градусная мера

Проверяют свои ответы по Слайду № 10.

Показания часов

18:00

09:00

13:00

16:00

22:00

08:00

Вид угла

развернутый

прямой

острый 

тупой 

острый

тупой

Градусная мера

180°

45°

30°

120°

60°

120°

  1. Подведение итогов урока, мин.

Рефлексия:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились? Кто научился?
  • А надо нам это уметь? Где понадобится?
  • Что для вас было трудно на уроке?

Отвечая на мои вопросы поднимайте смайлики: все отлично – зеленый, были затруднения – желтый, осталось много вопросов – красный.

  • Понравился ли вам урок?
  • Все ли было понятно?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке?

Домашнее задание: пункт 2.6, стр. 92, читать, учить. № 426, 427, 432* (Слайд № 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме:"Виды углов и измерение углов с помощью транспортира"

Цели и задачи: образовательные – формирование умений и навыков применения теоретических знаний при решении задач; развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление ...

Разработка урока математики 5 кл по теме "Углы. Измерения углов"

Представлен конспект урока математики (5 кла) по теме "Построение и измерение углов", мультимедийная презентация, и самоанализ урока....

Урок по теме: "Измерение углов. Транспортир"

Урок по теме: "Измерение углов. Транспортир", 5 класс...

ПЛАН – конспект 2 уроков по теме "Измерение углов"

1.      Тема и номер урока Урок 86. Измерение углов, 2 урока в теме 2.      Базовый учебник"Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник д...

Тема урока «Угол. Транспортир. Измерение углов. Виды углов: развернутый, прямой, острый, тупой.»

Урок является вводным по теме. большая работа на развитие мелкой моторики.Учитывается специфика школы....

Технологическая карта урока по теме "Измерение углов. Транспортир"

Данная технологическая карта разработана к уроку « Измерение углов. Транспортир» в 5 классе по базовому учебнику Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков,  Математика 5 класс, «Мнемозина» Москва ...