Активизация познавательной деятельности учащихся
статья по математике

Сивкова Татьяна Владимировна

Одной из   актуальных проблем современной педагогической науки и практики преподавания является вопрос акивизации мыслительной деятельности учащихся.

Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.

Реализация принципа активности в обучении имеет важное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchihsya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

                         Активизация познавательной деятельности учащихся.

  «Знание только тогда знание, когда оно   приобретено усилиями своей мысли, а не    памятью» 

                                                                                               Л.Н.Толстой

        Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся –развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решать многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала; подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания; воплощать в жизнь научно-технические решения; осваивать новые специальности; дать высшим учебным заведениям страны хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

        Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении, их самостоятельность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

       Итак, развитие творческих познавательных способностей учащихся-цель деятельности преподавателя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задачи дальнейшего совершенствования их познавательных умений. Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся.

      Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь учащимся, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащихся, превышающие возможности учащихся, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении.

Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.

       Еще К.Д.Ушинский писал: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы». Необходимость соотносить предъявляемые учащимся задания с уровнем их развития вытекает из теории мышления.

     Психолог Л.С. Выговский считал, что обучение носит развивающий характер тогда, когда оно лежит в зоне ближайшего развития ребенка. Под зоной ближайшего развития он понимал те умственные операции, которые ребенок еще не может проделать самостоятельно, но которые посильны ему при небольшой помощи извне.

     «Зона ближайшего развития ребенка – это расстояние между уровнем его актуального развития, определенным с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, определяемых с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными его сотоварищами.

     Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей учащихся- длительный процесс.

    Система работы преподавателя по активизации учебной деятельности учащихся должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели- развитие творческих познавательных способностей учащихся.

    Что должна представлять собой система работы преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся? Каковы ведущие направления этой работы? Каковы ее этапы? Какие приемы и методы обучения могут использоваться на каждом этапе? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходим дальнейший теоретический анализ проблемы. Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции.

    Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснения учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи и т.д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные операции, в качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д.

    Среди всех познавательных психологических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связи между ними, чем глубже они осмысленны в процессе изучения. Но мышление влияет и на другие познавательные процессы. Например, характерной чертой восприятия является его осмысленность. «Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет-это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории».

    Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи.

     Задача формирование у учащихся мотивов учения неразрывно связана с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения. Действительно, как и всякая другая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных потребностей у учащихся, невозможно развить и их мышление.

    Итак, используемые преподавателем приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотивов учения.

Рассмотрим каждый из аспектов подробнее.

Развитие мышления учащихся.

     Для системы преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся в обучении очень важно иметь в виду, что в мыслительной деятельности учащихся можно выделить три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления.

Понимание.

    Понимание – это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой преподавателем или книгой. В холе изложения нового материала преподаватель не только сообщает новые факты, он анализирует результаты самостоятельных и контрольных работ, строит теоретические доказательства, выводит новые следствия. Его изложение может включать абстрагирование, обобщение, сравнение, классификацию, определение и т.д.

   Все мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), приемы умственной деятельности (сравнение, классификация, определение), приемы логических доказательств в ходе объяснения материала преподаватель выполняет сам.

   Перед учащимися стоит более простая задача: проследить за ходом и результатами проводимого преподавателем анализа, синтеза, обобщения, сравнения и т.д., проследить за логичностью, доказательностью вывода. Все это требует от учащихся определенных умственных усилий, определенной аналитико-синтетической деятельности.

   Умственная активность нужна также и при изучении текста. Необходимо выделить главную мысль параграфа, проследить за убедительностью ее обоснования, уяснить логику рассуждений, последовательность и этапы вывода формулы, соотнести конкретные примеры и факты с доказываемым положением и т.д. Так как объяснение преподавателя бывает обычно рассчитано на уровень развития конкретной группы, а в учебнике это сделать невозможно, то как правило, усвоение текста учебника требует от учащихся больших умственных усилий, чем усвоение объяснения преподавателя.

   Глубокое понимания учащимися сообщаемого материала есть условие усвоения ими знаний и одновременно школа развития их мышления, их познавательных способностей.

   Именно в процессе понимания ученик усваивает опыт проведения логических рассуждений, анализа, синтеза, абстракции и обобщения, опыт выполнения различных умственных действий (сравнения, противопоставление, сапоставления, классификация, определения и т.д.).

  Повторяя рассуждения преподавателя и учебника, подражая им, учащийся осваивает приемы мыслительной деятельности. Поэтому глубокое понимание материала учащимися является предпосылкой самостоятельного решения ими познавательных задач, является первой ступенью их познавательной активности.

   Система работы по активизации познавательной деятельности должна прежде всего включать в себя систему приемов, направляющих мыслительную деятельность учащихся в процессе восприятия ими материала, излагаемого преподавателем или в книге. Необходимо также иметь четкое представление о том, какие приемы объяснения материала обеспечивают наиболее глубокое усвоение и способствуют более всестороннему развитию мышления учащихся. Очевидно, выбор приемов объяснения определяется уровнем развития учащихся и характером излагаемого материала, так как к изложению математических понятий могут быть предъявлены различные методологические требования.

Логическое мышление.

     Под логическим мышлением понимается процесс самостоятельного решения самостоятельных задач. «Общая схема решения всякой задачи заключается в соотнесении условий задачи с ее требованиями и анализе условий и требований через их соотнесение друг с другом…т.е. представляет собой анализирование и синтезирование в их взаимной связи и взаимозависимости».

     На этом уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, объяснения, выводить формулы, анализировать их. Поэтому преподаватель, организуя мыслительную деятельность учащихся на данном уроке, должен подбирать учащимся такие задания, которые предусматривали бы выполнение одного из указанных умственных действий или различную совокупность. Чем больше самостоятельных действий должны совершать учащиеся при выполнении задания, тем оно сложнее.

     Чтобы обучение в максимальной степени способствовало развитию учащихся, предлагаемые преподавателем задания должны опережать их уровень развития, лежать в зоне их ближайшего развития.

    «По мере того, как в процессе мышления складываются определенные операции-анализа, синтеза, обобщения, по мере того, как генерализуются и закрепляются у индивида, формируется мышление как способность, складывается интеллект».

     Как понимание, так и логическое мышление представляют собой аналитико-синтетическую деятельность, однако между ними есть существенные различия по их источнику, дидактической функции и субъективному переживанию. В процессе мышления учащийся самостоятельно (в ходе аналитико-синтетической деятельности) приходит к новым выводам. В процессе понимания он уясняет смысл и непротиворечивость вывода, сделанного преподавателем. При понимании происходит осмысление и усвоение готового сообщения, при мышлении выводится новое знание.     Понимание и субъективно представляется иначе, чем логическое мышление. Суть понимания- в узнавании, осознании, уяснении и фиксации чего-то нового в том, что воспринимается и усваивается. Различие между мышлением и пониманием огромно. Учащемуся гораздо легче проследить за логичностью вывода, его доказательностью, чем получить этот вывод на основе собственной аналитико-синтетической деятельностью. Приемами развития мышления учащихся на уроках математики являются: эвристическая беседа, логико- поисковые задания, некоторые приемы работы с учебником и др. Развитию логического мышления различного рода математические задачи, практические работы, работы с дидактическим материалом и т.д.

Творческое мышление.

       Согласно современным воззрениям процесс научного творчества совершается в три этапа.

I этап характеризуется возникновением (в ходе познания или практической деятельности) проблемной ситуации, первоначальным анализом ее и формулировкой проблемы.

II творческого процесса- это этап поиска решения проблемы. Этот поиск совершается в ходе детального анализа проблемы на основе имеющихся знаний. В случае необходимости, знания об изучаемом объекте исследования можно пополнить. Изучая соответствующую литературу и выполняя практические задачи. Часто принцип решения находят чисто логически, строго доказательно. Иногда объект исследования по принципу «познай» недостаточно, а знания о нем не только неполны, но и противоречивы. В этом случае доказательно вывести принцип решения возникшей проблемы не удается. На помощь приходит интуиция. При настойчивом исследовании проблемы наступает момент, когда принцип решения усматривается, хотя он еще не доказан (не выведен теоретически).

III этап творческого познания- этап претворения найденного (или угаданного) принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества: решение новой задачи, обоснование и разработка конструкции, теории и т.д.

        Полученные результаты проверяются практически, согласуют с другими теоретическими данными и т.д. Такова краткая схема творческого познавательного процесса. На самом деле он гораздо сложнее. Первоначальная формулировка проблемы часто бывает неадекватна стоящей задаче; в ходе решения приходится проверять и отбрасывать много ложных гипотез. Но более подробное рассмотрение этого вопроса не входит в нашу задачу.

       Рассмотренная структура творческой познавательной деятельности позволяет выделить существенные черты творческого мышления. Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость, критическое мышление, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, решению задач в условиях неполной детерминированности. В учебном процессе к творческим целесообразно относить все те задания, принцип выполнения которых не указан, а часто и не известен учащимся явно. Он должен быть сформулирован ими самостоятельно, в ходе анализа задания, на основе имеющихся знаний и накопленного опыта при решении нестандартных задач.

     Выделенные три уровня мыслительной деятельности могут быть положены в основу системы работы преподавателя по актививизации познавательной деятельности учащихся. Исходным моментом в этой работе должно стать обеспечение глубокого понимания учащимися учебного материала, излагаемого учителем или в книге (I уровень). Лишь на фоне систематической работы, обеспечивающей глубокое понимание учащимися материала, могут применяться приемы и задания, требующие от учащихся самостоятельного решения познавательных задач урока на II и III уровнях познавательной активности (т.е. на основе логического или творческого мышления).

Формирование мотивов учения.

     Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся прежде всего широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, принести больше пользы Родине, чувство долга, ответственности перед коллективом и т.д.

Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим (имеет личностную ценность) и потому является действенным, реальным мотивом учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать учащихся нужно лишь тому, что интересно. Познание- труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчать им процесс познания, делая его привлекательным. Еще К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет». Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес-  мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. «Сущность познавательного интереса в стремлении учащегося проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса».

      В формирование познавательного интереса учащихся можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства- естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатам решения, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного предмета, но не переносятся на другие предметы. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

     Более высокой стадии ей интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемый материал. В этом случае учащийся обычно активен на уроке, задает преподавателю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстрацией, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу и т.д.

Однако любознательность учащегося обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы раздела может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадет.  Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивой интерес к предмету, при котором учащийся понимает структуру, логику курса, используемые методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие. Как все психические свойства личности, интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Поскольку познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого, то развитие и становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности содействуют тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности- познавательный интерес.

     Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интереса учащихся оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, дополнительное объяснения материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д.- все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащийся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком познании мира, чувство собственного достоинства и т.д.), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.

       Одним из средств поддержание познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемных ситуаций преподаватель противопоставляет новые факты и наблюдения, сложившейся системы знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление понять суть, раскрыть противоречие. В этом случае поисковая деятельность учащихся поддерживается непосредственным глубоким, внутренним интересов.

      Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимся и учителем, которые складываются в процессе обучения. Воспитание познавательного интереса к предмету у учащихся во многом зависит и от личности преподаватели.

     Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению интереса к предмету? Имя прежде всего является:  

1) эрудиция преподавателя, умение предъявлять к учащимся необходимые требования и последовательно усложнять познавательные задачи.  Такие преподаватели обеспечивают в аудитории интеллектуальный настрой, приобщают учащихся к радости познания;                                        

2) увлеченность предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач;

3) доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости. Все это располагает к тому, что можно спокойно подумать, найти причину ошибки, порадоваться своему успеху и успеху товарища и т.д.

4) педагогический оптимизм- вера в учащегося, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнавать и учиться.

     «Наука есть наука и ничего не носит в себе. Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви преподавателя к своей науке и в любовной передачи ее, в отношении преподавателя к учащемуся. Хочешь наукой воспитать учащегося, люби свою науку и знай ее, и учащиеся полюбит и тебя, и науку, и ты воспитаешь их: но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния». (Л.Н.Толстой)

      Преподаватель может не обладать всеми указанными достоинствами (хотя должен к этому стремиться). Но опыт показывает, что если преподаватель в совершенстве обладает хотя бы одним из этих качеств, то он часто добивается значительных успехов в обучении и развитии учащихся.

         Сниженный уровень требований к познавательной деятельности учащихся, формальный подход преподавателя к своей работе, раздражительность преподавателя, ведут к потере у учащихся интереса к предмету, к конфликту с преподавателем, к разрушению взаимного понимания между преподавателями и учащимися.

          Правильный стиль отношений с учащимися (доброжелательный, деловой, увлеченный) - основа успеха педагогической деятельности. Чтобы пробуждать и развивать интерес к изучаемым дисциплинам преподаватель должен любить свой предмет, рассматривать воспитание учащихся и обучение их определенным дисциплинам как высокий гражданский долг, соотносить задачи обучения и воспитания учащихся с социально-экономическими задачами общества и во всех своих действиях и поступках проявлять себя как личность, обладающая активной жизненной позицией.

        Итак, формирование интереса учащихся к предмету - сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений, между педагогом и учащимися.

Литература:

1. Лев Толстой. Полное собрание сочинений. Том 8. Педагогические статьи 1860–1863г.г.

2.Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики.// .// Математика в школе. 1996, №2 с. 56-60

3.Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроке.// Математика в школе. 1996, №6 с.3 –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...