Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
учебно-методический материал по математике

Элеонора Саяновна Шагдурова

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Я считаю, что актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: “Как учить?” Как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами “открывали” новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по – своему. Как найти заветный ключик к каждому? Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит школу, вырастить не только крепким, здоровым, но и – обязательно! – инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.

В этом смысле необходимо, чтобы обучение было направлено на формирование творческой личности. И хотя человек не всегда имеет возможность для создания чего – то нового в той или иной сфере деятельности, но, будучи личностью, он всегда готов к творческому самовыражению. Главным критерием деятельности учителя является представление о конечном результате: хотим ли мы дать ученику определенный набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Очень важно развивать у учащихся творческие способности, независимо от того , хорошо ребенок учиться или не очень. А такие способности есть у каждого ученика.

Задача учителя – вовремя заметить и поощрить стремление ребят к творчеству и углублению способностей.

У творчества два главных врага – страх и психологическая инерция мысли. Долг учителя

  • сделать процесс обучения для каждого ученика психологически комфортным. Интеллектуальное, творческое развитие личности – это фактически реализация прав каждого ученика быть умным.

Цели развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • Поддерживание интереса к предмету;
  • Развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;
  • Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения;
  • Развитие мышления вообще и творческого в частности;
  • Подготовка учащихся к творческой деятельности;
  • Умение переносить знания в незнакомые ситуации.

Поэтому развитие инициативы, творческих начал является первейшей задачей каждого педагога.

Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике. Для меня важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач

В математике научить учиться, научить творческой деятельности возможно только через решение задач, требующих от учеников исследовательской деятельности и творческого подхода.

В процессе обучения я руководствуюсь следующим принципом:

Замечать и поощрять малейшие успехи детей, не подвергать осуждению, критике их неудачи и промахи..

Я провожу работу по совершенствованию форм, методов, средств проведения уроков, методов контроля. Осуществляю мониторинг достижений учащихся на тестовых заданиях, готовых и составленных им. Эта работа связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного математического образования.

Такая система работы позволяет мне решать проблему развития творческих способностей учащихся в процессе деятельности на уроке математики.

Я начала работать с пятиклассниками. Их легко можно увлечь математикой, если суметь представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее. Для этого использовать на уроках интересные примеры и задачи, используя увлекательные книги для внеклассного чтения по математике, например,

  • Нагибин Ф.Ф “Математическая шкатулка”.
  • “Я иду на урок математики”, 5 класс.

Предлагаю ученикам самим находить интересные задачи или сочинить их. Например, вот несколько интересных задач, которые ребята сами нашли и сочинили:

  1. Корень верблюжьей колючки, растущей в пустыне, уходит на глубину 15 м, а корень инжира, который растет в южных районах России, – в 8 раз глубже. Какова длина корня инжира?
  2. Длина голубого китенка, только что появившегося на свет 7 м, длина взрослого кита 33 м. На сколько метров подрастет китенок?
  3. В комнате веселились 47 мух. Коля открыл форточку и, размахивая полотенцем, выгнал 12 мух. Но прежде чем он успел закрыть форточку, 7 мух вернулось обратно. Сколько мух теперь веселятся в комнате?

Несомненно, что творчество невозможно без умения наблюдать, примечать особенности явлений, чисел, понятий. Из учебника математики Н.Я. Виленкина и др. для 5-го класса можно применять материалы, где имеются различные рассказы о математике и математиках. Например, как маленький Гаусс сосчитал в уме сумму чисел 1 + 2 + 3 +….+ 99 = 100.

Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – также один из способов развития творческого воображения учащихся. При этом у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.

Вот что писал об этом В.А. Сухомлинский : “Создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство для умственного развития. Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира – значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить”

.На уроках я стараюсь применять как можно больше развивающих задач. К развивающим задачам относятся:

  • задачи, для решения которых не требуются новые знания по предмету, надо применять имеющиеся знания в иной комбинации;
  • задачи, с помощью и на основе которых приобретаются знания по предмету.

Приведу примеры таких задач, которые я использую на уроках математики в 6-м классе:

  • 1) Как разрезать фигуру на четыре равные части?

  • 2) Лиза, Галя и Нина жили в разных домах. Дом № 1 – высокий каменный, № 2 – высокий деревянный, № 3 – невысокий каменный. В каком доме жила каждая из девочек, если Галя и Нина жили в высоких, а Нина и Лиза – в каменных?
  • 3) Четырьмя двойками. Можно ли четырьмя двойками выразить число 111? Выполните задание четырьмя способами.

Необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей обучения математики. Поэтому по некоторым темам применяю нетрадиционные формы проведения уроков, и каждая из них решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для меня нетрадиционный урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Главным результатом является повышение интереса учащихся к урокам и стабильный уровень качества обученности. Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях.

Интеллектуальные и творческие игры – как средства развития личности.

На уроках я использую интеллектуальные и творческие игры, которые являются необходимым средством развития личности.

Интеллектуальные игры – индивидуальные или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени. Интеллектуальные игры объединяют в себя черты как игровой, так и учебной деятельности. Они развивают мышление, требуя формулировки понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза).

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные или составные (представляющие из себя сочетание элементарных). Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, где из нескольких ответов надо выбрать правильный.

Творческие игры предполагают наличие заданий с “открытым ответом” (отсутствием правильного единого решения). В процессе игры ученики имеют возможность самовыражаться средствами того ил иного вида искусства, в результате которого рождается некий уникальный, незапланированный результат.

Одним из факторов, влияющих на интеллектуальное и творческое развитие личности является сотрудничество учителя и ученика. Основным условием сотрудничества на моих уроках является создание на уроке атмосферы доброжелательности, заинтересованности, разумной требовательности. Поэтому стараюсь установить правильные отношения с коллективом в целом и с каждым учеником в отдельности. Для этого необходимо стремиться понять внутренний мир детей, быть искренним с ними и дать им возможность выразить себя. Обстановка сотрудничества, атмосфера дружелюбия, общения на равных учителя и ученика позволяют сделать обсуждение проблем более свободным.

Эффективными формами работы в формировании интереса к предметам являются уроки, которые содержат какие-то неожиданные повороты, оригинальные ракурсы. Поэтому в учебной деятельности я провожу уроки различных видов: урок– игра, урок-сказка, урок- путешествие.

Программа творческого развития учащихся на уроках математики.

Для того, чтобы привлечь каждого ребенка к творческой деятельности, помогающей интеллектуальному развитию личности, составлена индивидуальна программа приобщения учащихся к математике.

5–6-е классы: решение на уроках занимательных и старинных задач; составление математических кроссвордов, ребусов; выполнение рисунков к отдельным темам;

6–7-е классы: сочинение о пользе математики в различных сферах общественной жизни; экскурсии на работу к родителям; математические сказки, детективы;

7–8-е классы: сообщения из истории математики; сообщения по новой теме; выполнение различных доказательств одной и той же теоремы; несколько способов решения одной т той же задачи;

8–9-е классы: исторический обзор некоторых математических задач; ознакомление с творчеством известных математиков, их трудами;

9–10-е классы: обобщение, систематизация математической темы; привлечение к педагогической деятельности.

Таким образом, каждый ребенок на уроках математики имеет право выступать со своей работой, защитить ее, поделиться своими находками и открытиями.

Необходимость творческого саморазвития личности школьников обуславливается новыми задачами, стоящими перед образованием. Желаемый конечный результат обучения в школе – это выпускник, который имеет способности учиться (учить самого себя), совершенствоваться, саморазвиваться, имеющий цель в жизни и “инструмент”для достижения этой цели. Если полученные на моих уроках умения творчески мыслить выпускники уже используют в своей профессиональной деятельности, это и есть, на мой взгляд, результат работы в выбранном мною направлении

Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности

Способы        выявления способностей (интеллектуальной), деятельности

к

у

обучающихся

научной творческой

Способы        развития способностей (интеллектуальной), деятельности

у        обучающихся к                научной творческой

Первичная        диагностика        способностей. Тестирование. Наблюдения.

Вовлечение в проектную деятельность

Вовлечение        в деятельность

исследовательскую

Вовлечение в конкурсную деятельность

Самооценка        способностей,        мотивации, интересов

Включение элементов ТРИЗ-педагогики в учебные занятия, во внеурочную деятельность

Психодиагностика творческого мышления

Экскурсии

Диагностика        вербальной        мотивации        (по С.Медник)

Нестандартные уроки

Вербальный тест «Необычное использование» (по К.А.Хеллер)

Делегирование части преподавательских полномочий        одарённым        детям. Подготовка                обучающимися дополнительного материала.

Опросник        для        выявления        одарённых школьников (по А.А.Лосевой)

Опросник        для        определения        творческих наклонностей у школьников

Работа обучающихся в роли руководителя группы

Привлечение к участию в конференциях, конкурсах, смотрах, чтениях, олимпиадах, эстафетах, викторинах

Прогностические        задания, индивидуальные творческие задания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...