РП по финансовой грамотности
методическая разработка по математике (5 класс)

Авдеенко Ирина Сергеевна

РП по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vud_finansovaya_gramotnost.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПУДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                                 СОГЛАСОВАНО                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                Заместитель директора по УВР                                                      Приказ №___ от «___» августа 2019 года

                  ____________ Сивиринова О.Н                                                       Директор школы ________О.В.Никитина

                             « ___» августа 2019 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

на 2019-2020 учебный год

5-6 класс

Учитель: Авдеенко И.С.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; тематический план и календарно-тематическое планирование; перечень литературы и средств обучения; требования к уровню подготовки учащихся.

Тип программы: модифицированная адаптированная программа. Программа модифицирована на основе примерной программы и программы Е.А. Вигдорчик  «Финансовая грамотность»

Модификация выражается в следующем: поскольку для изучения этого предмета в школе выделено 35 часов, а программа предусматривает 17 часов, то количество уроков на изучение тем увеличено.

Адаптация отражена в учебно-методическом сопровождении: возможности при обучении использовать мультимедийное оборудование, электронные обучающие программы.

Общая характеристика учебного предмета:

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-6 классов в сфере экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • Деньги, их история, виды, функции;
  • Семейный бюджет;
  • Экономические отношения семьи и государства;
  • Семья и финансовый бизнес;
  • Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Цели:

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
  • участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Формы организации и методы обучения:

Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Доходы и расходы семьи (10 часов)

Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься(6 часов)

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет».

Семья и государство: как они взаимодействуют(6 часов)

Налоги. Социальные пособия. Государство – это мы.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов)

Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план.

Что такое финансовая грамотность(1 час)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем

Всего часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1. Доходы и расходы семьи

10

4

6

Составление семейного бюджета

2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

2

4

Ролевая игра

3. Семья и государство: как они взаимодействуют

6

2

4

Мини-исследование

4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

5

7

Составление личного финансового плана

5. Что такое финансовая грамотность

1

0

1

Тестирование

Итого

35

13

22

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1год обучения

Тема/ Тема урока

Кол-во часов

Дата

Стандарт/Содержание

Оснащение

Тип урока

Тип и форма контроля

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные

Метапредметные

Личностные

Доходы и расходы семьи (10ч)

1

Введение

1

Почему так важно изучать финансовую грамотность? Чему вы можете научиться на уроках финансовой грамотности?

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный фронтальный опрос

Познакомиться с понятием финансовой грамотности

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала

2-3

Деньги

2

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

учебник, рабочая тетрадь, дидактические материалы

Комбинированный

индивидуальные задания

Объяснять проблемы бартерного обмена, описывать свойства предмета, играющего роль денег, перечислять виды денег, приводить примеры товарных денег, сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег, составлять задачи с денежными расчетами, объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться, знать, что денежной системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег-преступление

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Формирование осознанного понимания значения денег в жизни общества и человека

4-5

Доходы семьи

2

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

5-7

Расходы семьи

2

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

8-9

Семейный бюджет

2

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать формы сбережений, описывать последствия превышения расходов над доходами

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

10

Доходы и расходы семьи

1

 

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности и важности ответственного и взрослого поведения

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6ч)

11-12

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

тестирование

Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи, определять последствия таких событий для бюджета семьи, различать обязательное и добровольное страхование, объяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

13-14

Страхование

2

 Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

учебник, рабочая тетрадь, ИАД (интерактивная доска)

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи, определять последствия таких событий для бюджета семьи, различать обязательное и добровольное страхование, объяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

15-16

«Семейный бюджет»

2

учебник, рабочая тетрадь

Ролевая игра

устный опрос, индивидуальные задания

Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

Семья и государство: как они взаимодействуют(6ч)

17-18

Налоги

2

Налоги - обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

19-20

Социальные пособия

2

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

индивидуальные задания

Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

21-22

Государство – это мы

2

учебник, рабочая тетрадь

Мини-исследование

устный опрос, индивидуальные задания

Как принять решение о налогах и сборах

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье(12ч)

23-24

Как спасти деньги от инфляции

2

Понятие инфляции. Как спасти деньги от инфляции

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

индивидуальные задания, решение задач

Объяснять понятие инфляции, причины обесценивания денег, приводить примеры способов сохранить деньги от инфляции

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

25-26

Банковские услуги

2

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

индивидуальные задания, решение задач

Приводить примеры банковских услуг, описывать условия вкладов и кредитов, находить информацию о вкладах и кредитах, объяснять причины и последствия решений о взятии кредита

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

27-28

Собственный бизнес

2

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания

Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнес-план, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

29-30

Валюта в современном мире

2

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Приводить примеры валют разных стран, объяснять, что такое валютный курс, находить информацию о валютных курсах, проводить расчеты с валютными курсами

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

31-32

Благотворительность

2

Что такое благотворительность? Значение помощи людям

учебник, рабочая тетрадь

Комбинированный

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Объяснять причины и виды благотворительности, роль благотворительности для общества и человека

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

33-34

Личный финансовый план

2

Финансовые цели. Как найти дорогу к своей мечте

учебник, рабочая тетрадь

Проект

устный опрос, индивидуальные задания, тестирование

Объяснять, что такое финансовый план, перечислять основные компоненты финансового плана, объяснять значение финансового плана для человека

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

35

Что такое финансовая грамотность

1

учебник, рабочая тетрадь

Урок контроля знаний

Объяснять понятие финансовой грамотности, значение ее для человека и общества

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

Содержание курса внеурочной деятельности

6 класс (35 часов)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (13 часов).

Введение. «Финансовая грамотность в современном мире»;  Эвристическая беседа «Насколько важны деньги»; Познавательная беседа «История денег – история человечества». Творческое задание «Виды денег».  Практикум «Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме». «Почему деньги теряют свою покупательную способность?»; «Доходы семьи». Творческое задание «Описывать и сравнивать доходы семьи»; «Расходы семьи». Практикум  «Расчет расходов семьи на условных примерах»; Творческое задание «Что позволяет семье снизить расходы»; Познавательная беседа «Семейный бюджет»; Практикум «Составление бюджета семьи на условных примерах».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 часа).

Познавательная беседа «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». «Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни»; Дискуссия «Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?». Деловая игра «Страхование». 

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Познавательная беседа «Налоги. Виды налогов»; Мини-исследование «Налоги в моей семье». Познавательная беседа «Социальные выплаты». Мини-исследование «Социальные пособия в моей семье». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

Познавательная беседа «Банки. Виды банков. Банковские услуги»; Практикум «Вклады (депозиты)». Практикум «Кредит». Деловая игра «Сохранение вашего богатства»; Мини-исследование «Профессии банковской сферы». Мини-исследование «Банковская карта: плюсы и минусы»; Дискуссия «Значение работы банков для потребителей»;   Интерактивная беседа «Собственный бизнес»; Мозговой штурм «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Практикум «Разработка бизнес-плана». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Дискуссия  «Благотворительность. Кому нужна благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)

Защита проектов по курсу «Финансовая грамотность».

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

2 год обучения

п/п

Тема урока,

Тип урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные:

познавательные УУД (П);

коммуникативные УУД (К);

регулятивные УУД (Р)

Личностные

результаты

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (13 часов).

1

Финансовая грамотность в современном мире

Вводный

урок с

изучением

нового

материала

Финансовая грамотность в современном мире. Чему вы можете научиться на уроках финансовой грамотности?

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся  

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и само регуляции учебной деятельности.

П: : поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

осознание себя как члена семьи, общества и государства

2

Насколько важны деньги

Урок новых знаний

Роль денег для каждого человека. Психология «богатого» и «бедного».

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата

П: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.

Осознание себя как члена семьи, общества и государства

3

История денег – история человечества

Урок новых знаний

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры.

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к  осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

4

Виды денег

Урок новых знаний

Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги

К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной  задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Р: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы 

П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к саморазвитию,

осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

5

Денежные расчеты. Составление и решение задач по теме

Практикум

Составление задач с денежными расчётами.

К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения 

Р: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.

П: выделять существенную информацию из текстов разных видов

планировать свои

действия в

соответствии

с поставленной задачей и

условиями её

реализации

6

Почему деньги теряют свою покупательную способность

Урок новых знаний

Инфляция, как уберечь деньги от инфляции

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к саморазвитию,

осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

7

Доходы семьи

Урок новых знаний

Источники доходов семьи.

Виды заработной платы.

К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной  задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Р: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы 

П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Формирование

ответственного

отношения к учебе.

Развитие речи.

8

Доходы семьи

Урок новых знаний

Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Мате-

ринский капитал.

К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной  задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Р: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы 

П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

9

Расходы семьи

Урок новых знаний

Расходы семьи: обязательные, желательные и лишние.

К: формировать навыки самостоятельной работы 

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к саморазвитию,

осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

10

Расчет расходов семьи на условных примерах

Практикум

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.

Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

планировать свои

действия в

соответствии

с поставленной задачей и

условиями её

реализации

11

Что позволяет семье снизить расходы

Урок новых знаний

воздействие рекламы и промоакций на принятие ре-

шений о покупке.

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к саморазвитию,

осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

12

Семейный бюджет

Урок новых знаний

Бюджет - план доходов и расходов. Долги

К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной  задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Р: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы 

П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к  осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

13

Составление бюджета семьи на условных примерах

Практикум

Бюджет - план доходов и расходов.

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

планировать свои

действия в

соответствии

с поставленной задачей и

условиями её

реализации

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 часа).

14

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Урок новых знаний

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов.

К: формировать навыки самостоятельной работы 

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Формирование

ответственного

отношения к учебе.

Развитие речи.

15

Принципы работы страховой компании. Страхование имущества, здоровья, жизни

Урок новых знаний

Страхование.

Страховая компания. Страховой полис.

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

планировать свои

действия в

соответствии

с поставленной задачей и

условиями её

реализации

16

Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?

Дискуссия

Страхование.

Страховая компания. Страховой полис.

К: владеть навыками диалогической речи

Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий 

П: выделять существенную информацию из текста; решать тестовые задания

Уметь работать в

коллективе, вести

диалог вырабатывая

общее решение

17

 Страхование

Деловая игра

Страхование.

Страховая компания. Страховой полис.

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Обладать

коммуникативной

компетентностью в

общении

со сверстниками в

процессе

образовательной

деятельности.

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

18

Налоги. Виды налогов

Урок новых знаний

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Виды налогов. Организация сбора

налогов.

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к саморазвитию,

осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

19

Налоги в моей семье

Защита проектов

Подоходный налог. Налоговая ставка.

Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на

добавленную стоимость. Акциз.

К: владеть навыками диалогической речи

Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий 

П: выделять существенную информацию из текста; решать тестовые задания

планировать свои

действия в

соответствии

с поставленной задачей и

условиями её

реализации

20

Социальные выплаты

Урок новых знаний

Пособие. Пенсия. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

К: формировать навыки самостоятельной работы 

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к саморазвитию,

осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

21

Социальные пособия в моей семье

Защита проектов

Пособие. Пенсия. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Обладать

коммуникативной

компетентностью в

общении

со сверстниками в

процессе

образовательной

деятельности.

22

Государство – это мы

Защита проектов

Направления государственных расходов.

К: владеть навыками диалогической речи

Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий 

П: выделять существенную информацию из текста; решать тестовые задания

Обладать

коммуникативной

компетентностью в

общении

со сверстниками в

процессе

образовательной

деятельности.

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

23

Банки. Виды банков. Банковские услуги

Урок новых знаний

Банки. Виды банков. Банковские услуги

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к саморазвитию,

осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

24

Вклады (депозиты)

Практикум

Зависимость процентной ставки  от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств.

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

уметь использовать

знания в реальной

жизни..

25

Кредит

Практикум

Процентная

ставка по кредитам. Условия выдачи кредита

К: формировать навыки самостоятельной работы 

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

уметь использовать

знания в реальной

жизни..

26

Сохранение вашего богатства

Деловая игра

Виды инвестиций семьи

К: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым её изменить

Р: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.

П: выделять существенную информацию из текстов разных видов

Обладать

коммуникативной

компетентностью в

общении

со сверстниками в

процессе

образовательной

деятельности.

27

Профессии банковской сферы

Защита проектов

Профессии банковской сферы

К: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Р: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности П: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

планировать свои

действия в

соответствии

с поставленной задачей и

условиями её

реализации

28

Банковская карта: плюсы и минусы

Защита проектов

Принцип работы пластиковой карты.

К: владеть навыками диалогической речи

Р: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий 

П: выделять существенную информацию из текста; решать тестовые задания

Формирование

ответственного

отношения к учебе.

Развитие речи.

29

Значение работы банков для потребителей

Урок новых знаний

Значение работы банков для потребителей

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к саморазвитию,

осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

30

Собственный бизнес

Урок новых знаний

Бизнес. Малый бизнес.

К: формировать навыки самостоятельной работы 

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к саморазвитию,

осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

31

Примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Разработка бизнес-плана

Практикум

Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

К: формировать навыки самостоятельной работы 

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

П: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала

уметь использовать

знания в реальной

жизни..

32

Валюта разных стран

Урок новых знаний

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

К: управлять своим поведением, оценивать свои действия

Р: Формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

П: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций

Формирование

ответственного

отношения к учению, готовности к саморазвитию,

осознанному выбору с учетом

познавательных

интересов

33

Благотворительность. Кому нужна благотворительность

Дискуссия

Благотворительность.

К: умение общаться и взаимодействовать друг с другом 

Р: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом

П: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами

Обладать

коммуникативной

компетентностью в

общении

со сверстниками в

процессе

образовательной

деятельности.

34

Личный финансовый план

Практикум

Личный финансовый план

К: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Р: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников

П: классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи

уметь использовать

знания в реальной

жизни..

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)

35

Финансовая грамотность

Защита проектов

Итоговая работа по курсу

К: умение общаться и взаимодействовать друг с другом 

Р: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом

П: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами

Обладать

коммуникативной

компетентностью в

общении

со сверстниками в

процессе

образовательной

деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, на основании указанных требований разработаны требования к освоению результатов программы элективного курса

  • личностным, включающими формирование мотивации к грамотному финансовому поведению, формированию ценностно-смысловых установок, отражающих личную экономически грамотную позицию  в выстраивании положительно ориентированных ценностно-смысловых отношений в семье
  • метапредметным, включают универсальные учебные действия, такие как умение коммуникации в малой учебной группе, умение взаимодействовать с членами семьи, взрослыми людьми и сверстниками  
  • предметным, освоение основ личного финансового планирования; экономии семейного бюджета с обязательным использованием и пониманием специфических терминов по финансовой грамотности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...

Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике

Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...

Зачет Финансовая грамотность Всероссийский онлайн зачет по финансовой грамотности

Зачет Финансовая грамотность Всероссийский онлайн зачет по финансовой  грамотности...