Программа спецкурса для 5 класса «Занимательные математические задачи».
элективный курс по математике (5 класс)

Кирильчик Евгений Олегович

Данный спецкурс имеет общеобразовательный характер, играет большую роль в развитии логического мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Едогонская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла

_________  /Г.В. Авдеенко/

Протокол заседания МО

№ ____

 от  «__»________20__г.

         Согласовано

Заместитель директора по УВР

______/ М.С.Лисицына/

Протокол  заседания МС

№ ____  

от  «____»________20__г.

        Утверждаю

Директор МОУ «Едогонская  СОШ»

_______ /Н.С.Зыбайлова/

Приказ №____

от «____»_______20__г.

Программа спецкурса для 5 класса

«Занимательные математические задачи».

уровня основного общего образования

Образовательная  область:  «Математика»

Разработал: Кирильчик Евгений Олегович,

учитель математики и физики

первой  квалификационной категории

с. Едогон


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Едогонская средняя общеобразовательная школа»

Программа спецкурса для 5 класса

«Занимательные математические задачи».

уровня основного общего образования

Образовательная  область:  «Математика»

Разработал: Кирильчик Евгений Олегович,

учитель математики и физики

первой  квалификационной категории

с. Едогон


Пояснительная записка.

Данный спецкурс имеет общеобразовательный характер, играет большую роль в развитии логического мышления учащихся. Курс состоит из двенадцати тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом порядке. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Задачи каждой темы анализируются и для них указываются способы решения, которые иллюстрируются примерами. При этом в каждом разделе дается несколько задач, предназначенных для самостоятельного решения. В программу курса включается приложение «Психологическая минутка». Темы приложения не имеют непосредственного отношения к основному курсу и носят преимущественно характер математических развлечений направленных на развитие памяти, внимания, восприятия. Данный элективный курс рассчитан на 34 часа. При желании или необходимости количество часов можно увеличить, дополнив изучаемый материал дополнительными задачами. Занятия лучше проводить последовательно 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – не менее 40 минут. Желательно использовать красочные таблицы, схемы,  раздаточный материал. В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, частично-поисковую деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности. Результат работы учащихся по данной программе должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора; развитие логического мышления. Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; творческие работы. Сведения о прохождении программы спецкурса, посещаемости, результатах выполнения различных заданий фиксируются в специальном журнале.

Цель данного спецкурса: повышение уровня математической грамотности учащихся.

Задачи:

  • расширить рамки школьной программы;
  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач;
  • развить интерес к математике;
  • способствовать развитию логического мышления, памяти.

     

 


Планируемые результаты.

в направлении личностного развития:

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении:

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении:

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи обучения:

  • приобретение математических знаний и умений;
  • формирование представления о математических понятиях как о важнейших   математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
  • учиться поиску, систематизации, анализу и классификации информации, используя разнообразные информационные источники, включая учебную справочную литературу, современные информационные технологии;
  • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной,  личностного саморазвития, ценностно-ориентационной.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоении образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. Осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими о образовательной. общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждении;

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные нули достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,  общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать  свое мнение;

8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных  технологий  (ИКТ-компетентности);

9) первоначальные  представления  об  идеях  и  о  методах математики  как  об  универсальном  языке  науки  и  техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение   видеть   математическую   задачу в контексте проблемной ситуации в  других  дисциплинах,  в  окружающей  жизни;

11) умения   находить   в   различных   источниках   информацию,   необходимую   для   решения   математических   проблем, и

представлять  её  в  понятной  форме;  принимать  решение в  условиях  неполной  и  избыточной,  точной  и  вероятностной информации;

12) умения  понимать  и  использовать  математические  средства  наглядности  (рисунки,  чертежи,  схемы  и  др.)  для  иллюстрации,  интерпретации,  аргументации;

13) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и  понимания  необходимости  их  проверки;

14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15) понимания   сущности   алгоритмических   предписаний и  умения  действовать  в  соответствии  с  предложенным  алгоритмом;

16) умение  самостоятельно  ставить  цели,  выбирать  и  создавать  алгоритмы  для  решения  учебных  математических  проблем;

17) умение планировать  и  осуществлять  деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

3) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

4) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Учебно-тематический план спецкурса:

«Занимательные математические задачи»

занятия

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

1

Вводное занятие: «Математическая шкатулка» (как помогает в жизни умение решать логические задачи; математические игры).

1

2-3

«Переправа, переправа. Берег левый, берег правый» (логические задачи о переправах).

2

4-5

«Сообрази и посчитай» (задачи, требующие небольших логических рассуждений с последующим арифметическим просчетом).

2

6-7

«Волшебное зеркало мага» (обобщение известной задачи о колпаках).

2

8-9

«Где же правда?» (задачи о лгунах).

2

10-12

«Графы, множества» (решение  задач с помощью таблиц и графиков).

3

13-14

«Упорядочим множество – решим задачу» (класс логических задач, в которых решение сводится к упорядочению некоторых множеств).

3

15-16

«Можно ли обыграть противника?» (игровые логические задачи).

2

17-18

«Определите победителя турнира» (турнирные задачи).

2

19-20

Числовые ребусы.

2

21-22

Составление кроссвордов.

2

23-24

Задачи на разрезание.

2

25-29

«Проценты на все случаи жизни» (решение задач на проценты).

5

30-33

Геометрические задачи.

4

34

Итоговое занятие.

1

Календарно - тематическое планирование спецкурса

«Занимательные математические задачи»

Название темы

Кол- во часов

Форма проведения

Форма контроля

Дата

1

Вводное занятие: «Математическая шкатулка» (как помогает в жизни умение решать логические задачи; математические игры).

1 час

Мини-лекция, практикум

Разноуровневая работа

04.09

2

«Переправа, переправа. Берег левый, берег правый» (логические задачи о переправах).

2 часа

Комбинированный урок практикум

Самостоятельная работа

11.09

18.09

3

Сообрази и посчитай» (задачи, требующие небольших логических рассуждений с последующим арифметическим просчетом).

2 часа

Практикум

Работа в парах

25.09

02.10

4

«Волшебное зеркало мага» (обобщение известной задачи о колпаках).

2 часа

Систематизация знаний, практикум

Комментированное обсуждение

09.10

16.10

5

«Где же правда?» (задачи о лгунах).

2 часа

Мини- лекция, практикум

Комментированное обсуждение

23.10

30.10

6

«Графы, множества» (решение  задач с помощью таблиц и графиков).

3 часа

Урок практикум

Комментированное обсуждение

13.11

20.11

27.11

7

«Упорядочим множество – решим задачу» (класс логических задач, в которых решение сводится к упорядочению некоторых множеств).

3 часа

Лекция, практикум

Комментированное обсуждение

04.12

11.12

18.12

8

«Можно ли обыграть противника?» (игровые логические задачи).

2 часа

Комбинированный урок практикум

Работа в парах

25.12

15.01

9

«Определите победителя турнира» (турнирные задачи).

2 часа

Урок- практикум

Самостоятельная работа

22.01

29.01

10

Числовые ребусы.

2 часа

Мини-лекция,  практика

Разноуровневая работа

05.02

12.02

11

Составление кроссвордов.

2 часа

Комбинированный урок

Комментированное обсуждение

19.02

26.02

12

Задачи на разрезание.

2 часа

Мини-лекция, работа в парах

Работа в парах

04.03

11.03

13

«Проценты на все случаи жизни» (решение задач на проценты).

5 часов

Комбинированный урок практикум

Разноуровневый тест

18.03

01.04

08.04

15.04

22.04

14

Геометрические задачи.

4 часа

Урок практикум

Самостоятельная работа

29.04

06.05

13.05

20.05

15

Итоговое занятие

1 час

27.05

Итого

33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занимательные математические задачи

Данный курс имеет общеобразовательный характер, играет большую роль в развитии логического мышления учащихся. Курс состоит из двенадцати тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в ...

Конспект занятия внеурочной деятельности «Занимательные математические задачи»

Данное занятие проводилось на математическом кружке, и было нацелено на решение следующих задач: - развивать интеллектуальные способности учащихся через задачи логического характера; - учить мыслить п...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математические задачи и жизненные задачи.Пути выхода из различных жизненных ситуаций»

Курс имеет целью в научно-популярной форме познакомить учени­ков с различными направлениями применения математических зна­ний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ори­енти...

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 6 КЛАСС

Пособие для работы в 6 классе...

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 7 КЛАСС

Пособие для внеурочной деятелности в 7 классе...

Занимательные математические задачи для 5 класса

Данные задачи можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по математики в 4, 5 классах....