Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики
методическая разработка по математике

Петрова Ольга Георгиевна

 

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных  результатов учащихся на уроках математики

Мониторинг    предметных   и   метапредметных    результатов учащихся в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверкой на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова Ольга Георгиевна

учитель математики филиала МБОУ «Оерская СОШ» - «Тохойская ООШ»

Джидинского района Республики Бурятия

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных  результатов учащихся на уроках математики

Мониторинг    предметных   и   метапредметных    результатов учащихся в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверкой на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы. Для организации мониторинга сформированности,  как предметных, так и метапредметных результатов, учителю  необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы, те результаты, которые имеют значение для продолжения обучения на ступени среднего общего образования. Важно отметить, что образовательный мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных действий таких как:

- составление организационной модели проведения мониторинга;

- целеполагание и определение предмета мониторинга; разработка критериев оценивания;

- разработка инструментария; анализ и интерпретация полученных результатов.

     При оценке предметных результатов на каждом этапе мониторинга используется уровневый подход в достижении планируемых результатов и соответствующий для этого инструментарий в оценке достижений. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается обязательный уровень образовательных достижений. Достижение этого  уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта.

Обязательный уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.
В повышенном уровне достижения планируемых результатов оценка достижения осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов.

В процессе оценки используются разнообразные методы и  формы, взаимно дополняющие друг друга (метапредметные и предметные стандартизированные письменные и устные, практические, творческие работы, проекты, наблюдение, самоанализ и самооценка, др.)     Учащимися ведется  «таблица моих затруднений» (результаты текущих диагностических и тренировочных работ) и «таблица моих достижений» (результаты тематических и итоговых работ) при изучении каждой темы, а учитель заполняет таблицу предметных результатов.  Это помогает приобретать навыки самооценки и взаимооценки, рефлексии, самоанализа, самоконтроля, что дает возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью (регулятивные), что и требуют современные стандарты образования. Особое внимание необходимо уделять определению уровня достижений универсальных учебных действий.

    В работе для проведения диагностики сформированности  метапредметных результатов  определены следующие  параметры:  учебно-информационные умения, учебно-коммуникативные умения, учебно-организационные умения, учебно-логические умения. Механизмами отслеживания являются:

Таблица достижений учащихся:

Учебно-коммуникативные умения

Ф.И.

Умение аргументировать свою позицию

Умение формулировать вопрос в соответствии с коммуникативной ситуацией

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Например:

Учебно-коммуникативные умения

Ф.И,

5 класс

умение аргументировать свою позицию

умение формулировать вопрос в соответствии с коммуникативной ситуацией

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 ученик

Выше среднего

Высокий уровень

Выше среднего

Высокий уровень

2 ученик

Выше среднего

Высокий уровень

Выше среднего

Высокий уровень

3 ученик

Средний уровень

Выше среднего

Средний уровень

Выше среднего

Для формирования умений представленных в таблице использовались следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа
  • вопрос-ответ
  •  «опиши устно...», «объясни...» …

Таким образом, системный подход к отслеживанию образовательных результатов позволяет:

  •  выявить уровень  развития надпредметных умений и определить перспективу дальнейшей работы над данными умениями
  • определить индивидуальные достижения учащихся, выявить проблемы и скорректировать работу по освоению УУД;
  • конструировать индивидуальные программы развития УУД у учащихся средствами предмета;
  • координировать и согласовывать деятельность учителей разных предметов и образовательных областей в развитии и отслеживании универсальных учебных действий.

        Можно сделать вывод, что системный подход к отслеживанию образовательных результатов как текущих, так итогового освоения курса позволяет формировать индивидуальные образовательные достижения учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, обеспечивать современное качество образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников иностранному языку как один из способов повышения качества образования

Система мониторинга в наши дни создается повсеместно. Она необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффект...

Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики

Формирование некоторых метапредметных умений (из опыта работы)...

Мониторинг предметных, метапредметных, личностных качеств обучающихся

Результаты освоения обучающимися образовательных программ (предметные, метапредметные и личностные результаты): представлены результаты мониторинга за 2015-2016 и 2016-2017 учебные ...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики

Мониторинг    предметных   и   метапредметных    результатов учащихся в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условия...

Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики

Формирование метапредметных компетенций у учащихся на уроках математики ...

№12 Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов по английскому языку

Система мониторинга необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и г...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников английскому языку как один из способов повышения качества образования...