Площадь прямоугольника. Решение практических задач.
презентация к уроку по математике (5 класс)

Цыренова Хандама Зандановна

Урок математики в 5 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики в 5 классе  

по теме "Площадь прямоугольника. Решение практических задач "

Учитель математики: Цыренова Х.З.

На уроке решались следующие цели и задачи:

Цель:обобщить систематизировать и открыть новые знания о прямоугольнике. Научить применять формулы на  практике.

 (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: площадь прямоугольника, вычислять площадь фигуры, составленной из прямоугольников. Решать задачи.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: урок практикум

Планируемые результаты:

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка и корректирование своих действий во время урока.

Познавательные: находить и выделять необходимую информацию, понимать инструкцию, выстраивать необходимый алгоритм действий, находить площадь и периметр прямоугольника; рассуждать и делать выводы

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, работать в паре, осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей

Оборудование: Компьютер,  раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint, учебник Мерзляк 5 класс.    

Поставленные на уроке цели будут использоваться на последующих уроках данной темы. Цели урока реализовывались его структурой и содержанием. Соблюдалась логическая последовательность этапов урока.

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей и реальные возможности учеников класса

Класс работоспособный, любознательный. В основном дети имеют неплохие  вычислительные навыки. Но есть и слабые.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Устный счёт был нацелен на подготовку восприятия новой темы. Дети владеют рациональными приёмами работы, проявляют интерес к заданиям, при этом соблюдая культуру труда. Идёт развитие и тренировка памяти учащихся (механически-смысловой).

При повторении пройденного материала используется проблемный диалог (фронтальный опрос). Уровень заданного учителем материала соответствует уровню понимания содержания учениками. Заданные вопросы соответствуют требованиям стандарта и программным требованиям.

На уроке была создана проблемная ситуация в виде проблемного диалога, при котором формируются параметры мыслительных операций: обобщение, конкретизация.

Практическая работа - одна из форм и методов доведения цели до учащихся, организация осмысленного восприятия школьниками (логическая последовательность, взаимосвязь заданий, рациональность использования оборудования, практическая направленность материала.

Практическая работа способствовала нахождению площади прямоугольника в различных ситуациях самими учащимися.

При закреплении решались задачи на развитие самостоятельности и активности детей в процессе усвоения знаний.

Домашнее задание носит творческий характер, оптимальный объём, доступность инструктажа, предоставление права выбора.

  1. Рефлексия. На данном этапе детям предлагается оценить свою работу, выразить своё отношение к уроку, используя следующие формулировки: Что мы хотели узнать сегодня на уроке?

2. Чему научились?

 3.Какие открытия сделал каждый из вас?

4.Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?

5. Кого и за что сегодня можно похвалить?

6 А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке? 

1.

Технологическая составляющая урока:

Тип данного урока - применение знаний и умений в новой ситуации. Вид урока - урок-практикум. Содержание урока отвечает требованиям программы. Был использован жизненный опыт учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. Была связь с изученным материалом.

В соответствии с требованиями к современному уроку я применила следующие методы:

  1. репродуктивный метод как  элемент актуализации знаний.
  2. продуктивные методы - решение продуктивных заданий, решение жизненных задач.
  3. образовательные технологии:
  • проблемно-диалогическое обучение. На уроке велась работа над проблемой нахождению площади прямоугольника в различных ситуациях
  • технология оценивания. Словесный: "Молодец!»,комфортное и адекватное (надеюсь) самооценивание своих достижений на уроке с помощью оценочного листа.
  • информационно-коммуникационные технологии. На всех этапах урока использовалась разработанная учителем презентация(с использованием ЦОР).
  • здоровьесберегающие технологии. На уроке чередовались виды деятельности, проводилась физкультминутка.

 Считаю, что цели и задачи этого урока достигнуты Урок был динамичный, один вид деятельности сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке, способствовал общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

Урок поставленной цели достиг. Перспективы на будущее:

Продолжать учить ребят работать в группах, в паре.

Учить ребят выражать свои мысли.

Добиваться от ребят точных и правильных ответов.

         

Таким образом преемственность между начальной и средней школой соблюдается:

-в структуре урока (в соответствии с ФГОС);

-использовании технологий обучений;

-форм организации учебной деятельности;

-продолжению работы по обучению адекватному самооцениванию своих достижений;



Предварительный просмотр:

Конспект  урока « Площадь прямоугольника»

Ф.И.О. учителя

Цыренова Х.З.

Предмет

Математика

Класс

5  класс

Тема урока

Прямоугольник, площадь прямоугольника.

Цель: обобщить, систематизировать и открыть новые знания о  прямоугольнике, о нахождении периметра и площади этой фигуры по формулам.

Планируемые образовательные результаты. Ученик по окончании изучения темы:

  • формулирует цель, задачи с помощью учителя, проблемы и особенности развития урока;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • планирует предстоящую деятельность;
  • выясняет и активно участвует в обсуждении проблем изучения свойств прямоугольника;
  • развивает и отрабатывает умения находить периметр и площадь прямоугольника с помощью формул;
  • совершенствует навыки самостоятельной, исследовательской деятельности (анализ, сравнение, сопоставление) на этапе работы с информацией;
  • ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя;
  • осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Программные требования:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Получат возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; способности к самоопределению на основе критерия успешности учебной деятельности; способов решения проблемно-познавательных задач.

Научатся целеполаганию, принимать решения в проблемной ситуации, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, аргументировать и обосновывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию.

Научатся искать, анализировать, сопоставлять содержащуюся в разных источниках информацию

Программное содержание:

Прямоугольник, его свойства, обозначение.

Длина, ширина и диагонали прямоугольника.

Нахождение периметра и площади прямоугольника по формулам.

Применение формул нахождения периметра и площади прямоугольника для решения практических задач.

Ведущая мировоззренческая идея урока: комплексное изучение всех сведений о прямоугольнике поможет учащимся лучше решать жизненные практические задачи.

Основные понятия: длина, ширина, диагональ, периметр и площадь прямоугольника.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: поисково-исследовательская.

Оборудование и оснащение урока: мультимедиа проектор, экран, ноутбуки (1 для учителя и несколько для учеников)

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Актуализация опорных знаний (3 мин)
  3. Постановка цели и задач урока (2 мин)
  4. Применение знаний и умений в новой ситуации (7 мин)
  5. Физминутка (1 мин)
  6. Этап закрепления учебного материала (12 мин)
  7. Итоги урока (1 мин)
  8. Домашнее задание (1 мин)
  9. Рефлексия (2 мин)

МИЗАНСЦЕНА УРОКА

На доске отведено место для «Кластера», где впоследствии будут вывешены формулы для нахождения периметра и площади прямоугольника. На столах стоят ноутбуки для детей. Включен ноутбук учителя, подключен к проектору и отображается первый слайд презентации к уроку «С маленькой удачи начинается большой успех!»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Придумайте задачу, в которой необходимо найти периметр или площадь прямоугольника.
  • Представьте, что вы попали в город, где живут квадраты и прямоугольники. Какой он? Нарисуйте.

        

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ХОДА УРОКА

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

-планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками

Включение в деловой ритм урока

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Ребята, здравствуйте, мы начинаем новый  урок. Прежде чем перейти к изучению темы, давайте улыбнемся друг другу, пожмем руку и пожелаем удачной работы. Ведь с маленькой удачи начинается большой успех. Итак, в добрый путь. 

Перед вами лежит «Лист самооценивания».

- Сегодня на уроке вы будете оценивать результаты своей работы сами. Критерии оценивания даны, будьте внимательны. В конце урока подведем итог, посчитаем количество баллов и поставим оценку за урок.

Приветствуют учителя и друг друга, жмут руку и желают удачной работы. Включаются в деловой ритм урока

II. Актуализация опорных знаний

- организованная работа по повторению сведений о прямоугольнике создает проблемную ситуацию для подведения к теме урока

Актуализация опорных знаний и способов действий 

Беседа

-А начать сегодня урок я бы хотела с одной математической сказки.

Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей  форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: противоположные стороны равны, все углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»

- Как же тебя зовут? – спрашивали её.

- А зовут меня просто…. Как вы думаете, как зовут фигуру?

- Как же вы догадались?

 

Ходил квадрат по свету…  И стало тяготить его одиночество. Решил тогда квадрат поискать себе родственников. Однажды встречает он на пути фигуру, стал он к ней приглядываться.

- Как зовут тебя, приятель?

- Называют меня…..

- А мы не родственники с тобой?

- Если у нас найдутся 4 признака, по которым мы похожи, то, значит – родственники.

- Ребята, поможем прямоугольнику и квадрату отыскать признаки, по которым они похожи?

Обрадовались фигуры, тому, что нашли друг друга. Стали вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, веселиться, вместе по белу свету шагать, всем людям помогать.

Внимательно слушают учителя.

Участвуют в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Прямоугольник, т.к. в сказке упоминаются свойства прямоугольника: противоположные стороны равны, все углы прямые.

Прямоугольник.

Учащиеся  ищут четыре признака.

III. Постановка цели и задач урока

- постановка и формулирование проблемы; 
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Мотивация учебной деятельности

Метод: побуждающий к выдвижению гипотезы диалог.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока и задачи; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

- А как можно связать тему этой сказки с нашим уроком? Какую тему будем сегодня изучать?

- А какие учебные задачи можно поставить сегодня на уроке?

Цель: обобщить знания о  прямоугольнике, о нахождении периметра и площади этой фигуры по формулам, а также познакомимся с новым методом нахождения площади сложных фигур.

- А что нам поможет решить эти учебные задачи?

Определяют тему, цель урока, проговаривают задачи, делают записи в тетради.

Прямоугольник.

Вспомнить свойства фигуры; вспомнить формулы нахождения периметра и площади; тренироваться в решении задач по этим формулам.

Знания.

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

- планирование и прогнозирование;

- выдвижение  гипотез и их обоснование;

- использование знаково-символических  средств;

- познавательная инициатива;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Организует и контролирует процесс

- Вы уже знакомились с данной темой в начальной школе, но некоторые понятия, наверно, вам ещё неизвестны.

- Сегодня на уроке мы  вспомнили определение понятия прямоугольника.  Давайте вместе по уже известному материалу составим кластер – графическое представление информации (совместно с учителем).

Работа с текстом.

 - Смотрите, наш кластер составлен не полностью. Чтобы восполнить пробелы не только в кластере, но и в наших знаниях, нам поможет теоретический материал.

 - Прочитайте внимательно текст на листочке и сделать пометки на полях, то, что известно (+) и то, что узнали нового  (!).  

Обсудить материал в парах и после этого идет обсуждение в классе.

После этого вводится определение прямоугольника и диагоналей.

- Теперь мы знаем, что такое прямоугольник?

 - Среди остальных геометрических фигур мы можем его найти?

 На слайде приведены разные фигуры. Из данных фигур выберите прямоугольники.

На слайде приведены прямоугольники. Устно найдите периметр и площадь данных фигур.

Каждый прямоугольник имеет длину и ширину. Зная длину и ширину, что мы можем найти?

Составляют кластер, поясняя каждое действие.

Совместно  дополняют кластер.

Выбирают прямоугольники и поясняют, почему они их выбрали.

Можем найти периметр и площадь.

V.  Этап закрепления учебного материала

использование  

знаково-символических средств;

- выполнение действий по алгоритму;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-применение знаний при решении практических задач

 - Скажите, ребята, а где вам в жизни пригодятся знания о прямоугольнике, о нахождении периметра и площади?

- Представьте, что нам с вами в нашем кабинете математики нужно сделать ремонт. Нужно заменить уже прохудившийся местами линолеум и напольные плинтуса. С чего мы начнем наш ремонт?

 - А для чего мне нужно знать длину и ширину кабинета?

Длина = 5 м, ширина = 4 м.

- Так, нашли площадь. Заменили линолеум. А чтобы линолеум хорошо лежал и крепко держался, мне нужно прикрепить плинтуса.

Как  мне узнать, сколько я должна купить плинтусов, если я знаю, что длина одного плинтуса 3 метра?

Отвечают на вопросы.

С измерения длины и ширины кабинета.

- Чтобы найти площадь, которую нужно мне покрыть линолеумом.

Найдем периметр.

Весь периметр разделим на длину одного плинтуса.

VI. Физминутка

Раз – на цыпочки подняться,

Надо всем друзья размяться.

Два – нагнулись до земли

И не раз, а целых три.

Три – руками помахали,

Наши рученьки устали.

На четыре  - руки в боки,

Дружно делаем подскоки.

Пять – присели раза два.

Шесть – за парты нам пора.

- использование  

знаково-символических средств;

- выполнение действий по алгоритму;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-применение знаний при решении практических задач

Контроль знаний.

Метод: репродуктивный.

Решение практической задачи повышенной сложности

- Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо. Людям  каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? Предлагаю вам сейчас побыть конструктором. Вы сконструировали деталь, которая имеет следующие размеры (на слайде). Как бы вы нашли площадь такой детали? 3

Выявляет качество и уровень усвоения знаний.

На этапе закрепления проводится тестирование.

Итак, ребята, чтобы оценить ваши знания и умения в нахождении периметра и площади прямоугольника. Нам помогут ноутбуки.

Участвуют в беседе

Архитектору, конструктору, инженеру, строителю и т.д.

Разобьём сложную фигуру на части, найдём площади частей, затем площадь всей фигуры.)

5

S1 = 7 • 2 = 14 (м2)
S
2 = (7 – 4) • (8 – 2 – 3) = 3 • 3 = 9 (м2)
S
3 = 7 • 3 = 21 (м2)
S = S
1 + S2 + S3 = 14 + 9 + 21 = 44 (м2)

Давайте составим план решения задач на нахождение площади «сложной фигуры»:

  1. Разбиваем фигуру на простые фигуры.
  2. Находим площади простых фигур.

На ноутбуках выполняют тестирование, в оценочный лист выставляют оценки.

VII. Итоги урока

-умение подводить итоги своей работы и работы группы;

-определение значимости совместной работы и данной темы

Фронтальная работа

Подводит итоги работы класса в целом.

Какие учебные задачи решили?

Какие свойства прямоугольника повторили?

Какие формулы вспомнили?

Люди каких профессий применяют эти знания чаще всего?

А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке?

Участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы

Заполняют листы самооценки своей работы на уроке

VIII. Домашнее задание

-развитие творческого потенциала, умения вычислять периметр и площадь прямоугольника

Дает комментарий к домашнему заданию

1.Придумайте задачу, в которой необходимо найти периметр или площадь прямоугольника.

2.Представьте, что вы попали в город, где живут квадраты и прямоугольники. Какой он? Нарисуйте.

Внимательно слушают комментарии учителя по выполнению домашнего задания, делают записи в дневник

IХ. Рефлексия

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- самооценка на основе критерия успешности;
- адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия учебной деятельности

Оценка работы учащихся, подведение итогов

-Какие открытия сделал каждый из вас?

-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?

-Кого и за что сегодня можно похвалить?

- В оценочных листах вы сегодня себе выставляли баллы. Подсчитайте количество баллов и поставьте себе оценку.

- Погладьте себя по голове и скажите: «Молодец!»

Отвечают на вопросы учителя, выполняют необходимые действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Решение практических задач. Площадь поверхности и объём прямоугольного параллелепипеда»

Содержит задачи на нахождение объема и площади поверхности параллелепипеда. Имеет колонку "Содержание презентации"Содержит задания на делимость натуральных чисел. Имеет колонку с презентацие...

«Площадь прямоугольника. Решение практико-ориентированных заданий»

Цель урока:  способствовать формированию у учащихся понятия площадь прямоугольника, развитию умений вычислять площадь прямоугольника, применяя изученные свойства и формулы в решении практико...

Урок по теме: «Задачи на максимум и минимум. Применение математических методов в решении практических задач: CSI: место преступления»

Урок по теме: «Задачи на максимум и минимум. Применение математических методов в решении практических задач: CSI: место преступления» проводится в 11 классе в рамках темы "Математичес...

Урок "Решение практических задач по теме: ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ ФИГУР" 5 класс

Урок "Решение практических задач по теме: ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ ФИГУР",  5 класс...