Управление процессом достижения нового качества образования как условие реализации ФГОС
статья по математике

Якушкина Лариса Евгеньевна

Доклад на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление процессом достижения нового качества образования как условие реализации ФГОС

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

 резко возросла информированность детей;

 современные дети относительно мало читают;

 несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

 ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Сейчас все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

 применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

 создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своѐ знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться;

 учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не урок, где учащиеся получают отвлеченные от жизни знания, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, еѐ узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учѐтом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него  

материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Такие уроки характеризуют:

высокий темп работы;

концентрация и переключение внимания учеников;

различные формы  презентации материала: фото, видео, аудио, компьютерные программы.

максимальная включенность всех учеников;

разнообразие форм работы и заданий;

сотрудничество между учителем и детьми.

самостоятельная работа в группах и парах;

эмоциональная вовлеченность учеников;

поддержка коммуникации между учениками.

дифференциация заданий по сложности и объему;

индивидуальная работа и обратная связь;

использование творческих заданий.

использование различных инструментов оценивания;

использования оценивания для организации учебного процесса;

партнерское оценивание, групповое и индивидуальное самооценивание.

 Меняется методическая составляющая  работы учителя. Если раньше учитель пользовался большую часть времени репродуктивными методами, то теперь первостепенное значение приобрели методы эвристические, нацеливающие учащихся на самостоятельный поиск и обработку информации. Для того чтобы стать конкурентоспособным во взрослой жизни, ребенок должен уже со школьной скамьи научиться самостоятельно принимать решения и меняться в соответствии с запросами времени. Поэтому и учитель теперь не урокодатель, а путеводитель в бесконечном мире информации.

Какой индивидуальный образовательный маршрут разработать для ученика? Какие задания ему подобрать? Какие приемы работы выбрать для того, чтобы он раскрыл свой потенциал? Такие вопросы ставит перед собой современный учитель. Он не предлагает готовых решений, он определяет путь их поиска и очерчивает общий круг возможных решений, но последнее слово, выбор конкретного пути и конкретного решения остается за ребенком.

Как подготовить современный урок.

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

 комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

 выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

 определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

 выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

 дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

 создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний

Технологии, применяемые на уроках, которые помогут получить хороший результат

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

 Информационно – коммуникационная технология.

 Технология развития критического мышления.

 Проектная технология.

 Технология развивающего обучения.

 Здоровьесберегающие технологии.

 Технология проблемного обучения.

 Игровые технологии.

 Технологии уровневой дифференциации.

 Групповые

Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:

1. «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).

2. Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).

3. Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).

4. Межгрупповое взаимодействие (при общении, введении общих закономерностей, формулировании фундаментальных для данного возраста детей оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).

6. Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).

Остановлюсь на некоторых технологиях.

1.Технология проблемного обучения

В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает

необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках изучения нового материала и первичного закрепления.

Данная технология позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, прошу учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение.

Второй вид проблемного изложения нового материала - проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения.

В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:

1) подготовительный этап;

2) этап создания проблемной ситуации;

3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;

4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;

5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;

6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях.

2.Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на группы по 2 человека. Дети в парах организованы с разным уровнем развития: средний – низкий, высокий – средний. Все пары получают задания. Задания выполняют парой, при этом идѐт обсуждение, опрос друг друга. Затем пара должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все пары или часть пар, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики всѐ полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.

3. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Поэтому имеет смысл говорить о целесообразности использования компьютера в учебном процессе. Здесь следует учитывать следующие дидактические возможности компьютера: расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; развитие познавательных способностей учащихся; интегрированное обучение предмету; развитие мотивации у обучающихся. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие; тренажер; средство диагностики и контроля.

4.Технология разноуровневого подхода в обучении математике. Итак, в классе формируются три уровня учащихся: уровень 1 – учащиеся, которые имеют низкие математические способности, уровень 2 – учащиеся, которые имеют средние математические способности, уровень 3 – учащиеся, которые имеют высокие математические способности. Ребята знают, что со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.

5.Используя технологию проблемного обучения нельзя обойтись без технологии критического мышления. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

Учитель может опираться на принципы педагогической техники:

 свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

 открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

 деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

 идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

 обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Меняется методическая составляющая  работы учителя. Если раньше учитель пользовался большую часть времени репродуктивными методами, то теперь первостепенное значение приобрели методы эвристические, нацеливающие учащихся на самостоятельный поиск и обработку информации. Для того чтобы стать конкурентоспособным во взрослой жизни, ребенок должен уже со школьной скамьи научиться самостоятельно принимать решения и меняться в соответствии с запросами времени. Поэтому и учитель теперь не урокодатель, а путеводитель в бесконечном мире информации.

Какой индивидуальный образовательный маршрут разработать для ученика? Какие задания ему подобрать? Какие приемы работы выбрать для того, чтобы он раскрыл свой потенциал? Такие вопросы ставит перед собой современный учитель. Он не предлагает готовых решений, он определяет путь их поиска и очерчивает общий круг возможных решений, но последнее слово, выбор конкретного пути и конкретного решения остается за ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС

 Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся

Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...

Реализация нового качества образования в условиях введения ФГОС в начальной школе

Статья опубликована в сборнике Международной научно-практической конференции "Инновационная наука и современное общество", Уфа, 2015 г....

Достижение современного качества образования в условиях реализации ФГОС как следствие развития профессиональных компетенций учителей физики

В соответствии с требованиями ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и п...