Педагогическая рефлексия как основа деятельности учителя
материал по математике

Якушкина Лариса Евгеньевна

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Педагогическая рефлексия как основа деятельности учителя
Что  означает термин «рефлексия»?  Рефлексия-размышление, самонаблюдение, самопознание. (БЭС)
Рефлексия - это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. (Философский энциклопедический словарь)

Процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании, деятельность самопознания, раскрывающая человеку содержание его духовного мира

Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.
Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации полученных результатов и повышения эффективности деятельности в дальнейшем .

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов

 Педагог должен стремиться развивать такие профессиональные качества личности, как потребность в самоанализе собственной деятельности, способность к диалогу с детьми и родителями, стремление к овладению новыми методами диагностики и самодиагностики, способность к адекватной самооценке.

 

 Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная  деятельность.

Составляющие процесса самообразования педагога:

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Какого результата  я    
 действительно   хотел бы достичь?

• Какие  шаги я должен предпринять,
 чтобы  этот результат стал
 реальностью?

• Все ли зависит только от меня?

• Верю ли я в достижение результата?

     

 После проверки работы я заношу результаты в листы индивидуальных достижений, где указывается, какие задания решил каждый ученик; составляю таблицу , в которой привожу данные, сколько человек решило то или иное задание; просматриваю черновики учащихся, допустивших много ошибок, не подтвердивших свои оценки. На уроке обращаю внимание учащихся на самые распространенные ошибки, повторяем теорию по данным вопросам, делаем работу над ошибками, разбираем задания, вызвавшие затруднения. На последующих уроках даю учащимся для закрепления
аналогичные задания. С учащимися, получившими неудовлетворительные оценки, проводим дополнительные занятия в отдельных тетрадях. За каждым классом закреплен свой день занятий. Всем на флешки был отправлен теоретический материал по всем заданиям уровня В.  У всех учащихся есть методическое пособие с 30 вариантами заданий. Повторяем по темам: сначала теорию, затем решаем практические задания, потом самостоятельную работу по данной теме.

В прошлом  учебном году  выпускала  9 класс. Все учащиеся подтвердили свои оценки.

  Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная  деятельность.

Я посещаю учительские сайты, зарегистрирована на нескольких из них : «Видеоуроки.нет», Учительский портал,  знакомлюсь с новыми формами проведения уроков ,методами и приемами обучения, просматриваю статьи о воспитании, беру себе на вооружение некоторые приемы работы с подростками. Хочу некоторые свои уроки разместить на одном из сайтов. Посещаю уроки коллег на неделе педмастерства, которая проводится в нашей школе каждый год, уроки учителей нашего МО, сама даю открытые уроки. Провожу кружковую работу, в этом году кружок в 7 классе « За страницами учебников математики».

Со своими учащимися принимала участие в научно-практических конференциях по математике с проектами «Взаимосвязь математики и архитектуры в симметрии», «Перспектива в изобразительном искусстве», « Пифагорейский союз - научно-философская школа Пифагора». На уроках также использую ИКТ как при  объяснении нового материала, так и для закрепления и проверки знаний учащихся.Получен новый комплект  в этом году.

Учащиеся принимают участие в школьном и муниципальном турах олимпиад, в школе занимали призовые места, на муниципальном уровне нет. В этом году принимали участие в олимпиаде ,проводимой по Интернету.

Периодически прохожу курсы повышения квалификации.
Так как педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом для создания условий развития учащихся, то и все компоненты рефлексии в педагогическом процессе обусловлены рефлексией воспитанника своей деятельности в педагогическом процессе.

Опора для размышления
учитель

  • Каковы мои главные результаты?
  • Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал?
  • Какие методы я применял на уроке и почему?
  • Правильно ли я сделал выбор методов?

Что мешало достичь желаемого?

В настоящее время в учебном процессе основное внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых математических знаний, но и процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Ведь без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить себе добытые ими знания.

Опора для размышления
ученик

  • Каковы мои главные результаты?
  • Что я понял, чему научился?
  • Как я выполнял задания?
  • Каким способом?
  • Чем отличается мой способ от предыдущего?
  • Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал?
  • Что мешало достичь желаемого?

Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.


Формы рефлексии многообразны и зависят от возраста обучающихся и прочих особенностей

 Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

  В ходе проведения урока, предлагаемые учащимся вопросы для рефлексии, могут быть приближены к изучаемому материалу, например: «Какой способ решения данной задачи применил Петя?», «Чем этот способ отличается от способа решения предложенного Машей?», «Как ты получил такой результат?», «Как ты догадался применить такой способ решения?», «Объясни свое решение». ?», «Каким способом я выполнял задания и что я при этом чувствовал?», «Какие трудности я встретил в ходе решения и как я их преодолел?»
Рефлексия связана с другим важным действием учебного процесса - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию - осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей. Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически.
Рефлексия бывает:
а)
индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
б)
групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Традиционно в психологии различают
несколько видов рефлексии:

. Виды рефлексии:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
2. Рефлексия деятельности
3. Рефлексия содержания учебного материала
В своей педагогической практике я использую несколько форм проведения рефлексии на уроке, в зависимости от возраста обучающихся, изученного материала, психологических особенностей и т.п. Например: анкетирование, листок рефлексии, «закончи предложение»,  графическая и цветовая рефлексии, индивидуальные и групповые отчеты и т.п.. Остановлюсь подробнее на этих формах рефлексии.
В конце каждого урока важно не только повторить пройденный на уроке материал, но и осуществить рефлексию состояния ученика, его отношение к происходящему, его переживаний на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая коснулась его, либо захватила его, либо он остался совершенно равнодушным и безразличным к происходящему на уроке действу.
В этом случае вопросы, на которые я предлагаю ответить (письменно или устно, индивидуально или фронтально) могут звучат следующим образом:
• Доволен ли ты тем, как прошел урок?
• Было ли тебе интересно на уроке?
• Сумел ли ты получить новые знания?
• Был ли ты активен на уроке?
• Сумел ли ты показать свои знания и умения по теме?
• Учитель был внимателен к тебе?
• С каким чувством ты будешь выполнять домашнее задание?

Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

  • Отражает внутреннее состояние ученика;
  • Самочувствие ( комфортно – дискомфортно);

  Является средством самопознания

Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения:

Цветовая рефлексия: данная методика может быть полезна в том случае, когда нет времени проводить развернутую рефлексию, а также для учащихся младшего возраста. На каждом уроке я выдаю ученикам карточки трех цветов, в конце урока каждый ученик сдает карточку того цвета, который соответствует его оценке прошедшего урока. Данная рефлексия может проходить и анонимно. Карточка красного цвета означает: «я удовлетворен уроком, он был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку. Я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке». Карточка желтого цвета означает: « Урок был интересен, и я принимал активное в нем участие, урок был в большей степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, я смог выполнить ряд заданий. Во время урока мне было достаточно комфортно». Карточка зеленого цвета означает: «пользы от урока я получил мало, я не многое понимал из того, о чем говорилось и что делалось на уроке, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответам готов не был».
Рефлексия деятельности

  • Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом;
  • Дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Прием «Оценочная лесенка»: использую для развития умений критериального оценивания. Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко или нарисовать человечка на той ступеньке, на которую он поставил бы себя при выполнении данных заданий
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.  Это упражнение позволяет мне взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодится.

Рефлексия содержания
учебного материала

Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективны:

     -прием синквейна;

     - прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.

     Например, дети высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.


Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось…
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Мне захотелось…
15. Урок дал мне для жизни…

Прием «Рюкзак»: Прием рефлексии использую чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть данного приема- зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
• я научился составлять план текста  и конспект;
• я запомнил формулу для нахождения дискриминанта;
• я разобрался в такой-то теме ;
• я наконец-то запомнил, чем стандартный многочлен отличается от не стандартного.


Листы рефлексии: в результате их написания учащиеся могут подумать над тем, что им дало выполнение того или иного учебного задания, с какими сложностями он столкнулся в процессе его выполнения. Если были проблемы с выполнением задания, то необходимо подумать, как избежать их в дальнейшем. Такую методику можно предложить после выполнения исследовательского задания, лабораторной, практической работы, решения проблемной ситуации и т.п

Прием «Резюме»: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Среди вопросов обычно предлагаю следующие:
• Что нравится на уроках?
• Что не нравится на уроках?
• Можешь ли учиться лучше по предмету?
• Что мешает учиться лучше?
• Какие действия учителя считаешь неправильными?
• Поставь отметку учителю по 10-ти балльной системе. Обоснуй отметку

Прием «Паровозик»: На парте перед каждым ребенком в начале урока раскладываю по два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске в конце урока приклеиваю поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.



При использовании любой из предложенных форм рефлексии на уроках проводить «обращение назад» регулярно, чтобы у учащихся была потребность в осмыслении своих учебных действий, желание анализировать, размышлять, исследовать. Рефлексия должна работать на главную учебную цель-повышение эффективности самой учебной деятельности, развитие учебных компетенций обучающихся.

Учитель математики Якушкина Л.Е.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая рефлексия как основа деятельности учителя … Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя Федерико Феллини

Слайд 2

"рефлексия" (от латинского reflexio – «обращение назад») Процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании, деятельность самопознания, раскрывающая человеку содержание его духовного мира В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. .

Слайд 3

Составляющие процесса самообразования педагога: Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Слайд 4

Какого результата я действительно хотел бы достичь? • Какие шаги я должен предпринять, чтобы этот результат стал реальностью? • Все ли зависит только от меня? • Верю ли я в достижение результата?

Слайд 5

Количество выполнивших № задания К.р. № 2(16 чел) К.р. № 3(15 чел) 1 10 12 2 11 13 3 10 13 4 9 9 5 11 12 6 9 10 7 9 8 8 9 8 9 10 10 10 7 6 11 10 9 12 6 5 13 11 14 14 11 12 15 14 11 16 10 9 17 9 9 18 8 7 19 15 13 20 2 4 21 2(1) 1 22 2 (3) 23 - - 24 1 1 25 - - 26 - - Мониторинг контрольных работ в форме ГИА в 9б классе(17 чел)

Слайд 6

Взаимосвязь математики и архитектуры в симметрии ,

Слайд 7

Перспектива в изобразительном искусстве

Слайд 8

Подготовили: ученицы 8Б класса Зубкова Е. Медведева А. . «Пифагорейский союз –научно – философская школа Пифагора»

Слайд 9

Опора для размышления учитель Каковы мои главные результаты? Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал? Какие методы я применял на уроке и почему? Правильно ли я сделал выбор методов? Что мешало достичь желаемого?

Слайд 10

Опора для размышления ученик Каковы мои главные результаты? Что я понял, чему научился? Как я выполнял задания? Каким способом? Чем отличается мой способ от предыдущего? Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал? Что мешало достичь желаемого?

Слайд 11

Индивидуальная рефлексия Групповая рефлексия

Слайд 12

Рефлексия работы в группе Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания ? - делало её более эффективной - тормозило выполнение задания - не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе На каком уровне осуществлялось общение в группе? обмен информацией взаимодействие взаимопонимание Какие трудности испытывали при выполнении задания? недостаток информации недостаток средств коммуникации трудности в общении Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? сохранились единство и партнерские отношения единство было нарушено Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? лидер, выдвинувшийся в ходе работы нежелание наладить контакт большинства участников непонимание задачи, поставленной для совместной работы сама задача была трудной и неинтересной

Слайд 13

Классификация

Слайд 14

Рефлексия настроения и эмоционального состояния: Отражает внутреннее состояние ученика; Самочувствие ( комфортно – дискомфортно); Является средством самопознания.

Слайд 15

Вопросы для рефлексии • Доволен ли ты тем, как прошел урок? • Было ли тебе интересно на уроке? • Сумел ли ты получить новые знания? • Был ли ты активен на уроке? • Сумел ли ты показать свои знания и умения по теме? • Учитель был внимателен к тебе? • С каким чувством ты будешь выполнять домашнее задание?

Слайд 16

Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения.

Слайд 17

Цветовая рефлексия В конце урока каждый ученик сдает карточку того цвета, который соответствует его оценке прошедшего урока. Например, Красная –я удовлетворен уроком, он был полезен для меня ; Желтая – Урок был интересен, и я принимал активное в нем участие; Зеленая –пользы от урока я получил мало, я многое непонимал .

Слайд 18

Рефлексия деятельности Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом; Дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Слайд 19

Лестница успеха Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: уверен в своих знаниях в основном уверен нужно ещё повторить нуждаюсь в помощи

Слайд 20

Утверждение Выбери верное утверждение : Я сам не смог справиться с затруднением; У меня не было затруднений; Я только слушал предложения других; Я выдвигал идеи.

Слайд 21

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс, минус, интересно» Предлагается заполнить таблицу из трех граф (придумал доктор философии Эдвард де Боно) Плюс Минус Интересно Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы. Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятым, вызвало неприязнь. Записываются все любопытные факты, О которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Слайд 22

Рефлексия содержания учебного материала Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективны: -прием синквейна ; - прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Например, дети высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Слайд 23

Рефлексивный экран Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Теперь я могу… Я почувствовал, что … Я приобрел… Я научился… Я смогу… Меня удивило… Я попробую… Я получил от урока… Для меня было открытием, что … На мой взгляд удалось… На уроке я выполнял… Завтра я хочу на уроке… Мне захотелось… Я бы учел на будущее.. Урок дал мне … Мне сегодня удалось…

Слайд 24

Рефлексия «Рюкзак» Пример . • я научился составлять план текста и конспект; • я запомнил формулу для нахождения дискриминанта; • я разобрался в теме ; • я наконец-то запомнил, чем стандартный многочлен отличается от не стандартного

Слайд 25

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами» Г. Лессинг, немецкий философ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных педагогических технологий в образовательной деятельности учителями иностранного языка

краткий обзор педагогических технологий, применяемых на уроках иностранного языка учителями гимназии №7...

Ориентировочная основа деятельности учителя по подготовке метапредметных уроков

Презентация показывает как подготовить метапредметный урок...

Отзыв педагогического сообщества о профессиональной деятельности учителя

Отзыв педагогического сообщества о профессиональной компетентности педагога для аттестации...

Общедидактические основы деятельности учителя. Организация, методы, методики коррекционно-развивающего обучения

Общедидактические основы деятельности учителя. Организация, методы, методики коррекционно-развивающего обучения...

Нормативно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога.

Нормативно-правовые основы  деятельности учителя-дефектолога...

Результативность педагогической (и социально - общественной) деятельности учителя русского языка и литературы

Результативность педагогической (и социально - общественной)  деятельности учителя    русского языка и литературы за 2020/2021 учебный год...

Результативность педагогической (и социально-общественной) деятельности учителя биологии

Результативность педагогической (и социально-общественной) деятельности учителя биологии ...