Пчелы-математики
опыты и эксперименты по математике

Колесникова Марина Георгиевна

Способны ли насекомые считать? Могут ли пчёлы «понимать» ноль? Исследователи Королевского мельбурнского технологического института смогли разобраться с этими непростыми вопросами, а наша статья расскажет вам об их необычных «математических» экспериментах.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pchyoly_matematiki.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пчёлы-математики

Способны ли насекомые считать? Могут ли пчёлы «понимать» ноль? Исследователи Королевского мельбурнского технологического института смогли разобраться с этими непростыми вопросами, а наша статья расскажет вам об их необычных «математических» экспериментах.

Многие «братья наши меньшие» способны визуально различать количество предметов. Более того, разбираться с тем, что такое «больше» или «меньше» животные могут не только на примерах конкретных угощений, но и при сравнении абстрактных единиц. Однако одно дело сравнивать между собой количество предметов, а – понимать, где эти самые абстрактные предметы есть, а где отсутствуют полностью. «Увидеть» ноль на бумаге для животных намного сложнее, но возможно. Кто же это способное животное и каким образом происходит распознавание?

Единица и ноль Различать ноль вполне способны обезьяны и птицы (попугаи жако). Могло показаться, что справиться с такой задачей могут только «умные и способные», по мнению человека, животные. В статье научного журнала Science Advances рассказывается, как учёные из Королевского мельбурнского технологического института сумели доказать, что обычные пчёлы тоже разбираются в нолях и числах. Ранее было известно, что пчёлы умеют понимать числа до пяти. Так что Скарлет Хауард и другие исследователи стали обучать пчёл делать выбор между «больше» и «меньше». Происходило это следующим образом: насекомым предлагались два листа бумаги с нарисованными чёрными кругами на них. Пчеле предстояло выбрать один из листов и сесть на него или рядом. Если насекомому удалось угадать нужное количество кругов, они получали поощрение в виде лакомства. В итоге такого эксперимента пчёлы быстро освоились с условиями получения поощрения и научились различать количество кругов на листах.

Затем эксперимент подвергся изменению — теперь на листах присутствовал либо один круг, либо ноль. Насекомые сориентировались, что отсутствие кругов — это меньше, чем любое количество кругов, даже меньше одного. В ходе эксперимента в 63 процентов случаев выбор пчёл оказался верным — а это больше, чем вероятность совпадения при произвольном выборе листа. В то же время, это не такой уж и большой процент, если рассуждать о пользе сути понимания отсутствия чего-либо. Ведь осознавать наличие/отсутствие еды, хищников, соплеменников необходимо в живой природе. Стоит упомянуть, что у эксперимента есть и противники. Так, научный сотрудник Лондонского университета королевы Марии Клинт Перри считает, что, делая свой выбор, насекомые реагировали не на количество кругов, а на соотношение на листе чёрных и белых цветов. На это проводившие эксперимент учёные парировали, что абсолютно белый или чёрный лист насекомые не видели, соответственно им нечего было принимать за исходный образец. Пчёлы получали своё лакомство лишь при выборе круга на бумаге, поэтому логично было предположить, что насекомые разберутся в том, что один круг – больше чем ничего, и будут способны всегда делать правильный выбор. Однако в большом количестве случаев пчёлы делали свой выбор в пользу пустого белого листа.

Ввиду разности в толковании «выбора пчелы» и небольшого процента положительных результатов, способность пчёл осознавать ноль спорна. По всей видимости, абсолютно разрешить данный вопрос станет возможно только когда специалисты смогут считать электрические импульсы в мозге насекомых и соотносить их с поведением пчёл.