QR-квест «Вклад математиков в Великую Победу»
методическая разработка по математике (6 класс)

Название работы: QR-квест по математике «Вклад математиков в Великую Победу»

ФИО автора (полное, без сокращений): Полонская Елена Васильевна

Название общеобразовательного учреждения (полное, без сокращений): Муниципальное автономное общеобразовательное

Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Балаково Саратовской области

Класс: 6

Описание разработки, краткие рекомендации к использованию: "Математический QR- квест" — это игра-путешествие по станциям, на которых команде предлагаются различные математические задания.

Чтобы учащиеся принимали более активное участие, проводится в форме QR- квеста. Для этого ученикам необходимо поделиться на 2 команды – взвода и выбрать командиров. Командам раздаются маршрутные листы, на которых 4 QR- кода, каждому из которых соответствует определенная аудитория.

За правильный ответ команда получает звездочки. Победители выявляются по набранному количеству баллов, заработанному в каждом задании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polonskaya_e.v._matematika.docx484.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: QR-квест «Вклад математиков в Великую Победу»

Тип мероприятия: игра-путешествие по станциям, на которых необходимо выполнить определённое задание и получить звездочку. Количество станций - 4

Время и место проведения: после уроков в течение 1-1,5 часа. Под каждую станцию отводится кабинет.

Помощники: на каждой станции находится учитель

Ход мероприятия: Все участники мероприятия собираются в актовом зале, где проводится инструктаж, знакомство с командами (название, девиз, эмблема, капитан), раздаются маршрутные листы с QR кодами.

  1. Организационный момент

Звучит музыка «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова.

           Вступительное слово учителя:

Наступила весна!  Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника - Дня Победы. В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за всё, что мы имеем - жизнь и праздник в нашей жизни, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. За плечами этого праздника страшное время войны, разрухи, миллионы смертей. В год Великой Победы вспоминаем тех, кого с нами нет, и поздравляем тех, кто дошёл до этого светлого дня. Сегодняшний урок математики посвящаем победе Советского народа над фашистами. Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего…

Выступление учащихся:

Ученик 1. Великая Отечественная война выдвинула перед всеми видами деятельности огромное число сложнейших проблем. Математика не осталась в стороне. Перед ней возникали многочисленные новые задачи, зачастую совершенно необычные. Например, перед войной все были увлечены созданием авиации, которая летала бы с огромными для того времени скоростями, на большой высоте и отличалась бы при этом большой маневренностью. Однако уже в первый период войны стало ясно, что при определённых условиях оказываются незаменимыми бомбардировщиками тихоходные самолёты, которые ранее использовались лишь как учебные. Но для них не было таблиц бомбометания, поскольку никто не помышлял о таком их использовании. Пришлось срочно эти таблицы составлять. Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим задачам, которые нужно было срочно решить. Ими занимались как специалисты в области артиллерии, так и математики. Проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, а также область, которую накроет бомбовой удар. Такие таблицы были составлены еще до начала войны, но для самолетов, обладающих большими скоростями. Во время войны были созданы специальные полки ночных тихоходных бомбардировщиков, но для них не было таблиц бомбометания.
На кафедре теории вероятностей МГУ были рассчитаны таблицы бомбометания с малых высот при малых скоростях самолета. Они оказали несомненную помощь нашим летчикам и летчицам.
Ученик 2.  Впечатляющим было участие математиков в развитии авиации.
Решение математиками важных проблем аэродинамики позволяло авиаконструкторам достичь блестящих результатов в совершенствовании боевых самолётов и прежде всего увеличении их скорости.

  1. Основная часть

Учащимся раздаются маршрутные листы (Приложение 1)

В маршрутном листе зашифрованы математики, которые внесли вклад в Великую Победу. Ученикам необходимо с помощью смартфона прочитать QR-код. Узнав, про какого математика идет речь, учащиеся идут в определенную аудиторию. (на аудиториях написаны ФИО ученых).

В каждой аудитории преподаватель рассказывает про математика, который внес вклад в Великую Победу (Приложение 2). После чего ученикам дается задание.  (Приложение 3). После выполнения задания, команде даются звездочки.

  1. Подведение итогов

Происходит подсчет звездочек и определяется победитель квеста.

Ученик 3:

Баллада о математике:

Как воздух, математика нужна,

Одной отваги офицеру мало.

Расчеты! Залп! И цель поражена

Могучими ударами металла.

И воину припомнилось на миг,

Как школьником мечтал в часы учения

О подвиге, о шквалах огневых,

О яростном порыве наступления

Но строг учитель был, и каждый раз

Он обрывал мальчишку резковато:

"Мечтать довольно! Повтори рассказ

О свойствах круга и углов квадрата!»

И воином любовь сбережена

К учителю, далекому, седому.

Как воздух. Математика нужна,

Сегодня Офицеру молодому!

Учитель: К сожалению, и теперь положение в мире таково, что страны, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.

   ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

     

      №1  

        №2  

        №3  

        №4     

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987) – величайший русский математик ХХ столетия, создатель современной теории вероятностей, автор классических результатов в теории функций, в математической логике, топологии, теории дифференциальных уравнений, функциональном анализе, в теории турбулентности, теории гамильтоновых систем. В истории российской науки его имя стоит рядом с именами М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева - ученых, всей своей жизнью прославивших Россию.

В период Великой Отечественной войны Андрей Николаевич напряжённо работал над проблемами оборонного характера. Он, используя свои работы по теории вероятностей, разработал теорию наиболее выгодного рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым усилить действие артиллерии, которую заслуженно называли «богом войны».

Мстислав Всеволодович Келдыш (1911 - 1978 ) — советский учёный в области прикладной математики и механики, крупный организатор советской науки, один из идеологов советской космической программы.

Именно ему принадлежат великие слова – «Мы работали самозабвенно, но не задумывались о значении своей работы. И только когда, едва отдышавшись после запуска, мы услышали, как воспринимают этот запуск во всем мире, мы поняли, что начался космический век человечества».

В годы войны наряду с научно-экспериментальными космическими исследованиями он занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолетные конструкторские бюро и на авиационные заводы. Война потребовала от авиации больших скоростей полетов самолетов. Еще раньше авиаторы столкнулись с грозным явлением, которое возникало в самолетах, достигших больших скоростей - так называемый флаттер, самовозбуждающиеся вибрации в моторах, которые часто вызывали катастрофы в воздухе. А в момент посадки скоростного самолета его колёса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, часто вызывало катастрофы на аэродромах. М.В. Келдыш и его сотрудники исследовали причины флаттера и шимми, создали математическую теорию, которая позволила своевременно защитить от этих явлений конструкции скоростных самолетов. Самолеты были обеспечены надежной защитой. Вибраций не стало. Наша авиация уже больше не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета их конструкций.

Алексей Николаевич Крылов (1863 - 1945) выдающийся русский и советский кораблестроительмеханик и математикакадемик Петербургской академии наук, Российской академии наук, академии наук, генерал российского флота, генерал для особых поручений при морском министре Российской империи. С 1916 года – директор Главной физической обсерватории и начальник Главного военно-метеорологического управления, с 1917 года - директор Физического института Академии наук. После Октябрьской революции начальник Морской академии. В 1921 году в составе комиссии для возобновления научных связей был командирован Академией наук за границу. Находясь там, наблюдал за постройкой судов, заказанных для советского флота. По возвращении руководил Физико-математическим институтом АН СССР.

Его труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно-морскими силами. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.

Сергей Владимирович Бахвалов (1898—1963) - советский математик, профессор, доктор наук. В 1917 году был призван в армию и служил год на румынском фронте в артиллерийской бригаде. Осенью 1918 года поступил на физико-математический факультет Московского университета, однако в 1919 году был мобилизован в Красную армию, в которой служил до 1924 года, из которых два года на Восточном фронте командиром батареи, а с осени 1922 года, в связи с переводом воинской части в Москву, возобновил занятия в университете, оставаясь на службе в армии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  1. Графические примеры.

  1. Дроби

  Блокада Ленинграда длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941- 1942 года. Когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Есть было нечего.

- Одна такая «осьмушка» была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города.

«осьмушка» хлеба

Осьмушка- это  часть булки хлеба. Что значит  часть?

Давайте вспомним, как найти часть от числа?

Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг.

Запишем на доске:

1 кг = 1000г

1000:8×1 = 125 (г)

Ответ: 125 грамм.

125г хлеба – это была суточная норма ленинградцев.

- Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

- Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира -свой Ленинград, свой Санкт- Петербург!

3. Координаты точек

Изобразите координатную плоскость. Отметьте на координатной плоскости точки с заданными координатами и соедините их отрезками строго по порядку. При правильном выполнении задания получится рисунок, символизирующий самую главную награду России. (в результате на координатной плоскости получится звезда)

1. (-6; -8)

2. (-3; -1)

3. (-9; 3)

4. (-2; 3)

5. (0; 10)

6. (2; 3)

7. (9; 3)

8. (3; - 1)

9. (6; -8)

10. (0; -4)

4.Решите уравнение:

Я задумал число. Если из этого числа вычесть 1000, а потом разность разделить на 2, то получится 209. Какое число я задумал?

(1418)

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война

Фашисты разрушили и сожгли свыше 70 тыс. городов, поселков и деревень нашей Родины.

Разрушили 84 тыс. школ, 334 высших учебных заведения.

Враг не пощадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Свыше 27 млн. жизней советских людей унесла война.

Страшные цифры войны

Каждый час во время войны погибали 793 человека

Каждую минуту - 13 человек

Каждые 5 секунд – одна человеческая жизнь

Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого погибшего в эту войну, нам бы пришлось молчать более 50-ти лет

5. Решение задач.

На момент вторжения немецко-фашистских агрессоров враг превосходил наши войска по личному составу в 1,8 раза, по тяжелым и средним танкам в 1,5 раза, по самолетам новых типов в 3,2 раза, по орудиям и минометам в 1,2 раза. Каково было вооружение захватчиков, если в войсках, прикрывавших Западные границы СССР, было 2,9 млн. человек, 1540 самолетов нового типа, 34695 орудий и минометов, 1800 тяжелых и средних танков?

Решение:

  1. 2,9 * 1,8 = 5,22 (млн.чел) состав фашистских войск
  2. 1540 * 3,2 = 4928 (шт) самолетов фашистских войск
  3. 34695 * 1,2 = 41634 (шт) орудий и минометов фашистских войск
  4. 1800 * 1,5 = 2700 (шт) тяжелых и средних танков фашистских войск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вклад географии в Великую Победу

Методическая разработка по теме «Вклад географии в Великую Победу»...

Вклад химии в великую победу.

Вклад химии в великую победу....

Внеклассное мероприятие "Вклад химии в Великую Победу"

Внеклассное мероприятие "Вклад химии в Великую Победу" об ученых-химиках, разработки которых внесли вклад в победу над фашизмом, а также о химических элементах в военном деле....

Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы «Вклад глухих в Великую Победу»

Сценарий может быть полезен для коррекционных школ, где обучаются глухие и слабослышащие дети....

Внеклассное мероприятие по математике "Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне".

Цели внеклассного мероприятия: • Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. • Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. ...

Классный час "Вклад советских математиков в Великую Победу"

Методическая разработка посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которую наша страна празднует в 2020 году. За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечествен...